Часть 4. Доказательство жизни

Глава 1. Мужчина не моей мечты

Подходя к Новороссийску, поезд вдруг сбавил ход и неожиданно нырнул в каменный тоннель, проложенный прямо в скале Маркотхского горного хребта. Солнце тут же погасло и в окнах вагонов замелькали электрические лампы, укрепленные на стенах подземного коридора. Их мертвенно- бледный свет словно погружал в холод небытия, сжимая пространство и время в мрачной утробе этого гигантского проема, проложенного в земной тверди.

Наконец поезд миновал тревожную зону и, постукивая колесами, медленно подошел к вокзалу г. Новороссийска.

Я с интересом рассматривала незнакомые места. И хотя уже побывала здесь в круизном путешествии, но эта часть города так и осталась неизведанной в туристическом плане.

Мои приключения только начинались и нельзя было заранее предсказать их исход. Сейчас я, конечно, понимаю, что могла бы совсем иначе устроить свою судьбу, но тогда, ох, как не хватало мне опыта общения с мужчинами. И все началось с роковых ошибок.

С колотящимся от волнения сердцем, я вышла из вагона. И тут же, из толпы встречающих, ко мне поспешил мужчина.

- Таня! - он махал рукой, пытаясь обратить на себя внимание.

Обратила и я: быстрым взглядом оглядев Виктора, но с плохо скрываемым ужасом. Передо мной стоял толстый, заплывший от жира, почти квадратный человек, с выпирающим, огромным, как у беременных перед сносями, животом.

Привыкшая к худощавым и мускулистым мужчинам из КЛБ и невольно осознававшая красоту тренированного тела, мне было крайне неприятно находиться в компании с толстяком, имеющим, по всей видимости, весьма смутное представление о физкультуре.

Виктор в то время, при росте 1.70 см, имел вес 94 кг. Я же, худенькая, как тростинка, весила всего 44 кг. И тем не менее, встреча состоялась и предполагала развитие отношений.

Мой знакомый признался, что арендовал на две недели комнату в Геленджике. Курортный городок находился недалеко от Новороссийска и в переполненном автобусе мы поехали к месту своего временного пристанища.

Дорога была холмистой и неухоженной. По обеим сторонам ее то и дело виднелись небольшие селения, где преобладали легкие, дощатые дома, утопающие в зелени садов и огородов. Сараев и пристроек в сельском пейзаже нигде не было видно. Здесь повсеместно развивали плодоводство и не держали домашний скот, как принято в более северных краях.

И если встречавшиеся по пути станичные поселения еще вызывали некоторый интерес, но он тут же угас, когда до самого горизонта потянулись загубленные плантации виноградников, вырубленные под корень по указу М. Горбачева из- за введенного в стране "сухого закона". Столь варварское уничтожение целебных растений невольно оставляло тягостное чувство в душе.

Виктор что-то спрашивал у меня, пытаясь завязать разговор. Но я равнодушно смотрела в окно: радость от встречи уже погасла и говорить ни о чем не хотелось.

Открыто игнорировать и не замечать внимания мужчины, вышло мне, конечно, боком. Виктор психанул и замкнулся в себе. Его словно подменили: общался он теперь только на повышенных тонах, не проявляя ко мне уже никакого интереса.

Но я полностью зависела от него. Билета на обратный путь не было. Еще заранее мой претендент предложил, что билеты он возьмет обоим до Ленинграда, а там уж, как сложится, по ситуации...

И если бы я, в расстроенных чувствах, помчалась снова на вокзал, то пришлось бы, в лучшем случае, стать побирушкой, жить на вокзале не один месяц, пока в разгар сезона отпусков, я смогла бы уехать обратно. В таком опасном переплете за мою судьбу не поручился бы наверно и сам Господь Бог.

Пришлось запрятать гордыню поглубже и смириться.

Геленджик оказался маленьким, тихим, курортным городком. Из всех достопримечательностей, пожалуй, и было, что море, где каждый день купались сотни отдыхающих, проводя на пляже долгие часы, ради красивого бронзового загара.

