Что делать спасающемуся? p164-169

Если ничего не делать нельзя, тогда что нужно делать?
До бессознательного сам человек добраться не может. Дух
Святой только может. Он только и Святая Троица в человеке-

165
индивиде знают отрицаемую индивидом личность. Но и Дух
и Троица всегда есть, невидимо предстоя у дверей сердца че-
ловека, однако с человеком ничего не происходит. Напротив,
со дня выхода в свет книжки архимандрита Лазаря «Ангелу
Лаодикийской церкви», 1999 г., прошло уже 19 лет. И тираж
книжки немалый – 20 тысяч. Но число людей в Церкви, точ-
но соответствующих описанным, не уменьшается, возрастает.
Что-то еще не делает человек, чтобы остаться, удержаться впи-
санным в Книгу Жизней.
Думаю, что сегодня мы можем это ясно назвать. Их три.
О первом еще в начале 20-го века написал священномученик
Илларион (Троицкий): «У Церкви нет скрижалей для письма.
Воплощение Сына Божия нужно было для спасения челове-
чества, а не для написания книги. Церковь существовала,
когда ни одной книги Нового Завета еще не было. Для спасе-
ния необходимо приложиться (присоединиться) к Церкви, как
во времена апостолов спасающиеся прилагались к Церкви»
(В кн. «Священное писание и Церковь»). «Вне Церкви нет
спасения», – писал он в книге «Христианства нет без Церкви».
Второе – нужен опыт жизни, ведущий в жизнь вечную.
Третье – есть простота, о которую разбиваются все отри-
цания бессознательного и сознательные, как бы вынужден-
ные, отступления от истины, жизни и пути. Остановимся на
каждом из них.
Что значит – «спасающиеся прилагались к Церкви»?
Спасающиеся чем? – страхом Божиим и чаянием жизни бу-
дущего века. Прилагались – значит верою входили в общение
верующих и были вместе. Это знающие, от кого спасаться, чем
и где. Чтобы вместе «спасаться от рода сего развращенного»,
«Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2.
40, 44–47). Спасающиеся уходили от общения с развращенны-
ми в Церковь, чтобы единодушно быть в ней. То есть в общине

166
верных. В общине – значит в церковном укладе, в трех его со-
ставляющих: в чаянии Царства Небесного и жизни в нем, ради
этого иметь таинство жизни не только в храме, в таинствах, но
и повседневно, чтобы, третье – быть в благодатном ладе со все-
ми ближними, идущем от добродетелей и от них – исполнения
заповедей Христовых. Жить в Церкви – это первое.
Второе – нужен опыт жизни, ведущий в жизнь вечную.
В 1918 году Русская Церковь собралась на свой собор. Что-
бы подготовить собор шесть лет до него работали предсобор-
ные собрания. Вопрос стоял почти тот же – как нужно жить,
чтобы в Церкви спастись?
За шесть лет подготовки и год с небольшим работы самого
собора много прозвучало докладов, много было размышлений
и предложений, а деяние собора, которое реально вошло в
жизнь, было всего одно – избрание патриарха.
Почему? Потому что параллельно с собором, как будто иг-
норируя его, над опытом жизни, который повел бы в жизнь
вечную, трудился Сам Господь. Его премудрым Промыслом
вместо разговоров на соборе развернулись в России семиде-
сятилетние гонения на Церковь, имевшие жесточайший ха-
рактер в первые 20 лет, в 1918 –19 39 годы. Ссылки, тюрьмы,
лагеря, а для тех, кто остался на свободе, жизнь с ярлыком «из
бывших», «лишенец» и даже «враг народа».
На фоне этого опыта, которым Господь повел свой народ,
предложения собора 1918 года оказались либеральными дея-
ниями, вполне далекими от реалий вечной жизни. Это были
деяния жизни все равно земной, временной, тепло-холодной.
Собор, не закончив свою работу, был распущен.
А нам, кто сегодня хочет взять в опыт своей жизни то, что
приведет в жизнь вечную, есть куда обратить взор, есть в под-
ражание кому и ориентируясь на кого устраивать свою жизнь

