Четвертое. Где Имя Господне в нашем сознании. p169

О имени ли Христа наше сознание? Апокалипсис – послед-
няя книга Нового Завета, об имени Христа говорит словами
Самого Христа: «Знаю дела и труд твой и терпение твое и то,
что ты не можешь сносить развратных. Ты много для имени
Моего трудился и не изнемогал» (Откр. 2, 3). Перечислив, из
чего состояла жизнь христианина, говорит, ради чего он все
это делал. «Для имени Моего трудился».
Так ли это важно? Ради Христа – об этом сегодня все хри-
стиане и говорят и живут. Но ради имени Христа? У кого это
есть в сознании? И потом, имя – это одно, а Христос – это дру-
гое. Разве можно жить для имени, ради имени, во имя? Жить
надо для Христа, а не для Его имени, ради Христа, а не ради
Его имени, во Христа, а не в Его имя – так говорит нам наше
сегодняшнее сознание.
Но совсем не так, другое и противоположное говорит нам
Священное Писание. Позже мы вчитаемся в книги Нового За-
вета, а сейчас остановимся на последней Его книге – Апока-
липсисе, или Откровении.
«Для имени Моего трудился». А современный человек для
чего трудится? Чтобы было на что жить. Поэтому трудится
для зарплаты, для премий, для повышения звания, должно-
сти, для того, чтобы стать самостоятельным, состоятельным,

170
богатым, стать известным, влиятельным. И вдруг в этот ряд
смыслов, более того, отодвигая этот ряд на второе место, гово-
рит Господь, воздавая честь от Себя Своему имени: «трудил-
ся для имени Моего». Потому что такой труд, говорит Он в
другом месте, открывает нам в вечности радость и жизнь. А
земные смыслы в труде, наоборот, делают его «сокровищем на
последние дни. Ржавчина (всех богатств ваших этим трудом
обретаемая) будет свидетельствовать против вас и съест плоть
вашу, как огонь» (Иак. 5. 3) «Придет день Господень, земля и
все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3. 10). Где будешь ты с земными
своими делами?
Чтобы имя Господне встало не только в равный вес с земными
смыслами, но и отодвинуло их на второстепенное место –
ведь сказано: «Ищите Царствия Божия, и это все приложится
вам» (Лк. 12, 31) – для этого недостаточно самому понять,
недостаточно даже согласиться, принять, нужно внутреннее
озарение смысла, нужен свет. Господь, сказав «трудился для
имени Моего», не останавливается, продолжает: «и не изне-
могал». Чтобы не изнемогать, помимо света нужна уже сила.
Очевидно, что не физическая, не моральная и даже не нрав-
ственная. Духовная.
Очевидно, что не имеющий ни света, ни силы благодатной,
Христову имени придать значения не может, тем более все
другие смыслы жизни отодвинуть ради него, а потом еще для
него, для имени Христа, трудился до изнеможения. «Но ты не
изнемогал». Значит, был в силе, Богом данной. О каком имени
идет речь? О таком же, о каком Царстве пришел на землю воз-
вестить Христос. Об имени в Царстве Небесном. Том имени,
какое не люди, но Бог дает, и которое не в земной жизни, но
в жизни Царства Небесного венчает человека, указуя на его
принадлежность Отцу через Сына, Которого человек носит в
себе, – «вы во Мне и Я в вас» – и Который, будучи Сыном,

