Начиная жизнь в среде толпы или сила коллектива

            Москва.  Шестидесятые  годы.
       Интеллектуальная  жизнь  столицы сконцентрировалась  в  улицах  и 
       переулках  центра  города,  который с этих  лет  стал  местом  моего 
       постоянного  жительства.
           В  одном  из  сретенских  переулков собирались   однокурсники 
       Эрнста Неизвестного Александр Зиновьев и Мераб  Мамардашвили, физики
       Петр Капица, Лев Ландау, Андрей Сахаров, а также Высоцкий, Ахмадулина,
       Аксенов, Окуджава и др.
           На  площади  Маяковского  в доме № 1  поселился  коллектив  театра
       « Современник».    Это  был    молодежный театр,  в  котором 
       выпускники  школы  студии МХАТА  под  руководством  О. Ефремова, 
       говорили с  нами  о  прошлой,  настоящей   и  будущей жизни .
       Для  того  чтобы попасть  на  его  спектакли,  мы  дежурили  ночами в 
       пропахшем  кошками  подъезде  театра,  контролируя  списки  утренней 
       очереди  за  билетами в   три театра « Современник»,   « Сатиры»  и 
       им.Моссовета.
           Мы  знали  и  любили  и артистов  этих  театров.  Среди  артистов 
       никто  не  называл  себя  звездами.  Они  все  были  как  мы  и  жили 
       нашей  жизнью.  А  какие  были  постановки!
       В ДК на улице Герцена проходили чтения молодых  поэтов, и работал
       театр-студия «Наш дом», главным режиссером которого был Марк
       Розовский. 
           Московские  любители  кино  получили в подарок  кинотеатр
       «Иллюзион», в котором  демонстрировались . фильмы из архива
       Госфильмофонда, иногда не имевшие прокатной лицензии в СССР.
           В клубе  фабрики «Красные текстильщики» на Якиманской набережной 
       также  показывали  раритетные  фильмы,   и  выступала  первая   рок-
       группа — «Цветы» Стаса Намина.
           С  приходом  нового режиссера   Юрия  Любимова обрел  новую  жизнь 
       Московский театр  драмы и комедии на  Таганке.
           Было  престижным  посещать  политехнический  музей,  стоять  в 
       очередях  в музей  Изобразительных  искусств им.  А.С. Пушкина, в
       Манеж,  выполнять  домашнее  задание  в детском  отделе  библиотеки
       им. В.И. Ленина  и  многое  еще,  о  чем  сегодняшняя  молодежь 
       просто  не  знает, да и представить  не сможет.
           Весенний  воздух оттепели  кружил  голову.  Свобода  мысли, 
       действий,  слова,  одежды     тревожили  сердца  подрастающего 
       поколения.
           Не  так  давно     созданный   художественный фильм
       « Стиляги»,  который со  слов  критиков  отразил  жизнь  поколения
       60х..  просто  вымышленный  водевиль с  песнями и плясками.
           Москва  60х   лет,  может  быть,  станет   еще  сюжетом  хороших 
       произведений. Я  завидую   этим  авторам.   Но  сейчас  не  об этом.
           Подростки  и  молодежь  центра  города  не  только  дышали   
       воздухом  свободы и весенней оттепели,  но  и  жили  в  закипающем 
       бульоне  грядущих  перемен.
           Молодежный  журнал  «  Юность »  был  настольной  книгой  многих, 
       а  кто  не  мог  подписаться  стояли  в очереди  на  его  прочтение. 
       Читали  мы  не  просто  много,  а  постоянно.
           Москвичи  традиционно  любили  и  посещали  кинотеатры. 
       Напротив  моего  нового  дома  на  Садовом  кольце  располагался    
       один  из  престижных  кинотеатров  «  Форум».
       За   ним  находилась  моя  новая  школа.  Она  была  одной    из трех 
       первых  школ   города  с  одиннадцатью  классами .обучения.
       С  9  класса  начиналась  профессиональная  подготовка.  Предлагалось 
       много  профессий: стенографистки; машинистки;  продавцы;консультанты, 
       столяры;краснодревщики и  т.д..   Элитой  была подготовка  художников 
       ;оформителей,   которые  занимали  отдельный  этаж  здания.
           Наш  8 класс   был  достаточно  дружный,  несмотря  на  различный 
       социальный  состав.  Совместно  учились  дети  служащих Генерального
       Штаба  министерства Обороны СССР, МВД  и  наша  основная  группа,
       проживающая на  улицах,  граничащих  с   Лавровским  переулком  и 
       Марьиной  Рощей.
           Классным  руководителем  была  молоденькая    преподавательница 
       математики  Наталья  Николаевна Бакулина. Маленького  роста,  в 
       строгом  английского  покроя  костюме  с  комсомольским  значком  на 
       лацкане  пиджака.
       Большие  роговые  очки  придавали  ей  серьезность,  хотя  она  была 
       не  намного  старше  нас.  Мы  ее  обожали!