167
для вечной жизни. Ими являются мученики и исповедники
Русской Церкви 20-го столетия. Ими являются отношения
Христа с ними, верными Его чадами. Многих Он воспитывал,
проводя через многолетний путь гонений, создавая условия
воспитания, применяя к ним средства воспитания, поддержи-
вая, утешая, воскрыляя, являя через их веру великую силу бо-
жественных деяний, чудотворений и оправданий.
Теперь этот опыт Христова воспитания в обилии вышел
и выходит в виде книг, в которых описывается жизнь муче-
ников и исповедников. Но не изучение книг, а исполнение по
ним церковной жизни в укладе в малых приходских общинах
нужно нам сегодня. Нужен опыт жизни отрясения от падшего
естества, нужен опыт нравственного и духовного преображе-
ния по ступеням из одного периода труда над собой в другой
период, опыт жизни одного состояния всей малой общины с
переходом в другое состояние взаимообращения и взаимо-
помощи между собою с постоянством богопознания в одно
время, богообщения в последующее время и богоугождения в
третье время.
Сегодня у нас есть с чем сравнить и по чему выверить ны-
нешнюю жизнь христианскую. Если это всерьез и ответствен-
но сделать, мы увидим, что на фоне такого ответа Божия на
просьбу показать и дать нам опыт жизни ради жизни вечной,
тогда то, чем живет сегодня Церковь, является откровенным
обманом, глубоким обольщением, непростительным соблаз-
ном, за который придется отвечать бессилием перед вызовами
времени. Если же останется обширная деятельность, которая
происходит сегодня в Церкви с активным применением нара-
боток советского безбожия и новыми формами интернет-жиз-
ни, тогда неизбежно все множество церквей вольется в цар-
ство антихриста. При том, что в немалой степени оно уже и
так почти в нем.

168
Так ли все мрачно и горестно?
Все было бы необратимо трагичным и безысходным, если
бы не было третьего – простоты.
Пророк Илия в свое время скорбел перед Господом, что
остался один среди бесчинства народного, когда все грешат до
единого. И ответил ему Господь: «Я соблюл себе семь тысяч че-
ловек, которые не преклонили колени пред Ваалом» (3 Царств.
19, 18; Рим. 11, 4). Не семь человек, и не семь десятков – семь
тысяч, которые были скрыты для взора пророка, для взора
правителей, для взора людей. Как это возможно? «Человекам
невозможно. Богу все возможно». И Господь утешает Илию:
«Сильный ветер, сокрушающий скалы, но не в ветре Господь,
после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня
веяние тихого ветра – и там Господь» (3 Царств 19, 11–12).
Отец Арсений, будучи в лагере в годы советских гонений,
заболел и пережил клиническую смерть. Когда, оставив тело на
нарах в бараке, душой он поднялся над бараком и сверху огля-
нулся на него, он увидел среди ста спавших человек – в сердцах
более двадцати человек горящие звездочки живой веры. Он-то
думал, что в бараке всего пять человек верующих, которых он
знал, включая и его самого. А их, кого Господь «соблюл Себе»,
было много больше. Не знал об этом отец Арсений, не знали
об этом другие заключенные. Не знали, хотя жили очень тесно,
близко, трудно было не узнать.
Тихая простота веры...
Так во времена Минина и Пожарского Россия, казалось
бы, предавшая своих правителей, вдруг поднялась великим
ополчением. Откуда что взялось в этом спящем или уже уби-
том народе? А ведь взялось. Потому что «Господь соблюл»…
«Знает Господь путь праведных» (Пс. 1. 6) «Благ Господь и знает
надеющихся на Него» (Наум. 1, 7). «Итак, дети, пребывайте

169
в Нем, чтобы когда Он явится, не постыдиться пред Ним в
пришествие Его. Всякий пребывающий в Нем не согрешает и
не может грешить, потому что рожден от Бога. Сие написал Я
вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы,
веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 2. 28; 3. 6,
9; 5,13). Веруя...


Рецензии