Спасение от зла

...Господи Иисусе Христе, помилуй всех и меня, непотребного!

    Бывает в жизни, надо принять решение, и от него зависит человеческая жизнь. Мы несколько раз в день принимаем подобные решения. В основе их всегда есть тот или иной помысл – мысль, соединённая с эмоцией. Он исходит из сердца, проявляет себя в голове и является исходной точкой последующего действия. И этот посыл далеко не всегда бывает истинный. В глубине сердца человека живёт нечто или некто и влияет на сердце и ум.  Может быть, этого змея можно назвать гордыней или самолюбием... 

Как  распознать приходящие помыслы? Совесть человека говорит,  например, что  правильно смириться, а рассудок настаивает: "Ты обязан его покорить!" Кто подскажет?

Пересвет принимал решение поразить противника, зная, что копьё у того длиннее.   Если говорить о главе какой-нибудь страны, то он спрашивает себя - начать ли войну? Какова будет расплата?

Люди просто обязаны знать, что происходит в их сердцах.
Может быть, кто-то замечал, что начинал совершать действие ради некой цели, но на самом деле толчком  к поступку был другой, тайный мотив. Просто он не обратил внимание на одно мгновенное и сильное движение сердца, полагая, что вся сущность ума – в голове.

А главные решения принимаются в сердце. Какое-то одно его движение – жалость, ненависть, любовь, страх, саможаление – является  решающим, и человек готов творить несуразности. И ещё прежде, чем начнёт действовать тело, действие уже совершилось в сердце, и там лёг отпечаток на всю жизнь, сложилась судьба человека, не заметившего, может быть, что произошла встреча души с Богом и с дьяволом.  

И  как хорошо, если человек будет хранить сердце от помыслов и ясно понимать волю Божию. Умение различать потаённые от своего рассудка движения сердца не достояние одних отшельников. Исторический опыт показал, что без  личной мудрости, прозорливости,  духовной образованности и нравственной высоты каждого русского православного христианина, от министра до бездомного, общество обязательно падает в пропасть через некоторое время. 

Помыслы всеваются в рассудок дьяволом, оттуда принимаются сердцем, а поскольку это происходит мгновенно и бесконтрольно, то и кажется, что их рождает сердце. До сердца их никак допускать нельзя. Дьявол владеет сердцем человека через помыслы, но и в мире нет истинных помыслов! Вся задача и дело в том, чтобы их находить и извлекать из мира. Конечно, и  само сердце рождает привычные ему помыслы, но и их ни за что нельзя принимать. Кто верующий, тот примет помысл, только от самой Премудрости - от Создателя.

Но всегда на Святой Руси (и не только) существовало учение о том, как отсекать или исправлять помыслы призыванием имени Иисуса Христа, очищать сердце для принятия благодатных, созидательных, животворных истин. Это - тысячелетняя практика непрестанной, или частой, молитвы, постоянная народная память Божия, творение Иисусовой молитвы между днями причащения Тела и Крови Христовой. 

В начале его принесли с собой греки, крестившие Русь. Затем преподобный батюшка  Антоний принёс с Афона эту науку и научил ей русское монашество,  а оно – князей и всё общество. Иисусову молитву творил святой Ярослав Мудрый и учил ей сына. В старину, в благословенные столетия созидания Святой Руси, сердца многих русских напитывались Иисусовой молитвой. Она сохранялась в 15 веке во времена Иосифа Волоколамского и Нила Сорского, когда созидалась Московская Русь. В 18 веке активизировал занятие Иисусовой молитвой преподобный батюшка Паисий Величковский, когда созидались победы при Екатерине Второй. Иисусовой молитве предавались Серафим Саровский, Оптинские старцы и Иоанн Кронштадтский и многие миряне весь 19 век. К сожалению,  в начале 20 века, вместо того, чтобы распространить умное делание, некоторые церковные деятели отнеслись к нему без должного внимания.
 
И снова мы десятки лет ходим в Церковь, не слыша призывов к умному деланию.  Это, скорее всего, из-за утраты традиции, недостатка опытных. И приходится признать, что это, скорее всего, тот случай, когда иерархия не очень-то и требуется, она здесь неважна, поскольку это дело общее, настолько же мирянское, насколько священническое, общее, как общее Евангелие и Символ Веры.  Многие русские созрели для того, чтобы утверждать, что творение большинством людей в России Иисусовой молитвы и очищение помыслов – одно из важных, необходимых условий самоспасения с Божией помощью и благополучия России и её народа в веках. Выход - в самой молитвенной практике с одновременным крайне внимательном изучением имеющейся серьёзной современной и святоотеческой литературы по вопросу Иисусовой молитвы.
 
Греческие и русские христиане, имеющие опыт Молитвы, учат изъять свои помыслы – то есть энергию ума – из  мира и приблизить ум к сердцу.

И Божественная Сила, Благодать постепенно освобождает ум от мирских помыслов, и будут вместе Бог, ум и сердце. Великое и священное дело, доступное каждому!

Если же не держать ум у сердца с молитвой Иисусу Христу, то с приходящими помыслами ни за что не справиться, самому человеку это не под силу, бесплотный демонический мир только Святейшим Именем Бога побеждается.
 
Если прислушаться к русским святым последнего времени, то видно, что Иисусова молитва доступна всем без исключения и в наши дни. 
  
Если никогда не допускать и самой малой доли самопревозношения, мечтательности, помнить о самом главном своём грехе и самоукорении, то Господь вскоре подаст каждому то, чего ему на самом деле не хватает, восполнит недостающее, научит христианской мудрости, какую имели наши давние предки, заложившие духовные основы Святой Руси.

