Литература США 20 век

Ведущее направление в американской литературе было за писателями – реалистами, которые брали свою творческую силу в произведениях У. Уитмена и Г. Бичер-Стоу.
Писатель Уильям Дин Хоуэллс (1837-1920) в своих романах и стихах несколько идеализировано описывал американскую действительность, критики признали его главой  «нежного» реализма.
Еще одно литературное направление – натурализм, тоже имело некоторое влияние на американскую литературу.
Писатель Фрэнк Норрис (1870-1902) в своей монументальной эпопеи «Трилогия пшеницы» (романы «Спрут», «Омут», «Волк», 1901-1902) воссоздал картину борьбы американского фермерства за свое выживание.
Отрывок из произведения Фрэнка Нориса «Спрут»:
«…Пресли не терпелось ехать дальше. Еще немного, и у него весь день пойдет прахом. В конце концов, он не имеет к управлению фермой никакого отношения, и если Хувену нужен какой-то совет, все равно ничего путного он ему не посоветует. Он не желал иметь ничего общего с этим грубым мужичьем - батраками и мелкими арендаторами, всю жизнь копавшимися в земле, которая забивала им все поры. Ни малейшей симпатии к ним он не испытывал. Его нимало не интересовали ни их жизнь, ни их обычаи, ни свадьбы, ни ссоры, ни похороны, ничто в их жалком, безрадостном существовании…»
Натуралистическая тенденция характерна произведениям Стивена Клейна; в своих произведениях он показывает ложную романтику войны.
Отрывок из произведения Стивена Клейна «Алый знак доблести»:
«…Он лег на широкую скамью, занимавшую весь дальний конец лачуги. Напротив, в другом конце возле очага, громоздились ящики из-под галет. Они заменяли стол и стулья. Одну из бревенчатых стен украшала картинка, вырезанная из иллюстрированного журнала, на колышках, параллельно друг к другу, лежали три ружья. Любой мало-мальски подходящий выступ служил вешалкой для снаряжения, на кучке дров стояла оловянная посуда. Крышу заменяла сложенная палатка. Освещенная снаружи солнцем, она сверкала яркой желтизной. На захламленный пол падала из оконца полоса уже более бледного света. Иногда дым из очага, презрев глиняный дымоход, начинал валить прямо в каморку, и тогда этот растрескавшийся дымоход, слепленный из глины вперемешку со щепками, грозил пожаром всему сооружению…»
ГЕНРИ
Видное место в истории американской  новеллистики принадлежало писателю О. Генри (Уильям Сидней Портер, 1862-1910). Его считают признанным мастером короткого рассказа. О. Генри является автором 273 новелл и романа «Короли и капуста». Литературоведы его творчество расположили между направлениями «критического реализма» и «школой нежного реализма».
Отрывок из рассказа О. Генри «Страна иллюзий»:
«…Грэнджер, редактор журнала "Doe's Magazine", опустил крышку на своем конторском столе, надел шляпу, вышел на площадку лестницы, нажал кнопку и стал ожидать лифта.
   Сегодня был для него очень утомительный день. Издатель несколько раз покушался на доброе имя журнала, пытаясь принять совершенно неприемлемые рукописи. Между прочим, какая-то дама, известная только тем, что ее дедушка сражался с Мак-Клеллэном, лично принесла ему целый портфель своих стихов.
   Кроме прямых обязанностей, на Грэнджера было возложено попечение о всех знаменитостях, принимающих участие в журнале. Так, сегодня он угостил завтраком одного полярного исследователя, одного известного писателя - специалиста по мелким новеллам - и знаменитого романиста, автора криминальных романов. Вследствие этого в его мозгу перемешались ледяные горы, Мопассан и загадочные убийства…»
Направление реализма утвердилось в американской литературе примерно к 1895 году. К началу 20 века литературный мир узнал писателей реалистов – Марка Твена, Джека Лондона и Теодора Драйзера.
