По следам таинственного монаха, главы 9 - 10

ПО СЛЕДАМ ТАИНСТВЕННОГО МОНАХА

(Продолжение «Истории из старого блокнота», http://proza.ru/2016/03/17/271)

 -9-

 На остановке стояли с пяток такси. Наши несколько попутчиков прошли дальше, на автобус. Мы же, поторговавшись для порядка пару минут с первым же таксистом, договорились, что за двести пятьдесят рупий он доставит нас к «Воротам Индии», от которых до нашего отеля было рукой подать. Усевшись на заднее сиденье видавшего виды желтого с шашечками такси, мы поехали. Вертели головами по сторонам, обмениваясь впечатлениями, снимали видео.
 
 Транспортная инфраструктура в этой части Бомбея была развитой. Широкие улицы, многополосное движение, современные развязки и эстакады. Но вот что интересно — это здания. Рядом с современными небоскрёбами из стекла и бетона вполне могли соседствовать трех- четырех- пятиэтажные дома из почерневшего от времени кирпича или блоков, покрытых зеленым мхом и плесенью, кое-где даже без стекол в оконных проёмах. Это же касалось и транспортных средств — рядом с суперсовременным «Мерседесом» на светофоре мог стоять обычный тук-тук. Иногда наше такси взбиралось на возвышение какой-нибудь развязки, и когда нашему взору открывалась даль, хорошо был заметен густой смог, который напоминал нам родной Красноярск, в те летние дни, когда из-за лесных пожаров визуальные перспективы города тонули в дымке.

 Наша недолгая поездка закончилась, я рассчитался с водителем, и мы вышли на кольце, где метрах в четырёхстах перед нами виднелась площадь перед «Воротами Индии». Не торопясь дошагав до величественной арки, мы обошли её со всех сторон. Со стороны обращённой к морю, несмотря на довольно раннее время, толпы туристов грузились на «Морские трамвайчики», как я их для себя обозвал. Их единственным предназначением была перевозка экскурсий до «Elefanta Island»23 и обратно. То и дело нам тоже предлагали купить билеты туда , но этот вояж мы решили отложить на один из последних дней нашего пребывания в Бомбее. Побродив по площади с полчаса, подивившись на действительно величественную арку и не менее колоритное здание отеля «Тадж-Махал», которое находилось по другую сторону площади, через дорогу, и сделав несколько фотографий, мы решили позавтракать в кафе «Леопольд».

 Я уже упоминал, что Бомбей стал нам интересен после прочтения книги «Шантарам». Довольно большая часть сцен в этом произведении происходила именно в этом кафе. Поскольку в Колабе все достопримечательности можно было найти, просто гуляя по улицам, то через четверть часа мы уже дошагали до этого культового места. И, как я и планировал, попали сюда в самое «непопулярное» время — утром в понедельник. Поэтому в очереди не стояли, как здесь бывает по вечерам, и спокойно прошли внутрь, под красной вывеской, которая, помимо названия, напоминала о том, что заведение основано в тысяча восемьсот семьдесят первом году. На входе нашу поклажу проверили бдительные охранники, один из которых оказался миловидной девушкой. На моё приветствие «Рам Рам Кришна Рам!» она всплеснула руками, тихонько засмеялась и махнула рукой на свободные столики в дальнем углу зала.

 Мы прошли к одному из них, малюсенькому, рассчитанному на двоих, и уселись друг напротив друга. Пока Светик крутила головой по сторонам, я украдкой сфотографировал её несколько раз. Заметив это, она засмущалась, заулыбалась и надвинула солнечные очки на глаза, проворчав обычную в этих случаях женскую мантру о том, что она «не в форме». Через минуту к нам подскочил маленький худенький официант и развернул перед нашим носом две папки в бордовой коже — меню. Цены здесь, надо сказать, были немаленькие, но по сравнению с некоторыми шеками в Гоа не сильно то и шокировали. Это как у нас сравнивать цены в кафе Москвы и  Сочи. Мы заказали себе символический завтрак -  один омлет с овощами на двоих, два масала чая и наан.

 Читая «Шантарам», я представлял себе «Леопольд» как большой по размерам ресторан, с резной мебелью, подиумами, кальянами, джентльменами в соломенных шляпах, опахалами из павлиньих перьев и прочими атрибутами шикарной восточно-колониальной жизни. На деле это место оказалось кафешкой, с залом размером метров этак пятнадцать на десять, с демократичной публикой, полутора десятками самых обычных столиков и небольшой барной стойкой. Пройдя мимо неё в направлении, указанном известной всем картинкой, я убедился, что и санузел здесь чуть больше, чем в поездах. Правда, по стенам были развешены плакатики и фотографии в рамках, указывающие на богатую историю заведения. Но все эти весёлые картинки не могли заменить собой Линна, Карлу или Дидье25, если Вы понимаете, о чём я говорю.

