Начиная жизнь в среде толпы или сила коллектива
Интеллектуальная жизнь столицы сконцентрировалась в улицах и
переулках центра города, который с этих лет стал местом моего
постоянного жительства.
В одном из сретенских переулков собирались однокурсники
Эрнста Неизвестного Александр Зиновьев и Мераб Мамардашвили, физики
Петр Капица, Лев Ландау, Андрей Сахаров, а также Высоцкий, Ахмадулина,
Аксенов, Окуджава и др.
На площади Маяковского в доме № 1 поселился коллектив театра
« Современник». Это был молодежный театр, в котором
выпускники школы студии МХАТА под руководством О. Ефремова,
говорили с нами о прошлой, настоящей и будущей жизни .
Для того чтобы попасть на его спектакли, мы дежурили ночами в
пропахшем кошками подъезде театра, контролируя списки утренней
очереди за билетами в три театра « Современник», « Сатиры» и
им.Моссовета.
Мы знали и любили и артистов этих театров. Среди артистов
никто не называл себя звездами. Они все были как мы и жили
нашей жизнью. А какие были постановки!
В ДК на улице Герцена проходили чтения молодых поэтов, и работал
театр-студия «Наш дом», главным режиссером которого был Марк
Розовский.
Московские любители кино получили в подарок кинотеатр
«Иллюзион», в котором демонстрировались . фильмы из архива
Госфильмофонда, иногда не имевшие прокатной лицензии в СССР.
В клубе фабрики «Красные текстильщики» на Якиманской набережной
также показывали раритетные фильмы, и выступала первая рок-
группа — «Цветы» Стаса Намина.
С приходом нового режиссера Юрия Любимова обрел новую жизнь
Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Было престижным посещать политехнический музей, стоять в
очередях в музей Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в
Манеж, выполнять домашнее задание в детском отделе библиотеки
им. В.И. Ленина и многое еще, о чем сегодняшняя молодежь
просто не знает, да и представить не сможет.
Весенний воздух оттепели кружил голову. Свобода мысли,
действий, слова, одежды тревожили сердца подрастающего
поколения.
Не так давно созданный художественный фильм
« Стиляги», который со слов критиков отразил жизнь поколения
60х.. просто вымышленный водевиль с песнями и плясками.
Москва 60х лет, может быть, станет еще сюжетом хороших
произведений. Я завидую этим авторам. Но сейчас не об этом.
Подростки и молодежь центра города не только дышали
воздухом свободы и весенней оттепели, но и жили в закипающем
бульоне грядущих перемен.
Молодежный журнал « Юность » был настольной книгой многих,
а кто не мог подписаться стояли в очереди на его прочтение.
Читали мы не просто много, а постоянно.
Москвичи традиционно любили и посещали кинотеатры.
Напротив моего нового дома на Садовом кольце располагался
один из престижных кинотеатров « Форум».
За ним находилась моя новая школа. Она была одной из трех
первых школ города с одиннадцатью классами .обучения.
С 9 класса начиналась профессиональная подготовка. Предлагалось
много профессий: стенографистки; машинистки; продавцы;консультанты,
столяры;краснодревщики и т.д.. Элитой была подготовка художников
;оформителей, которые занимали отдельный этаж здания.
Наш 8 класс был достаточно дружный, несмотря на различный
социальный состав. Совместно учились дети служащих Генерального
Штаба министерства Обороны СССР, МВД и наша основная группа,
проживающая на улицах, граничащих с Лавровским переулком и
Марьиной Рощей.
Классным руководителем была молоденькая преподавательница
математики Наталья Николаевна Бакулина. Маленького роста, в
строгом английского покроя костюме с комсомольским значком на
лацкане пиджака.
Большие роговые очки придавали ей серьезность, хотя она была
не намного старше нас. Мы ее обожали!
Собрание класса решило сохранить и класс и классного
руководителя. Девочки выбрали профессию продавца;консультанта,
что некоторым из них помогло поступить в институт торговли
им. В. Плеханова. Мальчики выбрали специальность столяра, что в
жизни пригодилось всем.
Чем ближе было окончание обучения, тем больше нас
интересовали не только ВУЗы, но и выпускные наряды.
А преподавателя литературы волновала наша способность написать
сочинения на выпускном экзамене и на вступительном экзамене в
институт.
Алевтина Гавриловна, какое же Вы чудо, как Вы. были правы!
Одной из форм подготовки было, составление сложного плана
изложения материала классиков русской литературы и советских
писателей.
Планы же наших голов были заняты другими мыслями.
И вот однажды, получив очередное домашнее задание подготовить
сложный план сочинения по произведению М. Горького «Мать» на
воскресение, случилось то, о чем я бы хотела поделиться с
Вами.
Войдя в класс, я попала в гущу дебатов. Основная масса
не подготовила домашнее задание, два ; три человека просто
боялись показать свои творения.
Дебатами руководил провокатор Славка, ехидно улыбаясь, он
подбрасывал фразы, которые тут же повторялись и волной
охватывали всех присутствующих. Все смеялись и шутили.
Пришли к общему мнению, до начала урока подойти к Алевтине
Гавриловне и извиниться за невыполнение домашнего задания.
Делегация была выбрана быстро я ; староста класса и
Игорь Маслов, как представитель мужской половины.
Перемена заканчивалась, и мы поспешили в учительскую.
В учительской было шумно и дымно. Кто разговаривал, кто
пил чай, кто висел на телефоне, а двое ожидавших постоянно
тормошили его , показывая на часы.