           Собрание  класса  решило  сохранить  и  класс  и  классного 
       руководителя.  Девочки  выбрали  профессию  продавца;консультанта, 
       что  некоторым  из  них  помогло  поступить  в  институт  торговли 
       им. В. Плеханова.  Мальчики  выбрали  специальность  столяра,  что  в 
       жизни  пригодилось  всем.
           Чем  ближе  было  окончание  обучения,  тем  больше  нас 
       интересовали  не  только   ВУЗы,  но  и  выпускные  наряды.
       А   преподавателя   литературы  волновала  наша  способность  написать 
       сочинения  на  выпускном  экзамене и на  вступительном    экзамене в 
       институт.
           Алевтина  Гавриловна,  какое  же Вы  чудо,  как  Вы.  были  правы!
       Одной  из  форм  подготовки  было,  составление   сложного  плана 
       изложения  материала  классиков  русской  литературы  и советских 
       писателей.
           Планы  же  наших  голов  были  заняты  другими  мыслями.
       И  вот  однажды,  получив   очередное домашнее  задание  подготовить 
       сложный  план  сочинения  по  произведению М. Горького  «Мать»  на 
       воскресение,   случилось  то, о чем  я  бы  хотела  поделиться  с
       Вами.
           Войдя в класс,  я  попала  в  гущу  дебатов.   Основная  масса   
       не  подготовила  домашнее  задание,  два ; три  человека  просто 
       боялись  показать  свои  творения.
       Дебатами  руководил  провокатор  Славка,  ехидно  улыбаясь,  он 
       подбрасывал  фразы,  которые  тут же  повторялись   и  волной 
       охватывали  всех  присутствующих.  Все  смеялись и шутили.
            Пришли  к общему  мнению,  до  начала  урока  подойти к Алевтине 
       Гавриловне  и  извиниться  за  невыполнение  домашнего задания.
           Делегация  была  выбрана  быстро  я   ;  староста  класса  и 
       Игорь  Маслов,  как  представитель  мужской  половины.
       Перемена  заканчивалась,  и мы поспешили в учительскую.
       В  учительской  было  шумно  и  дымно.   Кто разговаривал,  кто   
       пил  чай,  кто  висел  на  телефоне,  а  двое  ожидавших  постоянно 
       тормошили  его  ,  показывая  на  часы.
           На  домашнем  диване  в  глубине  кабинета  сидела  Алевтина 
       Гавриловна, курила  папиросу  и   разговаривала  с   историчкой, 
       секретарем  парткома  школы  Маргаритой Николаевной.  Пробившись 
       между  преподавателями,  мы  встали  перед  ними.
       Я  глубоко  вдохнула и тут  Игорь,  краснея,  выпалил:
           ;  Э! Алевтина Гавриловна,  класс  считает,  что  Вы  дали  нам 
              мало  времени  для подготовки  домашнего  задания.;
       Я  смотрела  на  него,  дергала  за  рукав кителя, но  было  поздно. 
       Алевтина Гавриловна.  Погасив  папиросу  в  пепельнице,  стоявшей 
       рядом  на  столе,  сказала:
            ;  Пошли  вон!  ;
       И  мы  пошли.  Игорь  качал  головой  и  не  мог  понять,  как  это 
       сказал.
            Мы  вошли  в  класс.  Класс  все  понял  сразу.
       Не  успели  сесть,  как   вошла  Алевтин  Гавриловна и  спокойно,  но 
       глядя  в  глаза  каждому,  спросила:
            ;  Кто  еще кроме,  присланных  делегатов  считает,  что  Вам 
               было  дано  мало  времени  на  подготовку  домашнего 
               задания?!; 
       Стояла  гробовая  тишина.  Все  сидели  как  в  первом  классе  на 
       втором  уроке.  Выждав    театральную   паузу,   Алевтина  Гавриловна   
       произнесла:
            ;  Вы,  не  готовы,  можете  выйти  с  занятия.
               Остальные  достают  листы  и  начинают  писать
               сочинение.
            Тут  встал  Сашка  Кузнецов,  который  боялся  Алевтины  больше
       всех.  Все  мальчики  ходили  еще  в  школьном  кителе,  к  воротничку 
       которого  подшивался  белый  подворотник.  Сашка  был  смуглый,  и 
       она  всегда  делала  ему  замечания  за  якобы  грязную шею. Он 
       краснел,  обижался,  а  при  ответе  еще  чаще  произносил  слово 
       паразит « значит»,  что  тоже  не  оставалось  без  внимания 
       преподавателя. Мы  не  понимали,  за  что она  его  унижает  при 
       всех.   
            Но  он  встал!!
            ;  Ты,  куда  собрался  Кузнецов? ;  спросила  Алевтина.
            ;  Я,  значит,  тоже  не  готов.;  ответил  он , с  трудом 
       выговаривая  фразу..
            ;  Сидеть! ;  скомандовала  Алевтина,  и  Сашка  рухнул  за 
       стол.