 Неспешно позавтракав, мы купили прямо на улице у веселого дедка в чалме и с седой жиденькой бородёнкой пакетик оранжевых плодов физалиса, похожих на помидорки «черри», и, уплетая их, пешочком минут за пятнадцать дошли до набережной, со стороны клуба «Radio». Повернув налево, мы  оказались как раз напротив нашего отеля «Strand», а в перспективе был виден ансамбль из «Тадж Махала» и «Ворот Индии». Вид с этой стороны нашего отеля был шикарный. Поскольку время уже позволяло заселиться, то мы прошли на ресепшн. Пожилая дама в очках проверила наши документы, подтвердила бронь и выйдя из-за стойки степенно сама повела нас в номер. Но предвкушая замечательный вечер на балконе с видом на залив, надо иногда вспоминать об отсутствии в багаже губозакаточной машинки. Номер был нормальный, как и на фотках в интернете, вот только окно выходило во внутренний двор. Не зря на гардине висела плотная тёмная штора — она приглушала разговоры и крики сотрудников отеля и шумы хозблока. Но в остальном всё было неплохо — большая удобная кровать, видавший виды, но исправный кондиционер, который персонал включил заранее, чистый и удобный санузел.

 Приняв душ и бросив шмотки, мы решили вторую половину дня погулять по Колабе. для начала двинув по набережной в сторону «Тадж Махала». Подходя ближе, мы всё отчетливее слышали гулкий басовитый звук барабанов, то неспешно отбивающих только сильную долю, то переходя на быстрые дроби. Затем до нас стали доноситься крики, смех, звон мриданг и звуки речи. По одной из боковых улиц под многообещающим названием «Best Marg», на набережную выкатывалась свадебная процессия. Во главе шли десятка полтора барабанщиков, за ними катился шикарный белый кабриолет с женихом и невестой, и следом - оставшаяся процессия длиной метров в сто, все пешком. Буйство звуков, красок и запахов, веселье, пляски и музыка — всё это вызывало у прохожих невольные улыбки. Мы следом за этой шумной свадьбой двинулись мимо «Тадж Махала» к «Воротам Индии», как вдруг от свадебной компании откололся пожилой индус. Он повернул к нам, и широким жестом пригласил к парапету на набережной.
 
 С виду он выглядел как садху, в шафрановой одежде, с кантималой24 на шее, длинной бородой и бритой головой. Хитрый узор тянулся через весь лоб. Он достал из кармана четыре ниточки желтого и красного цветов и повязал нам на левые руки. Вроде как обычное дело  для Индии - таких бродячих «садху», просящих десять рупий, повидали мы уже немало. Я потянулся было рукой в карман за мелочью, но этот вдруг ткнул пальцем в сторону моей шеи, на которой тоже была кантимала.

 - Рудракши26? - коротко спросил он.
 - Тулси27 — также коротко ответил я.

Тут он что-то залопотал, всплёскивая руками, на смеси хинди и английского, и из длинной тирады я понял, что меня скоро ждёт что-то важное. Я на всякий случай сложил руки в приветствии и поблагодарил его. Старик поднял вверх указательный палец, и бормоча «Very important case... Very important case...» удалился. Интересно, что бы это значило?


 -10-

 …Мы уже два дня как жили в гестике «New Shrikrishna boarding». Два дня в «Странде» пролетели быстро, и в среду мы переехали в Дадар. В процессе переезда наше такси попало в гигантскую пробку в самом начале района, и наш водитель заметно нервничал. Прикинув по карте в смартфоне, что до гестика оставалось что-то около полутора километров, я выторговал у него пятьдесят рупий и мы со Светиком вышли прямо в центре шестиполосной проезжей части. Перебежав на левую сторону улицы, мы огляделись. Перекресток, на котором мы оказались, был образован улицами «Tulsi Pipe Rd.» и «Sajany Rd.». По первой из них тянулся на высоте метров семи-восьми над землёй путепровод, по которому катались городские электрички - местный аналог метро, под названием «Flyover». Саяни роуд же ныряла прямо под эту ЖД ветку  и уходила дальше на восток. Заприметив недалеко у перекрестка уличный навес, под которым парочка молодых индусов торговала мобильниками и сопутствующей мелочёвкой, я решил поподробнее расспросить у них про наш гест, для ориентира назвав находившийся там неподалёку кинотеатр «Plaza”.