Жили мы в доме одинокой женщины, которая сдавала комнаты приезжим. Впрочем, все местное население занималось этим незатейливым частным бизнесом, давая возможность людям, за невысокую плату, иметь крышу над головой. Но в питании каждый обеспечивал себя сам.

Виктор представил меня хозяйке своей женой. Но женщина оказалась наблюдательной и оставшись со мной наедине, открыто высказала предположение, что я лишь случайный человек в жизни этого мужчины.

И я кивнула головой, уже не скрывая слез.

- Даже не думайте выходить за него замуж,- затараторила женщина, принимая хотя бы видимое участие в моей судьбе. - Вы же видите, какой он грубиян, хам, да пропадете Вы с ним!

Но, впрочем, я уже ни о чем не думала: мои мысли были только о доме.

Каждый день общения с Виктором приносил лишь новые огорчения. Однажды мы зашли в галантерейный магазин, где продавалась различная бижутерия, декоративные поделки и прочие интересные вещицы, возле которых невольно останавливался взгляд.

Меня заинтересовали наручные часики с пластмассовым корпусом. Ничего подобного я ранее не видела и просто с любопытством рассматривала красивое женское изделие.

Но мои раздумья прервал Виктор: " И не думай даже, что я куплю их тебе",- злорадно заметил он, недобро посмотрев на меня.

Я невольно поразилась его скупости, уловив в этой эмоциональной тираде, свойственное лишь ему, брезгливое отношение к женщинам.

- Мне ничего не нужно,- успокоила я мужчину, и мы отправились снова гулять по городу.

Подходила к концу вторая неделя нашего беспокойного пребывания на юге.

Но несмотря на разногласия, обстановка все же сближала, раскрывая у обоих суть характеров и души. Мы более откровенно видели друг в друге, как достоинства, так и недостатки. Никто не ходил на цыпочках и не старался показаться лучше.

За грубой оболочкой мужчины я разглядела и ранимость, и простоту поведения, чем обычно отличаются люди, познавшие деревенский быт. Он добросовестно относился к любому делу, прикладывая к нему и умение, и мастерство. Словом, руки у этого человека росли, откуда надо...

Даже при обидном слове я держалась, как стойкий оловянный солдатик, никогда не позволяя нашим спорам перерасти во что-то большее. Я чувствовала, что грубые слова его, скорей всего, шли не от души, а давали в искаженном виде возможность самоутверждения над людьми. Таким образом он скрывал слабые стороны своего характера.

Однако и он отметил мою героическую непоколебимость в трудных жизненных ситуациях. Я не давала себя сломать и морально опустошить.

И однажды, гуляя по улицам Геленджика, он неожиданно произнес: " Таня, выходи за меня замуж!"

От удивления я невольно остановилась и недоверчиво посмотрела на него. Но он совершенно серьезно ждал ответа.

Не было ни поцелуя, ни объяснения в любви,- просто этот мужчина хотел совместной жизни со мной.

Мысли, буквально, заметались в моей голове. Я понимала, что жизнь с этим человеком будет несладкой, но и сложившаяся обстановка дома уже не оставляла мне шанса на выбор. Приходилось что-то решать: именно здесь и сейчас.

- Я согласна,- тихо произнесла я и с тревогой подумала: " Как- нибудь уживусь."

Так было принято рассудочное решение: Виктор получал хозяйку в доме, а я крышу над головой. Ну, и конечно, оставалась надежда, что со временем сблизят и чувства, а может и нечто большее...

Наконец, между нами начались более близкие и углубленные разговоры. Виктор рассказал, что первый брак его не задался и пришлось развестись. У него осталась взрослая дочь, но когда на суде она выбрала позицию матери, он прервал с ней всякие отношения. Но и дочь не испытывала желания повидаться с отцом, предпочитая отчуждение с родным человеком.

Родился Виктор в 1937 году в поселке Нивастрой в Мурманской области, испытав нелегкую судьбу, выпавшую на долю этого поколения. Он всегда сожалел, что не признают их заслуг  и не предоставляют льгот, как ветеранам войны.

В 1939 году, отец его, повоевав на Финской, через год снова отправляется на фронт, сражаясь на полях уже Великой Отечественной войны. В 1942 году семья получает похоронку и остается без кормильца.