ТВЕН
Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, 1835-1910). Марк Твен – один из замечательных юмористов и сатириков мировой литературы. В последние годы жизни писатель много болел и это сказалось на его литературном творчестве. В произведениях – «Что такое человек» и «Таинственный незнакомец» читатели почувствовали определенный пессимизм и некоторое отчаяние.
Отрывок из произведения Марка Твена «Таинственный незнакомец»:
«…У отца Питера был враг, сильный враг. Это был астролог, который жил в старой, полуразрушенной башне, стоявшей на самом краю нашей равнины, и по ночам наблюдал звезды. Все знали, что он умел предрекать войну и голод, хоть это и было нетрудное дело, потому что война где-нибудь шла всегда, а голод был тоже нередким гостем. Но он умел, кроме того, сверяясь со своей толстой книгой, прочитать судьбу человека по звездам и разыскать покражу, – и все в деревне, кроме отца Питера, боялись его. Даже отец Адольф, не боявшийся дьявола, с приличным случаю уважением приветствовал астролога, когда тот проходил через деревню в длинной мантии, расшитой звездами, в высоком остроконечном колпаке, с толстой книгой под мышкой и с посохом, в котором, как всем нам было известно, таилась волшебная сила. Говорили, что сам епископ прислушивается к словам астролога. Хотя астролог изучал звезды и занимался по ним предсказаниями, он также любил показать свою приверженность к церкви, и это, конечно, льстило епископу…»
ЛОНДОН
Джек Лондон (1876-1916) – писатель, чьи произведения известны во всем мире («Железная пята», «Мартин Иден»). В начале нового века писатель выпустил книгу очерков «Люди бездны» (1903). В 1909 году им был написан роман «Мартин Иден», где была раскрыта трагедия художника в современном обществе. Роман во многом автобиографичен – жизненный путь героя напоминает творческую жизнь Джека Лондона.
Отрывок из произведения Джека Лондона «Железная пята»:
«…И все же, как человеческий документ, «Эвергардовский манускрипт» исполнен для нас огромного интереса, хотя и здесь дело не обходится без односторонних суждений и оценок, рожденных пристрастием любви. Мы с улыбкой проходим мимо этих заблуждений и прощаем Эвис Эвергард ту восторженность, с какой она говорит о муже. Нам теперь известно, что он не был такой исполинской фигурой и не играл в событиях того времени столь исключительной роли, как утверждает автор мемуаров…»
ДРАЙЗЕР
Теодор Драйзер (1871-1945) – заложил основы американского социального романа («Сестра Керри», 1900). Писатель в своих произведениях развеял миф об «Америке равных возможностей». В романе «Дженни Герхард» (1911) он продолжает тему, которую затронул в предыдущем произведении. Противопоставляя две семьи: рабочих Герхардов и буржуа Кейнов, Драйзер  вскрывает социальную структуру американского общества. Большой победой Драйзера-реалиста явилась его монументальная «Трилогия желания» («Финансист», 1912; «Титан», 1914; «Стоик», 1917), которая показывала жизненный путь бизнесмена Каупервуда. Писатель разоблачает гангстерский характер заправил большого бизнеса, продажность политиканов. В философско-публицистической книге «Бей, барабан!» (1920) он ищет ответа на вопрос о месте человека в окружающем его мире. В сборниках новелл «Освобождение», «Двенадцать американцев», «Цепи» Драйзер показывает жизнь американского общества. Крупнейшим достижением писателя  является его роман «Американская трагедия» (1925), в котором глубокий социальный анализ сочетается с тонким психологизмом. Женский вопрос в современном ему обществе он раскрывает в сборнике новелл «Галерея женщин» (1929). В публицистической книге  «Трагическая Америка» (1931) Драйзер обобщает свои наблюдения над жизнью всей страны.
