Отличия укладов и людей в них. p182-185

Чем же ученики Иосифа Исихаста и сам прп. Иосиф отли-
чаются от всех остальных, здесь перечисленных?
Убегая к себе, они в себе хранят веру, ревность духовную и
драгоценную жемчужину, которую Дух Святой положил им в
сердце, – это любовь ко Христу. Это дарование Бога, Бога-От-
ца, Который тем и так собирает ко Христу стадо Его и во Хри-
сте – чад Себе в Царство Сына Своего. Они убегают к себе,
чтобы прийти в радость Господа, когда «вся внутренняя моя
имя святое Его».
Убегая в своё, они убегают в уединение и дорожат им боль-
ше всего на свете.

183
Убегая к своим, они убегают в духовную семью с ее духов-
ной патриархальностью, т. е. верностью духовному отцу, а че-
рез него во Христе верностью Богу-Отцу, духовной вернопод-
данностью, т. е. верностью Царю Царства Божия – Христу, и
святостью, т. е. исполненностью благодати Святого Духа.
Они живут в уединении исихией – безмолвием, восхищени-
ем к Богу и преображением.
В уединении все человеческое приходит к безмолвию – иси-
хии. В ней личность восхищается к Богу и естество человека
преображается. Как это происходит?
В уединении человек делается недоступным для стихий
мира. Все действия трех духов злобы в их внешне видимых
обстоятельствах не добираются до него и не имеют никакого
влияния. Дух мира со своими богатством, властью, славою не
востребован. Дух времени со своими творчеством, прогрессом
и праздностью оставлен и изгнан навсегда. Дух лести со сво-
ими стремлениями – идеями к воссоединению человечества, а
для этого к преодолению когда-то Богом совершенного вави-
лонского рассеяния, а теперь к восстановлению вавилонского
всемирного строительства – этот дух отвергнут.
Во внешнем все сделано, чтобы идти дальше – к воссоеди-
нению с Богом. Для этого во всем внутреннем человеку пред-
стоит прийти к безмолвию – исихии, когда внутреннее все,
очищенное в жестоких подвигах аскетики, проникнуто будет
благодатью. Ради этого человек положит подвижнический
труд, преодолеет и отрясется от падшего своего во всем есте-
стве. И на вершине крестного пути – восхождения придет к
преображению.
Символ этого восхождения – гора Афон. На вершине ее
храм Преображения Господня. Без какого-либо цивилизован-
ного великолепия, простотой своего устройства, пренебрегая
им. Все земное отрицая.

184
Исихия, безмолвие – это облагодатствованное молчание,
через благодать безмолвие. И достигается оно в облагодат-
ственном подвижничестве. Подвижничестве, в котором чело-
веку содействует Дух Святой, и закваской, по которой вскиса-
ет все тесто естества, является благодать.
Такой жизнью в себе, в своем и среди своих исихасты-под-
вижники умерщвляют в себе индивида, уничижая в себе все
три его свойства – самореализацию, тиранию и влечение к
человеческим объединениям и сообществам, к вавилонскому
собранию или сборищу.
Вместо самореализации они имеют в себе помышления, о
которых пишет прп. Григорий Синаит:
«Смирение истинное ни слов смиренных не говорит,
ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно
о себе мудрствовать и не поносит себя, смиряясь.
Хотя все такое – начатки суть, проявления и разные
виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше».
Вместо тирании, слепого и глупого самомнения о своих
достоинствах, в том числе духовных, они имеют убеждения,
что, из того же слова прп. Григория Синаита, «они грешнее
всех людей, что они срамнее всех тварей в своем состоянии
неестественном, что они окаяннее бесов, как рабы бесов, уже
отсюда (в земной жизни) во тьму кромешную заключенные и
потому с ними наследующие бездну, называя себя окаянней-
шими». Вместо влечения к разным сборищам и вместо стрем-
ления быть участником всемирной массовости считать себя
«в преисподней, во аде, в бездне прежде смерти обитающим»,
и ругать себя «как в самопрельщении дерзаешь называть себя
праведным, сделав себя злыми делами грешником непотреб-
ным и бесом?» (Там же).

185
При таком самосознании и таком характере и образе жизни
может ли что остаться в человеке от его индивида. В то же вре-
мя на этом примере мы видим, каких усилий человеческих и
Божиих стоит высвобождение и восстановление из индивида
в человеке личности. Того человека, предназначением которо-
го является жизнь в Царстве Божием, а призванием во время
земной жизни – семь призваний христианина:
1. Быть на пути, в истине и жизни, которые все есть Христос
(Ин. 14, 6).
2. Взяв крест и душу свою положив за други своя и тем
входя в тайну Его (Кол. 1, 27), следовать за Господом (Мф. 16,
24; Ин. 15, 13).
3. Страдая и терпя (созданы во Христе на это – Еф. 2, 10)
делать добро.
4. В дарованиях и плодах Святого Духа проводить земную
жизнь ( 1 Кор. 12, 7–13; Гал. 5, 22).
5. В Боге пребывать, в мире и любви (Рим. 12, 3–21).
6. В добродетелях блаженными быть (Мф. 5, 3–11).
7. В нового человека облечься, созданного по Богу (Еф. 4, 24).
Об этих призваниях христианина Господь говорит:
«Я пришел призвать грешников на покаяние (Мф. 9, 13).
«Одно тело, один дух, вы призваны к одной надежде… для
созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры
и познания Сына Божия» (Еф. 4, 4, 12–13).
«Чтобы призванные к вечному наследию получили обето-
ванное» (Евр. 9, 15).
«Бог Отец избрал нас, предопределив усыновить Себе через
Иисуса Христа.
В Нем мы предназначены... в похвалу слова Его» (Еф. 1, 4,
11–12).
«Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека
(семью, Церковь)» (Еф. 2, 15)
Предназначение наше – Рай и Царство Небесное.


Рецензии