171
через Себя делает нас сынами Отцу Небесному, и это удо-
стоверяет именем Своим, налагаемым на чело всем верным
Его.
Отсюда центральное событие в жизни верных – Евхари-
стия – предваряется входной молитвой священника: «Да воз-
веселятся вси уповающие на Тя, во век возрадуются, и всели-
шися в них: и похвалятся о Тебе любящи имя Твое».
Завершая проскомидию, в молитве предложения священ-
ник возглашает: «Яко святися и прославися пречестное и ве-
ликолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа». На первом
антифоне хор поет: «И вся внутренняя моя Имя Святое Его».
Во время третьего антифона в алтаре священник молится:
«Иже общия сия и согласныя, даровавый нам молитвы, иже и
двемя или трем, согласующимся о имени Твоем, ...прошения
к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание
Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя». После пре-
ложения даров верные причащаются Тела и Крови, обретая
Христа в себе. «Если Христос в вас, то дух (ваш) жив для пра-
ведности» (Рим. 8. 10). «И уже не я живу, но живет во мне Хри-
стос» (Гал. 2, 20). Соедините все три откровения, и вы полу-
чите: «Христос во мне именем Своим святым». И завершается
литургия троекратным пением всех молящихся в храме: «Буди
имя Господне благословенно отныне и до века».
«Ты изнемогал, когда трудился для имени Моего». Трудил-
ся на богослужениях, чтобы в благоговейном страхе Божием
принять Христа в покаянное сердце и пережить в себе дивное
соединение Христа с Его именем. А для этого трудился над
покаянием, трудился, чтобы имя Христа было в сердце в ум-
ной или умно-сердечной молитве Иисусовой, трудился, чтобы
исполнением заповедей любить Христа, потому что Господь
так сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И
если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14, 14–15).

172
Попросите, чтобы имя Мое было в сердце вашем, и Я буду в
вас. Над тем так трудился ты и не изнемогал.
«Вот диавол будет ввергать вас в темницу. Не бойся ничего,
что тебе надобно будет претерпеть» (Откр. 2, 10). «Надобно
будет». Здесь и обязательность, когда не спрашивая, ставят в
исполнение, и необходимость, потому что без этого не будет
последующего, искомого. Для чего надобно будет претерпеть?
«Чтобы сделаться, – говорит апостол Петр, – непоколебимым.
(Потому что) Бог Сам по кратковременном «страдании вашем
да совершит вас, да утвердит, да укрепит» (1 Петр. 5, 10). Что
надобно претерпеть? Отвержение, гнушение, злословие, стра-
дание, крест. Ради чего претерпеть? Чтобы иметь благослове-
ние Божие непререкаемое и неугасимое. «Ничего не бойся»,
т. е. стой в страхе Божием и не бойся. «Будь верен до смерти,
и дам тебе венец жизни. Побеждающий не потерпит вреда от
второй смерти» (Откр. 2. 10). Господь говорит о жизни, кото-
рая будет после смерти, смерти первой (исход из тела). Име-
ющий венец на себе, то есть силу и торжество жизни, «не по-
терпит вреда от второй смерти», т. е. от геенны огненной, куда
навсегда ввергаются – умирают те, кто не победил себя. По-
бедить себя нужно до исхода из жизни земной. Иначе будет
смерть вторая – это вечная погибель.
«Знаю твои дела , и что содержишь имя Мое, и не отрекся
от веры Моей» (Откр. 2, 13). «Я есмь испытующий сердца и
внутренности, и воздам каждому из вас по делам вашим. По-
беждающему дам белый камень и на камне написанное новое
имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Кто
побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам звезду
утреннюю» (Откр. 2. 17, 23, 26, 28).
А перед словами об испытующем говорит: «И уразумеют все
Церкви, что Я есмь Испытующий сердца и внутренности». Вну-
тренности – содержание бессознательного. И когда говорит

173
«не отрекся от веры», говорит не отрекся там, куда входит
вера – в бессознательное, где она освящает подсознание так,
что по мере христианской жизни этот ад покаянием в челове-
ке вымывается и человек делается через веру простым. И тог-
да вместо бессознательного, которое есть явление индивида,
входит в человека имя Христово. И Господь говорит: «Знаю
твои дела (стяжающие и умножающие добродетели), и что со-
держишь имя Мое». Имя Христово венчает внутренний труд
веры. Оно есть завершение христианского подвига, венец и
одновременно награда. Потому что там, где человек «содержит
имя Христово», там Христос содержит человека, и человек не
бывает без плода, без добродетелей: «Кто пребывает во Мне
и Я в нем, тот приносит много плода. Тем прославится Отец
Мой. (Поэтому) чего ни попросите от Отца (Небесного) во
имя Мое, Он даст вам» (Ин. 15, 5, 6, 23).
Для этого нужно жить, побеждая себя. Побеждая падшее
естество свое, побеждая в итоге себя – индивида. Но не сам
побеждая, ибо наше «сам» и есть индивид, сам себя он побе-
дить не может. «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя
Мое, научит вас всему» (Ин. 14. 26). Научит побеждать. «А кто
побеждает, тому дам звезду утреннюю». И «взойдет утренняя
звезда в сердцах ваших, – говорит апостол Петр, – Дух Свя-
той» (2 Петр. 1, 19, 21). А в Царстве Небесном, где солнца и
звезд не будет, но Сам Господь будет освящать всех (Откр. 22,
5), и где о Себе Господь скажет: «Я есмь звезда (ваша) светлая
и утренняя» (Откр. 22, 16). Здесь, в Царстве Небесном, «узрят
(они) лице Его и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 4). «По-
беждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени
его из книги жизни, исповедаю имя его пред Отцем Моим и
пред Ангелами Его». «Побеждающего сделаю столпом в храме
Бога Моего, и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога
Моего, Нового Иерусалима, и имя Мое новое» (Откр. 3, 5, 12).