 Пока я беседовал с одним из парней, помогая себе жестами, Света стояла в паре метров  от  меня, справа от навеса. Я стоял к улице спиной, и не сразу заметил начавшуюся вокруг нас суету. Как потом мы вспоминали, сначала около нас остановился старик в белых штанах и рубашке. Он, глядя на Светика стал кивать головой слева направо и цокать языком. Около него остановился сначала один прохожий, потом другой, и буквально за минуту нас окружила толпа мужичков. Некоторые тыкали пальцами в нашу сторону, что-то друг другу говоря. Постепенно некоторые стали выкрикивать что-то. Испуганный продавец, с которым я общался, показал мне жестом на светкины локти. Пипец! Мы и забыли, что Колаба и Дадар — хоть и расположенные неподалёку друг от друга — но совершенно разные районы Бомбея! И если в Колабе женский наряд вполне допускает открытые локти, то здесь это вызвало гнев публики.

 Как на мой взгляд — Света была одета вполне прилично. Пёстрая, длинной до земли юбка, которую я купил ей в первый свой приезд в Индию, шапочка-гоанка и та самая майка-блузка розового цвета, которая обтягивала светкин бюст и не прикрывала локти. Сообразив это, я быстро вытащил из рюкзачка длинный цветастый индийский же платок, Света быстро накинула его на плечи, укрывшись им вплоть до бёдер, и мы быстро ретировались. Вслед нам слышны были крики, но мы не оглядываясь, быстрым шагом удалялись по «Тулси пайп роуд» в сторону нашего отеля, и через полчаса заселились. Это происшествие послужило нам впредь наукой...

 Так вот, мы уже пару дней были «дадарцами». И как раз сегодня нам предстояла вылазка обратно, в Колабу, ради посещения музея Чхатрапати Шиваджи Махарджи Васту Санграхалайя. Сам музей находился в центре ухоженного парка, и был окружён высоким кованым забором. По парку были расставлены довольно большие статуи, в том числе лежащая на боку огромная голова Будды. Полчаса мы гуляли здесь, изредка фотографируя. Касса и вход на территорию музея находились в небольшом каменном здании, в котором кроме многочисленных посетителей находилось с десяток охранников.

 - Ничего себе, цены! - удивлённо молвила Света, когда мы добрались до кассы, отстояв небольшую очередь.
 - Мда-а-а... - только и ответил я. - Но идти то надо, а деньги есть!

  Оказалось, вход в музей для иностранцев, по местным меркам недёшев. За два билета и разрешение на фото и видео съёмку пришлось заплатить три тысячи рупий. Местное население платит в несколько раз меньше - скажем так, вполне «индийские» деньги.

 После рамки металлодетектора бдительные охранники забрали  у меня из сумки-ремня малюсенький швейцарский складничок Wenger, взамен выдав пластиковую квитанцию. Выйдя на улицу мы направились по мощёной дорожке, окруженной аккуратными насаждениями, к величественному зданию музея. Весь первый этаж занимали, я бы сказал, «монументальные» экспонаты — разного размера статуи богов, некоторые из которых были эффектно подсвечены, а также фрагменты каменных стен и огромные камни, некоторые украшенные рисунками, некоторые испещрённые древними текстами. Ходили мы по залам первого этажа довольно долго, и часа через полтора передохнули на удобной массивной скамье в боковой галерее.

 Второй этаж был и вовсе великолепен. Экспонаты, представляющие традиционные индийские промыслы, потрясали воображение. Например, я до этого дня не знал, что в Индии существовало искусство художественных миниатюр — целый зал был наполнен ими, малюсенькими по размеру, но потрясающе детально прорисованными. На них были изображены как люди, так и боги. В другом зале мне было позволено примерить головной убор какого-то из махараджей. Особое впечатление оставили вырезанные из кости изделия. И, как не странно, на одной из полок я увидел интереснейшую для Индии поделку - изготовленные из серебра маленькие ... сани! Они здесь, в Бомбее, снега то не видели...
 
 Но естественно, что наибольший интерес у меня вызвала выставка оружия. Сам-то я кузнец-клиночник, и, естественно, наслышан о таком чуде древней металлургии, как булат, родиной которого является Индия. Здесь были представлены и простые и булатные клинки всех возможных размеров и форм. Некоторые — явные «рабочие лошадки», на счету которых, наверное, не одна человеческая жизнь, а некоторые — настолько богато украшенные, что от них рябило в глазах — явно до музейного зала провели свою жизнь в каком-нибудь дворце, а не на поле  боя. Украшения, посуда, картины, предметы религиозного обихода — все и не перечислить — их осмотр занял у нас несколько часов.