На домашнем диване в глубине кабинета сидела Алевтина
Гавриловна, курила папиросу и разговаривала с историчкой,
секретарем парткома школы Маргаритой Николаевной. Пробившись
между преподавателями, мы встали перед ними.
Я глубоко вдохнула и тут Игорь, краснея, выпалил:
; Э! Алевтина Гавриловна, класс считает, что Вы дали нам
мало времени для подготовки домашнего задания.;
Я смотрела на него, дергала за рукав кителя, но было поздно.
Алевтина Гавриловна. Погасив папиросу в пепельнице, стоявшей
рядом на столе, сказала:
; Пошли вон! ;
И мы пошли. Игорь качал головой и не мог понять, как это
сказал.
Мы вошли в класс. Класс все понял сразу.
Не успели сесть, как вошла Алевтин Гавриловна и спокойно, но
глядя в глаза каждому, спросила:
; Кто еще кроме, присланных делегатов считает, что Вам
было дано мало времени на подготовку домашнего
задания?!;
Стояла гробовая тишина. Все сидели как в первом классе на
втором уроке. Выждав театральную паузу, Алевтина Гавриловна
произнесла:
; Вы, не готовы, можете выйти с занятия.
Остальные достают листы и начинают писать
сочинение.
Тут встал Сашка Кузнецов, который боялся Алевтины больше
всех. Все мальчики ходили еще в школьном кителе, к воротничку
которого подшивался белый подворотник. Сашка был смуглый, и
она всегда делала ему замечания за якобы грязную шею. Он
краснел, обижался, а при ответе еще чаще произносил слово
паразит « значит», что тоже не оставалось без внимания
преподавателя. Мы не понимали, за что она его унижает при
всех.
Но он встал!!
; Ты, куда собрался Кузнецов? ; спросила Алевтина.
; Я, значит, тоже не готов.; ответил он , с трудом
выговаривая фразу..
; Сидеть! ; скомандовала Алевтина, и Сашка рухнул за
стол.
Выходя из класса, я посмотрела на одноклассников, но их
лиц я не увидела. Они все преданно смотрели на преподавателя,
а она, наклонившись над открытым журналом, сверх очков
посмотрела нам вслед.
Я и Игорь стояли в коридоре и не могли вернуться в себя от
происшедшего. Потрясение было настолько сильным. Молчали, не
понимания о чем и как сказать о предательстве одноклассников.
Теперь они стали как в песне В. Высоцкого
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;»
Открылась дверь математического класса, и Наталья
Николаевна посадила нас абсолютно заторможенных на свой урок.
Мы пребывали в шоке, машина жизни в первый раз сбила нас на
обочину. Было неожиданно, больно и противно.
Наталья Николаевна, что;то говорила, но мы не слышали.
По домам разошлись молча.
На следующий день, на большой перемене Наталья Николаевна
пригласила нас с Игорем к себе в класс, в который вошла и
Алевтина Гавриловна.
У Алевтины любимчиков в классе не было, но к нам двоим
она относилась, не стандартно.
Как всегда мы все усиленно писали сочинения по два урока на
темы, предлагаемые преподавателем. Иногда эти темы ставили нас
в неожиданные варианты рассуждений.
По теме « Найти общие черты и определить разницу героев Гриши
Добросклонова, Рахметова и Павла Власова», Игорь написал «
Добросклонов поет песенки. Рахметов спит на гвоздях, а Павел
Власов действует».
Была поставлена отличная оценка без обсуждения сочинения.
Аналогичный случай произошел со мной. Я целый урок мучала
тему « За что я люблю В. Маяковского». Затем написала одно слово
« Люблю» и сдала работу. Долго переживала, но увидев в
тетради пятерку, поняла, что у меня отношение к поэту с
Алевтиной Гавриловной одинаковое.
И так перемена, и мы в классе наедине с двумя
преподавателями.
Алевтина Гавриловна взяла журнал и открыла его на своей
странице. Полюбуйтесь, сказала она нам. На журнальном листе
аккуратно в столбик были выставлены оценки за сочинение по теме
М. Горького « Мать».
Ровный столбик двоек. И только у Сашки Кузнецова стояла
тройка, а у меня и Игоря ; нб.
Наталья Николаевна молчала, теребя полу жакета. Она
смотрела на нас и слезы блестели за стеклами очков. Игорь
стоял красный. Я держалась за край стола.
Алевтина Гавриловна говорила:
; Ну, вот , Вам, первый урок « силы коллектива». Перед
Вами хоть кто то извинился?!
Нет?!
Они все, кроме Саши, подставили Вас!
Это первый удар. Жестокий. В жизни будет много
аналогичных испытаний.
Вы, должны, прежде всего, думать, а потом принимать
решение. Стоит ли ради такого коллектива, массы, толпы,
бросаться на амбразуру. Или рвать свое сердце из груди,
освещая путь, как Данко.
Понятно?! Игорь, ты же занимаешься боксом? Как у вас
говорят « Надо держать удар !
Она резко повернулась и вышла из класса, но навсегда
осталась в моем сердце.
Ударов в жизни было много.
Сила коллектива была похожа на зрителей боя гладиаторов.
Толпу заводил запах и вид крови.
Даря жизнь гладиатору ,зрители показывали кулак, как символ
меча в ножнах.
Желая смерти гладиатору, они поднимали руки с отжатым
большим пальцем.
Таких зрителей, в моей жизни было больше!
Меня на конкретном примере научила держать удар Алевтина
Гавриловна мой преподаватель литературы .
После окончания школы наш класс ни разу не собирался.
2019г. Вера Ольгина
Свидетельство о публикации №219101501402