Регресс видовых признаков Homo Sapiens

Видовые признаки Homo Sapiens в сфере поведения:
1. разумность (неограниченная способность к научению);
2. социальность (индивид не становится и/ или перестает быть человеком вне общества себе подобных);
3. созидательность (созидательный труд является способом существования вида).

Взаимосвязь видовых признаков поведения:
- созидательность индивида формируется в результате научения (разумности);
- научение происходит при помощи внутривидовых контактов (социальности).

Видовые особенности человека в начале третьего тысячелетия находятся под сильнейшим трансформирующим влиянием трех глобальных трендов развития земной цивилизации – информатизации (А), глобализации (Б), автоматизации (В). При этом устойчивыми являются такие корреляции как: «информатизация – разумность», «глобализация – социальность», «автоматизация – созидательность».

Указанные явления и корреляции возникли многие десятилетия назад, но только к настоящему времени сформировали результаты (эффекты), доступные массовым наблюдениям, а именно:
1 + А = дилетантизм (занятие деятельностью без знаний и подготовки);
2 + Б = девиантность (отклонение от принятых общественных норм);
3 + В = контрпродуктивность (иждивенчество как идеология).

В глобальной популяции Homo Sapiens в целом происходит регресс видовых  признаков – «одичание», верным свидетельством которого является принятие социальных патологий в качестве официальных норм. Причины регресса естественные – развитие земной цивилизации на фоне внутривидовой конкуренции за ресурсы и влияние.

Объекты регресса – отдельные индивиды и социальные общности (системы). При этом эффекты регресса у разных объектов разные: у отдельных индивидов это деформации поведения (дилетантизм, девиантность, контрпродуктивность), у социальных
общностей – системный кризис. При этом универсальной причиной всех эффектов является «плохое управление по объективным причинам».

«Плохое управление по объективным причинам» есть результат лавинообразного роста объемов (количества) информации в мире на фоне значительного усложнения её
содержания (качества). При этом традиционные формы научения и социального устройства повсеместно продолжают доминировать.

В результате «плохого управления по объективным причинам» в силу математически доказанного «закона необходимого разнообразия» (https://ru.wikipedia.org/wiki
/Закон_необходимого_разнообразия) повсюду в мире происходит «потеря управления» (см. ссылку).

Единственно адекватной реакцией человечества на регресс видовых признаков будет
радикальное переустройство: на уровне социальных общностей – систем управления,
на уровне отдельных индивидов – методов научения (воспитания, просвещения). Цели такого переустройства: а) на уровне общностей – максимальное повышение
способности к переработке информации; б) на уровне отдельных индивидов – формирование «суверенитета личности» – взятие индивидом полной ответственности за свою судьбу.

Максимальной способностью к переработке информации обладают общности:
- построенные снизу вверх (от первичных ячеек к координационному центру);
- основанные на максимальном делегировании принятия управленческих решений на места (доминанта на самоуправлении);
- в кадровом отношении исповедующие меритократию – принцип управления, согласно
которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди (см. https://
ru.wikipedia.org/wiki/Меритократия).

Система научения, направленная на формирование суверенитета личности независимо от её конкретных характеристик потребует превращения «общества потребления» в «общество созидания». При этом глобальная установка человечества на «уровень жизни» будет переориентирована на «качество жизни».


Рецензии