174
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы
иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»
(Откр. 22, 14).
Так имена, под которыми Бог записывает верных Своих
в книгу жизней, или напечатлевает на белом камне, наконец
имена, которые пишет на челах их и под этими именами вво-
дит в Царство Свое, эти имена прямо связываются с испол-
нением заповедей, и не просто с внешним исполнением, но с
жизнью по заповедям, восходящей до благословения: «Пре-
будьте во Мне и Я в вас». Тогда «кто пребывает во Мне и Я в
нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать
ничего» (Ин. 15, 4–6). «Сия есть (важнейшая) заповедь Моя,
да любите
друг друга» (Ин. 15,12). Здесь и заповедь любви, и
добродетель, которою она исполняется, есть любовь. Добро-
детели, говорят святые отцы, и названы Господом плодами.
Евангелие верных называет блаженными. «Вы блаженны, ибо
Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Петр. 4, 14). До-
бродетели, которыми
христианин делается блаженным, и есть
плоды. «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Отец
Мой отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы
более принесла плода» (Ин. 15, 2).
Теперь мы можем вернуться к важнейшему, но вместе и
страшному для нас, людей последнего времени, установлению
Господа. «Блаженны... чтобы иметь им право на древо жизни и
войти в город воротами» (Откр. 22, 14).
Страшному, потому, что наша сегодняшняя христианская
жизнь в Церкви торжествует вовсе не практикой блаженств.
Она торжествует начитанностью, творчеством, деятельной ак-
тивностью, профессионализмом, талантами, онлайн-событи-
ями, великолепием во всём, и в церковном в том числе.
«Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое», как во-
йдет в такое православие, где люди, не отдавая себе в том отчета,
живут во имя свое?

В то же время нельзя жить во имя свое мимо одного из трех
враждебных Христу духов: мимо духа времени, духа мира,
духа лести. Нельзя, не испытывая свое сознание, о чьем име-
ни живет человек, безотчетно пребывать в Церкви. Не отда-
вая себе отчета, ради какого, например, здоровья мы молим-
ся Господу – телесного, или нравственного, или духовного,
ради каких событий обращаемся к Богу – событий, где земная
успешность или где крестоношение; когда радуемся и благода-
рим Господа – когда исполняются чаяния земные или чаяния
жизни будущего века. Заодно можно и спросить себя – а есть
ли они, чаяния будущей жизни? И много ли дел среди дня, не-
дели, года, которые совершаются нами ради имени Христа.
Поразительно, я и сам, 25 лет уже пребывая в Церкви свя-
щенником, не обращал внимания на слова, которые читаются
при входе в алтарь перед литургией: «И похвалятся о Тебе лю-
бящие имя Твое».
Похвалятся – чем? И что значит – «любящие имя Твое»? Как
любить имя?..
Всякий, кто ревнует о жизни вечной и ищет для себя вер-
ной земной жизни, найди небольшую книжку митрополита
Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «Как православ-
но жить в современном мире» (М., 2008). Если не найдется сил
и времени читать ее всю, прочтите хотя бы названные здесь
страницы: с 42 по 47, с 62 по 64, с 80 по 83, с 90 по 92, с 99 по
111, со 152 по 157.


Рецензии