Отудобел. Охота на слова

Это слово – ОТУДОБЕЛ – именно в этой форме (единственное число, прошедшее время, совершенный вид) я знаю с раннего детства, но сам его никогда никому не говорил, хотя часто оно вспоминалось в нужный момент, обычно использовал другое слово: ожил, пришёл в себя, очнулся или проснулся. Я считал слово диалектным.  И меня очень удивило, что это слово есть в словаре Владимира Ивановича Даля в двух залогах: действительном – отудобеть, и страдательном – отудобить.

Напомню, опираясь на Википедию, что Залог — это глагольная категория, она выражает отношение действия к субъекту (производителю действия) и объекту действия (предмету, над которым действие производится) с основными именными частями предложения — подлежащим и прямым дополнением.

ОТУДОБЕТЬ? влад. ниж. перм. тамб. ожить, отогреться, отойти; очнуться, опомниться; придти в себя. Замерз было, насилу отудобел. Сильно ломала нога всю ночь, только к утру отудобела.
Отудобить собак, охотнич. сбить с ложного пути, надоумить, направить на след (тут, отутобить?). Толковый словарь живого великорусского языка

Этимологи не заинтересовались эти словом.
На мой взгляд, Владимир Даль верно предполагает, что глагол ОТУДОБИТЬ образован на основе наречия ТУТ.

Можно предположить, что ОТУДОБЕТЬ тоже образовано от наречия, только другого – ОТТУДА – и указывает на изменение состояния предмета действия. То есть ОТУДОБЕЛ - вышел из онемения, из сонного состояния, из состояния боли или хвори.

Зачем я начал охоту на это слово? А чтобы привлечь внимание к группе слов, глаголов, образованных от наречий.


Рецензии
«Отудобеть», как мне кажется, однокоренное слово со словом «удобство», и восходит к той же основе, что и ныне исчезнувшее доба — «пора, время, срок».

Юрий Назаров   13.12.2022 12:05     Заявить о нарушении
Считаю, что это всё-таки разные слова, а одинаковые части (4 буквы) просто совпадение.

Александр Ерошкин   13.12.2022 12:40   Заявить о нарушении