Тройственный состав жизненности человека. p180-182

Чем и как в этих «к себе, своему и к своим» достигается по-
разительная устойчивость и закрепленность нрава? Семья бы-
стрее развалится, дружба распадется, чем человек откажется
от характера своего. Но не в характере даже дело, а в тройной
жизненности человека, т. е. жизненности, имеющей три соста-
ва, взаимопроникающих один в другой. Человеку хорошо жи-
вется, он жив и ему никуда не хочется бежать, если три состава
жизненности согласны между собой.
Первый состав – сам человек с его внутренним устроением.
Второй состав – образ жизни, который он ведет, строй, ус-
ловия жизни и порядки в ней.
Третий состав – окружение людей, их нравы, предпочте-
ния, смысл жизни.
Если кратко назвать эти составы, тогда это образ жизни,
душевное устроение и человеческое окружение. Их взаимная
необходимость одна с другой и является причиной устойчи-
вости как греховной жизненности, так и праведной, так и
святой. Во всех человеческих объединениях с любой числен-
ностью в них – от двух человек до стотысячных масс народа,
собранных в армию или на демонстрацию, мы увидим все три
состава жизненности.
Все три состава равно необходимы, но для жизненности не
все равнозначны. Ведущим из них является душевное устрое-
ние. Из душевного устроения выходят два других – образ жиз-
ни и окружение. Среди трех составов жизненности человека
ведущий из них – сам человек. Жизненность его и в нем, и,
естественно, без него она не может быть. Вторая причина – об-
раз жизни, в котором либо поддерживается радость и чувство
счастья, или образ жизни томит и подавляет радость. Но и
без третьей причины не может быть жизненности полной. Ей

181
нужны люди, поддержка их, одобрение, но и не только. Боль-
ше ей нужна принадлежность определенному кругу и составу
людей. Принадлежность дает чувство защиты, дает человеку
уверенность в поступках и поведении и дает в других местах
выступать представителем своего кружка или круга людей.
При этом все три органично едины, и любое из них одно
влияет на два других и без них человек не может быть.
Поэтому, например, школьному ребенку скучно в семье,
уличному беспризорнику тоскливо там и там. Внешнему
взрослому невмоготу долго находиться среди средних. Он еще
как-то может быть среди внутренних нравственных, но бежит
прочь от внутренних духовных. Как паломник он может при-
ехать к ним, наблюдая их жизнь извне, но жить среди них в
укладе не сможет. Среднему взрослому тоскливо среди внеш-
них, и совсем он не может быть среди внутренних духовных.
Ему радостно среди своих творческих, и гаснет, чахнет он сре-
ди внешних. Они для него как армия с ее строем и грубой, как
он считает, дисциплиной.
При том, что жизненность имеет тройной состав, причина
ее от духа. Греховная жизненность в тех, кто живет «по обы-
чаю мира сего, по воле духа, действующего ныне в сынах про-
тивления» (Еф. 2, 2).
О жизненности праведной ангел говорит, когда возвещает
Захарии о сыне его Иоанне Предтече. Он, Предтеча, придет
«в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и
непокоривым (возвратить) образ мыслей праведников, дабы
представить Господу народ подготовленный» (Лк. 1, 17). Т. е.
из беспутных вывести на жизненный путь, на котором чело-
век в своем религиозно-нравственном, испорченном грехом,
очищается, восстанавливается до чистоты естества и для де-
тей становится отцом и матерью – «возвратить сердца отцов
детям», а для соотечественников – праведником.

182
Чтобы быть представленными Господу как «народ приго-
товленный». Тогда этот народ Господь поведет уже по Своим,
Господним путям. «Ибо явилась благодать Божия, спаситель-
ная для всех человеков, чтобы мы, отвергнув нечестие и мир-
ские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в
нынешнем веке» (Тит. 2, 11). Тогда от праведной жизненности
человек выйдет к жизненности духовной, святой.
А «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому
что приняли Духа усыновления! И сей самый Дух свидетель-
ствует духу нашему, что мы – дети Божии. И сонаследники
Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и просла-
виться (в Царстве Божием). Ибо нынешние временные страда-
ния ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откро-
ется в нас. (Сей же) Дух и подкрепляет нас в немощах наших и
Сам ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Кто
будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Ибо,
кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными
образу Сына Своего» (Рим. 8, 14–16).


Рецензии