Матери приходится одной растить сына, но на скромную зарплату уборщицы проживать становилось все более проблематично.

Голодно было не только в осажденном Ленинграде, но и в ближайших областях. Женщина настолько обессилила от недоедания, что ползала уже на коленях, собирая для пропитания траву и мох.

Чтобы спасти сына, мать временно отдает его в детдом, где для малышей выделялась хоть какая-то еда.

В 14 лет Виктор уже стал трудиться наравне со взрослыми. Разгружал с вагонов мешки с углем, весом под 30 кг. Словом, не чурался никакой работы. Жизнь заставляла выживать.

В 1957 году он заканчивает Грязовецкий техникум Механизации и Электрификации сельского хозяйства, получив специальность техника- механика.

Службу в армии Виктор проходит в Подмосковье в инженерно- техническом составе ВВС, занимаясь обслуживанием самолетов на аэродроме.

"Свободного времени было много,- рассказывал впоследствии мне Виктор.- И я решил готовиться по учебникам в ВУЗ." Но справедливо рассудил, что если он закончит обычный институт и станет инженером, это значит, что он всегда будет иметь нехватку в деньгах. Как правило, у гражданских это случалось сплошь и рядом.

И он начинает основательную подготовку для поступления в Ленинградское Высшее военно- морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. Готовили здесь специалистов- подводников и это была элита морского флота.

В послевоенное время многие стремились поступить в военные учебные заведения. Поэтому конкурс в "Дзержинке" держался на уровне 14 человек на место.

Математику Виктор знал в совершенстве, мог решить любую трудную задачу, но более углубленные знания имели все же " нахимовцы", которые целыми группами шли штурмовать заветный ВУЗ.

В армии Виктор настолько овладел немецким языком, что сдал экзамен на военного переводчика. Он любил этот древний язык, несколько непривычный для нашего слуха и звучащий на высоких частотах.

Но меня всегда поражало, что даже через много лет после обучения, он читал мне наизусть стихи и поэмы великих немецких классиков - Гете, Гейне, других известных поэтов. Читал, как на русском, так и на немецком языках, давая почувствовать благозвучие немецкой речи.

До сих пор у меня хранится его тетрадь, с надписью " Ausgewahlte Gedichte", полностью исписанная стихами немецких сказителей.

Он прекрасно разбирался в истории, начиная с Древних веков и по настоящее время. Словом, муж мне попался умный и высокообразованный, как, собственно, я того и хотела.

В 1958 году Виктор прошел конкурс и стал курсантом морского ВУЗа, выбрав в обучении довольно опасную специальность - "Эксплуатация ядерных энергетических установок", что впоследствии все же негативно сказалось на здоровье. Детей у нас так и не было.

Закончив в 1963 году  Высшее Военно- морское инженерное училище им. Дзержинского, он женится и отправляется к месту службы - на Камчатку, участвует в дальних походах на атомной подводной лодке.

- А сейчас ты в Ленинграде живешь?- спросила я напоследок.

- В Кронштадте,- односложно ответил он.

- А где это?- задала я наверно самый наивный вопрос.

Он чуть усмехнулся.

- Ты смотрела фильм " Мы из Кронштадта"? - Вот именно там и живу. Это недалеко, в 50 км от Ленинграда. И я очень хочу тебе его показать.

В 1990 году Кронштадт еще был закрытым городом, в пути у пассажиров всегда проверяли документы. С иногородней пропиской меня могли бы не впустить.

Но мы с Виктором решили рискнуть: в автобусе всю дорогу я притворялась спящей, прислонившись к его плечу. И так, нелегально, попала в город.

Даже в самых фантастических мечтах я не могла тогда предположить, что Кронштадт не только станет для меня близким и родным, последним моим прибежищем, но и я открою здесь новую страницу его истории. 


Рецензии
История интересна,тут конечно можно многое сказать. Но ,ясно одно жизньиногда ставит такие расклады.
Что хорошее не покажется. А просто
Нужно уметь извлекать из всего уроки.

Пётр Пирумов   22.04.2022 21:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр! Это просто моя жизнь и мои уроки: слишком многое пришлось испытать.

Татьяна Иванова 14   24.04.2022 08:12   Заявить о нарушении