 Выйдя из музея, мы решили воспользоваться случаем и еще раз прогуляться по Колабе. В этот раз мы направились по Махатма Ганди Роуд на север от музея. Большую часть длиннющих зданий по обе стороны занимали банковские офисы. По левой стороне улицы тротуар местами представлял из себя галереи, что было весьма кстати во второй половине дня — в их тени было ощутимо прохладнее.

 - Миша, я устала, и кушать хочется... - в Светином голосе послышались капризные
   детские нотки.
 - Ладно, я тоже поел бы. В кафешку какую-нибудь пойдём, или на улице перекусим?

 Обсуждая возможные варианты, буквально через пару минут наши носы учуяли характерные запахи индийской еды. Слюноотделение обильно заработало, и увидев слева вход, мы юркнули в оказавшуюся здесь весьма кстати столовую. Ряд умывальников на входе, кассир, выходя  мимо которого рассчитывались посетители, непритязательная мебель — все это очень походило на обычную «советскую» столовую, какими я их помню. Мы помыли руки и сели за столик у окна. К нам подошел парень в белом фартуке, поставил на стол по стакану воды и выложил два закатанных в пластик листочка — меню. Недолго думая, и я и Света заказали по тарелке дала28 и по тарелке риса, дополнив нехитрый выбор парой лепёшек и морсом. Буквально через пару минут парень принес нашу еду, и мы не торопясь стали кушать, обсуждая увиденное нами в музее. И через полчаса, насытившись и отдохнув, расплатились на выходе смешными двумястами рупиями и вынырнули из приятной прохлады в бомбейское пекло.

 Пройдя дальше еще немного, я заметил лоток с виниловыми пластинками, а поскольку будучи рьяным меломаном, уже несколько лет как возобновил коллекционирование винила — пройти мимо не смог. Заметив мой интерес, продавец заулыбался и широким жестом пригласил подойти поближе.

 - Намасте-е-е, френд, вери гуд!
 - Намасте-е, ап кесе хе'н, мера дост? - ответил я ему заученной фразой.
 - О, бохот ачча хинди!

 Простенькая фраза на хинди опять сотворила маленькое чудо — мужик явно меня зауважал. На лотке было не так уж и много пластинок, и заметив моё разочарование он подмигнул и позвал за собой. Мы втроём юркнули в узенький проулок буквально в нескольких шагах от нас. Там вдоль стены стоял на земле деревянный рундук длиной несколько метров и высотой по пояс. Отомкнув ключом изрядного размера навесной замОк, мужик открыл крышку.

 Воистину, индийская земля полна чудес! Никогда еще я не видел такого количества виниловых раритетов в одном месте! Описывать всё я не буду, скажу только, что в рундуке в числе прочих валялись в грязи и пыли пара десятков битловских первопресов! Rolling Stones, Deep Purple, Pink Floyd – такого богатства не было ни у кого из моих знакомых виниловодов.  Из нескольких сотен пластинок на беглый взгляд около половины были ценнейшими экземплярами. Правда, озвученная цена повергла меня в уныние. Дешевле пяти тысяч за штуку он уступать пластинки не хотел. Понятно, что при наличии свободных денег я бы обязательно купил несколько наиболее ценных. Учитывая астрономические цены на первопресы золотой эпохи рока, десять пластинок из этого рундука с лихвой окупились бы продажей в России всего лишь одного диска! Я промямлил, что буду думать, и мы распрощались с мужичком, оба несколько разочарованные.

 Света пыталась меня успокоить, и я решил обязательно наведаться сюда с деньгами, если судьба предоставит мне еще один шанс побывать в Бомбее.

 Изрядно умаявшись, мы на закате поймали такси и «усталые, но довольные» вернулись в наш гестик.
 
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2019/11/21/332

Примечания.
23.  «Elefanta Island» - остров в Бомбейском заливе, знаменитый своими пещерами-храмами, одна из главных достопримечательностей Бомбея.
24.  Кантимала — бусы на шею в индуизме, священный атрибут.
25.  Линн, Карла, Дидье — персонажи книги «Шантарам»
26,27 Из дерева рудракши изготавливают в индуизме кантималы последователи Шивы  а
      из дерева тулси — Вайшнавы.
28. Дал — индийский суп-пюре из бобовых.


Рецензии