Царь-Девица. Мне пятнадцать только лет
И только когда мы окончательно утвердились в версии о том, что основным прототипом Царь-Девицы для Пушкина, - вслед за Державиным, - является Елизавета Петровна, - только тогда мы начали понимать, отчего ей пятнадцать лет, - и ни годом более.
Ей - Елизавете, - было пятнадцать лет, когда умер её великий отец. И вот именно эту девицу, пятнадцатилетнюю, осиротевшую, Пушкин и вводит в свою сказку. Отец умер, но мать – Екатерина – ещё жива. И она сочетает в себе и мать, и отца, и более в ней – отца, - поскольку велик-то был – именно он, а не она, - бедная лифляндская крестьянка. Это – точно так, как в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» героиню, которую играет Нонна Мордюкова, зовут «дядя Миша», - как звали её покойного мужа. Муж этот как бы продолжает жить – в ней (история Ксении Петербургской!).
Но здесь и Екатерина – ещё не царица. Пушкин меняет историю. Он вставляет сразу после царствования Петра - себя, - женящегося на дочери Петра, - и таким образом становящегося царём. Пётр передаёт власть непосредственно Пушкину, - сочетая его с любимой своей «дщерью» (к чему Пушкин уже п о д б и р а л с я в «Арапе Петра», как мы отмечали выше). Умерший Пётр здесь "действует" через жену свою – Екатерину, как бы заключённый в ней. «Разве муж и жена не един дух и не едина плоть?», - вопрошает в «Капитанской дочке» Василиса Егоровна, поминая библейское высказывание (Бытиё. Первая книга Моисеева, гл.2). Вот этот «един дух и едина плоть» и есть «гермафродит» Месяц Месяцович.
Но, прежде чем говорить о Месяце Месяцовиче, нам надо ещё понять, что такое Чудо-юдо - рыба Кит.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/17/1388
Свидетельство о публикации №219101501302