Рецензия на Митю Вельяминова Музей героев

Митя Вельяминов, в своей книге «Музей героев» затрагивает весьма глобальный вопрос, вместе с социальной проблемой и погружение в юность целого поколения. Автор повествует о шпане всех мастей и национальностей, родившейся на окраинах двух столиц, - Москвы и Петербурга. Здесь рэперы, панки, скейтеры, антифа, неонацисты и молодые, футбольные hools, которых Митя с уменьшительным сарказмом просто-напросто зовет «карлоны». Именно последним двум молодежным субкультурам выделена львиная доля страниц этого произведения. Герой Вельяминова был и сам одним из «фашистских молодчиков», в течении практически всего романа, пока однажды не пересмотрел взгляды на жизнь в день Победы и не стал более взрослым.
Автор очень живо погружает читателя в мир скинхедов начало двухтысячных. При этом он никому не поет дифирамбов, не нахваливает или критикует отдельных персонажей. Главное книга написано честно. Что называется, как есть. Нет это просто хладнокровное, беспристрастное погружение в те годы с юностью людей, пытающихся найти себя в жизни, так называемых «детей перестройки». Как Кусто погружает зрителя в глубины океана, так Митя отправляет читателя на социальное дно молодежи конца девяностых. Здесь и пьянки в подъездах, и походы на ночь в компьютерный клуб, и избиение толпой одного человека до полусмерти вдоль железнодорожных рельс, и похождения на рейвы с первыми употреблениями наркотиков. Полностью передается мода тех времен, «бомберы», «Лонсдейлы», «мартинсы», «гринда», спущенные подтяжки, белые шнурки на тяжелых ботинках. Музыкальные вкусы «карлонов», уважали праворадикальные «Screwdriver», «Коловрат», «CWT», чьи кассеты брали переписывать друг у друга. Не брезгали молодые люди накуриться «дури»», или принять «аптечной наркоты» и послушать «шавочных», то есть леворадикальных «Гражданскую оборону», «Distemper», или просто дискотечную рейв музыку. В эпоху, когда вся страна смотрела MTV, выкрикивая в тоже время напротив американского посольства «Янки гоу хоум», это вполне годилось за норму.
Современным последователям этих ребят, совершенно не понять, что такое каждодневные сборы в переходе на Третьяковской, как играть каждый день в «белый вагон», что бывает с тем, кто пришел на рэперскую дискотеку в другую, «вражескую» школу. Автор превосходно дает «уроки шоплифтинга для новичка» в шведском гипермаркете, а также способы мелкого мошенничества с алкашами у разливух, которые в те времена располагались почти на любой станции метро, на окраинах двух столиц. Честно, вместе с тем беспрестанно показывает подноготную «фашиствующей молодежи» того временного отрезка. Не для кого не секрет, что криминальный мир интернационален, во всех своих сферах, скинхедов это правило не обошло тоже. Вы познакомитесь с «армянским фашистом» по имени Гиза, с маргиналом в низком социальным статусом по имени Мустафа, тело которого с двенадцати лет разукрашено татуировками со свастиками и орлами, татарином по имени Ренат, для которого не существовало разницы бить врага арматурой, или же просто кулаком. Подобно Антони Берджессу в книге «заводной апельсин», Вельяминов задает вопрос, что же заставляет вроде бы успешных людей, из хороших семей идти на крайние формы насилия, совершенно несовместимое с так называемыми общечеловеческими ценностями. Ведь в те времена убить кого-нить на окраине города, или из-за другого цвета кожи было просто в порядках вещей, считалось нормой. Ради развлечений, одинокого человека били в нос ботинком с железной вставкой, кинув после избиения бессознательное тело на трамвайные рельсы. На так называемых «зарницах», считалось нормой превратить лицо оппонента в «кровавое месево», а на следующий день пить вместе с ним пиво, которое было совместными усилиями своровано, в ларьке приезжих. Сделать инвалидом человека нетрадиционной сексуальной ориентации. Делать то, что сейчас, наверное, называется крайней степенью экстремизма, чуть ли не приравниваясь к терроризму. Для тогдашней шпаны, было нормой жизни, сломать ее кому либо другому по пустяковой причине, или же «забавы ради». В итоге все те скинхеды, со временем повзрослев, кто не сел в тюрьму, или не был «засыпан землей», трансформируются в менеджеров по продажам, или попросту в барыг. Почему так происходило, Вам поможет разобраться роман Мити Вельяминова «Музей героев».


Рецензии