           Выходя  из  класса,  я  посмотрела  на  одноклассников,  но  их 
       лиц  я  не  увидела.  Они  все  преданно  смотрели  на  преподавателя,
       а она,  наклонившись  над  открытым  журналом,  сверх  очков 
       посмотрела  нам  вслед.
       Я  и Игорь  стояли  в коридоре  и  не  могли  вернуться  в  себя от 
       происшедшего.   Потрясение  было  настолько  сильным.   Молчали,  не
       понимания  о  чем  и  как  сказать  о  предательстве  одноклассников. 
       Теперь  они  стали  как  в  песне  В. Высоцкого
            «Если друг оказался вдруг
             И не друг, и не враг, а — так;»
            Открылась  дверь  математического  класса,  и  Наталья 
       Николаевна  посадила  нас   абсолютно  заторможенных  на  свой  урок.
       Мы  пребывали в  шоке,  машина  жизни  в  первый  раз  сбила  нас   на 
       обочину.  Было  неожиданно, больно  и  противно.
       Наталья  Николаевна,  что;то  говорила,  но  мы  не  слышали.
       По  домам  разошлись  молча.
           На  следующий день,  на  большой перемене Наталья Николаевна 
       пригласила  нас с Игорем к себе  в  класс,  в который    вошла  и 
       Алевтина  Гавриловна.
            У  Алевтины  любимчиков  в  классе  не  было, но  к  нам  двоим 
       она  относилась,  не  стандартно.
       Как  всегда  мы все  усиленно писали  сочинения по  два  урока на 
       темы,  предлагаемые  преподавателем.  Иногда  эти  темы  ставили  нас 
       в  неожиданные  варианты  рассуждений.
            По  теме « Найти общие  черты и определить  разницу  героев Гриши   
       Добросклонова,  Рахметова и   Павла  Власова»,  Игорь  написал « 
       Добросклонов  поет  песенки. Рахметов  спит  на  гвоздях,  а  Павел 
       Власов  действует».
            Была  поставлена  отличная  оценка  без  обсуждения  сочинения.
       Аналогичный  случай  произошел  со  мной.  Я  целый  урок  мучала 
       тему « За что я  люблю  В. Маяковского».  Затем  написала  одно  слово 
       «  Люблю»  и  сдала  работу.  Долго  переживала,  но  увидев  в 
       тетради  пятерку,  поняла,  что у  меня  отношение к поэту  с
       Алевтиной  Гавриловной   одинаковое.
           И  так  перемена, и мы  в классе  наедине   с  двумя 
       преподавателями.
           Алевтина Гавриловна  взяла  журнал  и  открыла  его  на  своей 
       странице.  Полюбуйтесь,  сказала она  нам.  На  журнальном  листе 
       аккуратно  в  столбик  были  выставлены оценки за  сочинение  по  теме
       М. Горького « Мать».
       Ровный  столбик  двоек.  И  только у  Сашки  Кузнецова  стояла 
       тройка, а у меня и Игоря ; нб.
           Наталья  Николаевна  молчала,  теребя  полу  жакета.  Она 
       смотрела  на  нас  и  слезы  блестели  за  стеклами  очков.  Игорь 
       стоял   красный.  Я  держалась  за  край  стола.
       Алевтина Гавриловна  говорила:
           ;  Ну, вот , Вам,  первый  урок  «  силы  коллектива».  Перед 
              Вами  хоть  кто  то  извинился?!
              Нет?!
              Они  все,  кроме  Саши,  подставили  Вас!
              Это  первый  удар.  Жестокий.  В  жизни  будет  много 
              аналогичных  испытаний.
              Вы,  должны,  прежде  всего,  думать,  а  потом  принимать 
              решение.  Стоит ли  ради  такого  коллектива,  массы,  толпы, 
              бросаться  на  амбразуру.  Или  рвать  свое  сердце  из  груди,
              освещая  путь,  как  Данко.
              Понятно?!    Игорь,  ты  же  занимаешься  боксом?  Как  у  вас 
              говорят  «  Надо  держать  удар !
       Она  резко  повернулась  и  вышла  из  класса,  но  навсегда 
        осталась  в  моем  сердце.
       Ударов  в  жизни  было  много.
       Сила  коллектива  была  похожа  на зрителей  боя  гладиаторов.
       Толпу  заводил  запах  и  вид  крови.
           Даря  жизнь  гладиатору  ,зрители  показывали  кулак,  как  символ
       меча  в  ножнах.
           Желая  смерти  гладиатору,  они  поднимали  руки с отжатым 
       большим  пальцем. 
           Таких  зрителей,  в  моей  жизни  было  больше!
           Меня    на  конкретном примере  научила  держать  удар  Алевтина
       Гавриловна  мой   преподаватель  литературы .
           После окончания  школы наш  класс  ни  разу  не  собирался.


     2019г.                Вера Ольгина


Рецензии