Слово «помилуй», по гречески «элейсон», от слова елей, масло – символ Божественной благодати – означает прошение о возвращении нарушившему крещальные обеты человеку даров Святого Духа – силы, совета, страха, любви, чистоты, мира, кротости и смирения. 
 
Можно добавить, что творить молитву надо стремиться в сердце, или поначалу у сердца, но не в голове. Это может произойти естественно, сначала через сочувствие сердца словам молитвы, творимым языком или умом, а впоследствии ум должен всегда пребывать в сердце, и тогда привыкнет видеть приходящие помыслы, отсекать или исправлять их. Умно-сердечная молитва доступна всем без исключения. Со вниманием и напряжением молящийся освобождается на это время от всякого влияния своей греховной природы и дьявольского внимания, привыкает к чистоте души. 

Для того чтобы стремиться к молитве созерцательной, требуется прохождение обучения в монастыре у опытного старца, достижение полного бесстрастия и многолетней свободы от всякого греха и после этого полное уединение по благословению начальства для полного ухода от мира и  дальнейшего, более сурового,  подвижничества. 

Совершенно невозможно и считается безумием своими силами стараться соединять, именно соединять ум и сердце, потому что в своё время такое соединение совершат исключительно Сам Господь. Преждевременное старание достичь соединения ума и сердца свидетельствует о непонимании самой сущности молитвы. Стремиться же к тому, чтобы находиться умом в сердце или близ него и воссылать оттуда молитву Создателю, надо обязательно. Держать внимание можно только в самой верхней части сердца или над ним. Ум сводить к сердцу можно вместе с дыханием.
 
Митрополит Иоанн (Снычёв) учил стараться не допускать между одной и другой молитвами постороннего помысла. Всё дело только в призывании Имени Иисусова и напряжённом погружении ума в слова молитвы, а не в том, чтобы следить за приходящими благодатными ощущениями. 
 
Это не мантра, как пустословят некоторые, это горячее обращение к Создателю.
 
Когда молитва православного христианина сосредоточенная, смиренная, покаянная, по возможности со слезами, без ожидания каких-либо даров, то, как говорят святые отцы, Святой Дух сам учит человека настоящей молитве.
 
И ещё хочется сказать о силе русской молитвы: не зря говорят, что способность русского растворяться  в своём народе является богоданным свойством. Когда русский молится, он может и должен обращаться к Богу, держа в духе и разуме весь православный христианский народ, и даже сонм небесных святых, слившись с ними в одно духовное предстоящее Богу целое. Так он возносит благодарения и прошения ко Господу и молится молитвами «Отче наш», «Царю Небесный» и «Господи Иисусе Христе, помилуй нас». Молится и за весь мир.
 
Только с Богом и Верой мы можем иметь независимый от помыслов рассудок и светлый и вдохновенный разум, так необходимый для собственного спасения и для великих свершений, таких как  объединение и благополучие народа или народов.
 
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.


КОНЕЦ. 

 
Наверху картина Павла Рыженко "Царёво молчание".


Рецензии
Борис!
Вам многое дано… Далее знаете. Сил и крепости духовной!
Ваши работы нужны. Кто-то будет спорить. Кто-то задумается. Кто-то извлечёт что-то для себя и поймёт то, что раньше никак не получалось.

Много лет назад, когда я потеряла мужа, стала замечать храмы. И мне хотелось зайти. Слёзы ручьями. Перед ликом Пресвятой Богородицы стою и не понимаю, за что такое испытание. А мысли разные были. Как в той притче, где человек роптал, что слишком тяжёлый крест несёт, непосильный. Просил Бога заменить крест. И привиделось ему, что попал в помещение, где разные кресты. Тяжёлые и лёгкие, большие и малые, из разных материалов. Голос прозвучал: "Выбирай крест по своим силам". Человек выбрал самый лёгкий. Голос ему пояснил: "Его ты и несёшь!"

Как часто мы ропщем, не понимаем, как милостив к нам Бог.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!

Вера Редькина   29.08.2023 12:34     Заявить о нарушении
За слово поощрения спасибо!

Я тоже был свидетелем, ув. Вера, что и в 70 лет не поздно обратиться к Богу, а кое-кто и в 91 год начинал горячо молиться.
Вы удивительно выразились, с присущей Вам краткой выразительностью : "стала замечать храмы"... За этими словами страница жизни...

А мне довелось несколько раз бывать в Тихвине, у чудотворной иконы, подлинника. И замечу, что очень суровым людям этот образ душу выворачивал.
Но больше всего меня трогает житие Марии Египетской, которое читается в конце Великого поста. Это как-бы про мою собственную душу.

Борис Силуанов   29.08.2023 14:49   Заявить о нарушении
Прошу прощения! Вера, вы наверное, заметили, что у меня выражение "выворачивает душу" - неудачное. Лучше было, наверное, сказать, сотрясает душу от проникновения в неё особой благодати Божией Матери. А словечко "выворачивает" пришло на ум, потому что при близком взгляде на образ у многих наворачиваются слёзы, как-бы выворачиваются из какой-то глубины. ...

Борис Силуанов   29.08.2023 17:24   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис!
Вы пишете чётко и понятно. Русский язык богат.
Заставляете думать. Нет причин для беспокойства.
Пишите и пишите! Это нужно!
С добром,

Вера Редькина   29.08.2023 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.