Отрывок из романа Т. Драйзера «Американская трагедия»:
«…В этот вечер, на большой улице с высокими домами, - шумной, оживленной, полной движения, - мальчик со стыдом чувствовал себя вырванным из нормальной жизни и выставленным на посмешище. Великолепные автомобили проносились мимо, праздные пешеходы спешили к занятиям и развлечениям, о которых он мог лишь смутно догадываться, веселые молодые пары проходили со смехом и шутками, малыши глазели на него, - и все волновало ощущением чего-то иного, лучшего, более красивого, чем его жизнь, или, вернее, жизнь его семьи…»
ФИЦДЖЕРАЛЬД
Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) – известный романист и новеллист. Он вошел в литературу как представитель «потерянного поколения». В его романах «По ту сторону рая» (1920), «Прекрасные и обреченные» (1922) показана трагедия молодого. Его герои остро ощущают неустойчивость и быстротечность жизни, осознают призрачность надежд. В его произведениях сочетается реалистическое изображение действительности и романтические взгляды героев на жизнь. Писатель тонко и глубоко проникает в тайники человеческой души, ему присущ психологизм, умение передать внутренний мир своих герое. Его лучший роман «Великий Гэтсби» (1925), где он показал историю ловкого авантюриста, человека одаренного и энергичного, но в стремлении к богатству идущего на сделки со своей совестью и постепенно превращающегося в раба денег, которые не принесли ему счастья. В другом известном романе – «Ночь нежна» (1934) прозвучала та же тема – стремление к богатству и гибели одаренного человека.
Отрывок из романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»:
«…Благоразумней было бы найти квартиру в самом Нью-Йорке, но дело шло к лету, а я еще не успел отвыкнуть от широких зеленых газонов и ласковой тени деревьев, и потому, когда один молодой сослуживец предложил поселиться вместе с ним где-нибудь в пригороде, мне эта идея очень понравилась. Он подыскал и дом — крытую толем хибарку за восемьдесят долларов в месяц, но в последнюю минуту фирма откомандировала его в Вашингтон, и мне пришлось устраиваться самому. Я завел собаку, — правда, она сбежала через несколько дней, — купил старенький «додж» и нанял пожилую финку, которая по утрам убирала мою постель и готовила завтрак на электрической плите, бормоча себе под нос какие-то финские премудрости. Поначалу я чувствовал себя одиноким, но на третье или четвертое утро меня остановил близ вокзала какой-то человек, видимо только что сошедший с поезда…»
 
«Великий Гэтсби» лист 1
 
«Великий Гэтсби» лист 2
 
«Великий Гэтсби» лист 3
 
«Великий Гэтсби» лист 4
ХЕМИНГУЭЙ
Эрнест Хемингуэй (1899-1961) – занимает ведущее место в литературном процессе 20 века. Он был талантливым романистом, оригинальным новеллистом и известным журналистом. Свой литературный путь он начинает как писатель «потерянного поколения». В новеллистическом цикле «В наше время» (1924-1925), в романах «И восходит солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) раскрывается трагедия молодых людей, брошенных в окопы первой мировой войны. В тридцатые годы, тема его произведений несколько изменилась, в ней появились черты журналистского направления  («Зеленые холмы Африки», 1935). Но вскоре писатель вновь включился в общественно-политическую борьбу: принял участие в национально революционной войне в Испании, защищая интересы народа, вступившего в схватку с силами фашизма.  В 1937 году Хемингуэй в произведении «Иметь и не иметь» показал тяжелую жизнь простого рыбака. В 1950 году писатель познакомил читателей с новой удачной работой – романом «За рекой в тени деревьев», в котором присутствуют отзвуки войны (Хемингуэй был военным корреспондентом на Западном фронте в 1944 году). В 1952 годуу вышла в свет прекрасная повесть «Старик и море». История-притча о старике Сантьяго превратилась под пером мастера в «поэзию, переложенную на язык прозы». Тяжелый рыбацкий труд соединился в повести с глубоким философским подтекстом о сущности человеческой жизни.
Отрывок из произведения  Хемингуэя «Старик и море»:
«…Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается…»
ФОЛКНЕР
Уильям Фолкнер (1897-1962) – в своих романах и рассказах он создал монументальную картину южных штатов Америки. Его творчество испытывает влияние модернистских тенденций. Свои первые произведения он создает как представитель «потерянного поколения» - «Солдатская награда», (1926); «Москиты», (1927). Роман «Шум и ярость»(1929) несет отпечаток модернистской эстетики. В романе показан распад американской семьи под воздействием действительности. В последующих романах («Святилище», 1931; «Свет в августе», 1932)  Фолкнер анализирует жизнь и психологию людей американского Юга. Произведения писателя отмечены глубоким психологизмом, напряженностью драматических коллизий. Через произведения Фолкнера проходит мысль о великих возможностях человека.
Отрывок из произведения Фолкнера «Город»:
«…Они жили в Вашингтоне, где его отец служил в государственном департаменте, а потом государственный департамент вдруг послал его отца в Китай, или в Индию, или еще куда-то далеко-далеко на целых два года; и мать его тоже поехала, а Гауна они отправили к нам, чтоб он у нас жил и учился в джефферсонской школе, покуда они не вернутся. В то время «к нам» – это значило к деду, маме, папе и дяде Гэвину. Я расскажу, что знал об этом Гаун, до того, как я родился и подрос настолько, чтобы тоже об этом знать. А когда я говорю «мы» и «мы думали», то имею в виду Джефферсон и то, что думали в Джефферсоне…»
ЛЬЮИС
Синклер Льюис (1885-1951) – является представителем критического реализма в США. В его романах и новеллах соединяется детализированное описание с резкими сатирическими приемами. Он описывает жизнь «средних американцев». В романах показывается мещанская ограниченность «стопроцентных американцев» («Главная улица», 1920; «Бэббит», 1922; «Эроусмит», 1925). Фашистская диктатура, утвердившаяся в некоторых странах, заставила писателя создать роман «У нас это невозможно», в котором он предупреждает своих соотечественников  об опасности фашизма. В 1930 году ему была присуждена Нобелевская премия. В новелле «Мистер и миссис Ромео» писатель показал жизнь американских обывателей. В новелле реалистически точно воспроизведена духовная атмосфера  провинциального американского города.
Отрывок из произведения Синклера Льюиса «Мистер и миссис Ромео»:
«…Позже Берта перехватывала все письма, которые писала Аллану Вирджи, уехавшая в другой город, после того как благородный и целомудренный мистер Уэй с ней развелся.
-Любовь! О, мистер Ромео теперь хорошо знает, что это заболевание причиняет одни только неприятности! – авторитетно заявляет Берта своим внимательным слушательницам…»
ДЖЕФФЕРС
Робинсон Джефферс (1887-1961) – поэт, для которого характерно  резкое неприятие действительности. Его поэзия глубоко трагична. В его стихах отчетливо звучат ноты пессимизма, отражающие растерянность. Поэт мастерски владеет свободным стихом; его монументальные пейзажи, развернутая метафоричность образов способствовали дальнейшему развитию американской поэзии.
Из стихотворений  Р. Джефферса:
«В то время, как Америка стынет в изложнице
Пошлости, тяжко сгущаясь в империю,
И протестует,  пузырь в расплавленной массе вскочит
И лопнет, и масса твердеет.
Я вспоминаю с грустной улыбкой, что цвет вянет
И плод, плод сгнивает в земле.
Из матери; и через ликованье весны, зрелость,
Упадок; и домой к матери…»
ФРОСТ
Роберт Фрост (1874-1963) – крупнейший американский поэт 20 века. Первые сборники стихотворений («Воля мальчика», 1913; «К северу от Бостона», 1914) были изданы в Англии и уже несли печать оригинального таланта. Фрост продолжает традиции философской лирики  У. Уитмена. Его поэзия носит драматический характер. Поэт вводит в свои произведения диалоги и драматические монологи. В сборнике «Нью-Гемпшир» (1923) он показывает трагедию современной ему Америки. В сборнике «Ручей текущий к западу» (1923) показана тема человеческого величия и сложности взаимоотношения людей. О взаимоотношении человека с природой читатель видит в сборнике «На вырубке» (1962). Поэт блистательно владеет стихотворной формой; в его произведениях сочетаются традиции английского и американского фольклора.
Из произведений Р. Фроста:
«Вода, залившая весенний лес,
Исправно отражает свод небес,
И, как цветы весны, дрожит и стынет,
И, как цветы весны, легко сойдет,
Но не ручьями в реки бурно схлынет,
А к почкам, наверх, тихо уползет…»
«Роза есть роза
И всегда была розой,
Но над розой угроза –
Поэзия с прозой
Объявили без спроса,
Что и яблоко – роза…»
СТЕЙНБЕК
Джон Стейнбек (1902-1968) – входит в «большую тройку» ведущих писателей США – Хемингуэй, Фолкнер и Стейнбек.  Еще при жизни он был классиком. Стейнбек работал как романист, новеллист, был автором повестей, документалистики. Писатель родился и вырос в Калифорнии, учился в Станфордском университете. В Калифорнии он прожил большую часть жизни, сложился как писатель. Литературный дебют Стейнбека совпадает с кризисом 1929 года и депрессией. В 1929 году им был написан романтико-исторический роман «Золотая чаша» о пирате 17 века Генри Моргане. В 1932 году вышел в свет роман «Райские пастбища», а в 1933 году «К неведомому богу». Оба эти романа написаны на калифорнийском материале.
Стейнбек обрел признание после написания романа «Квартал Тортилья-флэт» (1935), где повествуется о комических приключениях  беззаботных бродяг. На эту же тему им была написана повесть «О людях и мышах» (1937). Самый известный роман Стейнбека «Грозди гнева» был написан в 1939 году, в котором повествуется о горестном уделе фермерской семьи Джоудов, согнанных засухой с родных мест, об их трудном пути в Калифорнию. В 1954 году им был написан роман «Консервный ряд», а перед этим, роман «К востоку от рая» (1952). Последний роман Стейнбека «Зима тревоги нашей» (1961) имел определенный успех среди читателей. В 1962 году писателю была присвоена Нобелевская премия по литературе.
Отрывок из произведения Стейнбека «Гроздья гнева»:
«…По откосам размывов, оставшихся после прошлогодних дождей, земля струилась сухими струйками. Пробегая по ним, суслики и муравьиные львы ссыпали вниз маленькие лавины пыли. Солнце палило изо дня в день, и листья молодой кукурузы становились уже не такими упругими и прямыми: сначала они чуть прогнулись посередине, потом жилки потеряли свою крепость, и лист поник к земле. Пришел июнь, и солнце стало печь еще свирепее. Коричневая полоска по краям кукурузных листьев ширилась, подбираясь к центральной жилке. Бурьян сморщился, и стебли его повисли вниз, касаясь корней. Воздух был прозрачный, небо – совсем выцветшее, и земля тоже выцветала день ото дня…»
СЭЛИНДЖЕР
Джером Дэвид Сэлинджер (1919 - 2010) – талантливый представитель новой волны писателей, пришедших в литературу после второй мировой войны. Окончил Пенсильванскую военную академию, затем учился в Нью-Йоркском и Корнелльском университетах. В 1951 году опубликовал единственный роман «Над пропастью во ржи», который принес ему мировую славу. Центральная тема романа – вступление в жизнь молодого человека, сталкивающегося с суровыми реалиями жизни. Его герой стал символом чистоты и искренности для целого поколения молодежи.
Отрывок из романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»:
«…Лучше всего начну рассказывать с того дня, как я ушел из Пэнси. Пэнси – это закрытая средняя школа в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Наверно, вы про нее слыхали. Рекламу вы, во всяком случае, видели. Ее печатают чуть ли не в тысяче журналов – этакий хлюст, верхом на лошади, скачет через препятствия. Как будто в Пэнси только и делают, что играют в поло. А я там даже лошади ни разу в глаза не видал. И под этим конным хлюстом подпись: «С 1888 года в нашей школе выковывают смелых и благородных юношей». Вот уж липа! Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже. И ни одного «благородного и смелого» я не встречал, ну, может, есть там один-два – и обчелся. Да и то они такими были еще до школы…»


Рецензии