Максим горький - миф советской пропаганды

Максим Горький – миф Советской пропаганды,
русофоб и человеконенавистник

«Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик - вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, - воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля - в руках человека, и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков.
Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него, и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков? Но их мало, и в них живут враги. Города? Но они - далеко и не многим культурно значительнее деревни. Вокруг - бескрайняя равнина, а в центре ее - ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи! Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: «Множество суеверий и никаких идей».
Это печальное суждение подтверждается всем русским фольклором…
Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.
В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют. Наследие алкоголизма? Не думаю, чтоб русский народ был отравлен ядом алкоголя более других народов Европы, хотя допустимо, что при плохом питании русского крестьянства яд алкоголя действует на психику сильнее в России, чем в других странах, где питание народа обильнее и разнообразнее.
Можно допустить, что на развитие затейливой жестокости влияло чтение житий святых великомучеников, - любимое чтение грамотеев в глухих деревнях…
…как евреи, выведенные Моисеем из рабства Египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, о которых говорилось выше, и их заменит новое племя - грамотных, разумных, бодрых людей.
На мой взгляд, это будет не очень «милый и симпатичный русский народ», но это будет - наконец - деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям.
Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать «мучителями народа», - с моей точки зрения, они - скорее жертвы».

Эти цитаты взяты из статьи не какого-нибудь европейского русофоба, который только и думает, как бы еще обозвать русский народ, приписать ему незнамо какие грехи и наклонности. Нет, это написано вроде бы русским человеком, но это не П.Чаадаев, один из первых российских руофобов, которого, впрочем, власть и его коллеги по писательскому цеху назвали «сумасшедшим». Наоборот, этого человека возносили, чуть ли не обоготворяли, его произведения издавали миллионными тиражами, изучали в школах и институтах, в его честь названы театры, улицы, даже город,  который, впрочем, уже переименован. Правда, речь идет о временах Советского Союза, хотя, и в Европе этого писателя и общественного деятеля тоже почитали, а в России и до сей поры есть немало поклонников его таланта. О ком речь?
Максим Горький. Легенда советской литературы. «Буревестник революции», защитник бедных и обездоленных, его произведения изучали на уроках литературы в советских школах и вузах. «Песню о соколе» и «Песню о буревестнике» учеников заставляли  заучивать наизусть. Его пьесы ставили во всех театрах страны, и до сей поры они остаются в репертуарах многих российских театров. А о таких рассказах, как «Сердце матери»,  «Старуха Изергиль», «Песня о соколе» и «Песня о буревестнике»  вообще говорить не приходится – их тоже изучали, как говорится, вдоль и поперек. В общем, революционный писатель, глашатай Советской власти. Его почитатели и до сей поры так считают.
Свое прозвище «буревестник революции» Горький вполне оправдывал, стоит прочитать его письмо своей жене  известной актрисе М.Ф. Андреевой по поводу событий в Петербурге в годы Первой русской революции 1905 – 1907 гг.: «Рабочие проявляли сегодня много героизма, но это пока еще героизм жертв. Они становились под ружья, раскрывали груди и кричали: «Пали! Все равно — жить нельзя!» В них палили. Бастует всё, кроме конок, булочных и электрической станции, которая охраняется войсками. Но вся Петербургская сторона во мраке — перерезаны провода. Настроение — растет, престиж царя здесь убит — вот значение дня.
Итак — началась русская революция, мой друг, с чем тебя искренно и серьезно поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новые цвета только кровью. Завтра ждем событий более ярких и героизма борцов, хотя, конечно, с голыми руками — немного сделаешь»…
Автор данной статьи поклонником М.Горького (А.М.Пешкова) никогда не был, более того, время от времени перечитывая его произведения, у меня постепенно складывалось впечатление, что не договаривает чего-то этот «буревестник», что-то есть в нем, говоря современным языком, «мутное», не искреннее. Всегда думал, что Алексей Максимович совсем не тот человек, за кого старается себя выдавать. Есть в нем какое-то двуличие. И – вот оно, прозрение. В Интернет выложена статья Горького «О русском крестьянстве», написанная им в 1922 г. (Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922.).  Советую всем его фанатам и почитателям ее прочитать, может быть, у них откроются глаза на этого «революционного писателя». Именно сия статья открывает настоящую, истинную сущность товарища Горького. Здесь он проявился во всей красе – русофоба, питающего ненависть ко всему русскому, особенно крестьянству, которое он называет диким, жестоким и безжалостным. И одновременно – преклонение перед так называемыми «европейскими ценностями», вообще Европой – цивилизованной и культурной, по представлениям Горького.
Вот что он пишет в данной статье: «Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик - вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, - воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля - в руках человека, и человек действительно владыка ее».
Странно, что т.Горький не заметил тех огромных достижений русского народа в экономике, архитектуре, культуре, того же, например, «Транссиба», а еще более – тех гигантских территорий, которые освоил своим трудом и героизмом русский человек за прошедшие века.
Это «буревестнику революции» принадлежит выражение: «Если враг не сдается – его уничтожают». Враг – это русское крестьянство, которое, по убеждению писателя, тормозит развитие России, мешает общественному прогрессу страны. И оно, крестьянство, должно быть уничтожено, или, как выразился Горький, вымереть, чтобы на его месте выросло иное поколение людей. И чем лучше Алексей Максимович тех западных и российских русофобов, которые говорят практически то же самое?
Такое мнение о русском крестьянстве у Горького сложилось еще в молодости, когда он, связавшись с революционерами, поехал на село агитировать крестьян к восстаниям и бунтам против помещиков, кулаков, вообще, местной власти, которые, мол, эксплуатировали этих самых крестьян, не давали им свободно развиваться, вести свое хозяйство. Однако последние вместо бунта вызывали полицию, которая отправляла такого агитатора в тюремную камеру. Вот он и возненавидел русского крестьянина, 
За подобную статью его можно   бы ликвидировать, как русофоба и антисоветчика, заманить в СССР из эмиграции и расстрелять, как врага народа. Но  И.В.Сталин был очень мудрым человеком и руководителем, он сделал по другому – вытащил А.М.Горького из эмиграции и заставил работать на Советскую власть. Впрочем, выбора у «певца революции» не было – либо остаться в эмиграции, где его могли найти агенты ОГПУ, либо принять приглашение Сталина, и в этом случае он мог прожить еще какое-то время. Он мог бы уехать и в США, но там его почти не знали, а жить долго и счастливо в забвении А.М.Горького не устраивало. И он вернулся в СССР.
А в эмиграции Горький провел в общей сложности почти 20 лет. Он то уезжает из России, то вновь возвращается. Его ни что и ни где не устраивает, все ему не нравится, он вечно всем недоволен. Причина – его не оценивают так, как он мечтает. Его не носят на руках, не почитают, как великого Л.Н.Толстого, не издают такими же тиражами (речь идет о временах Российской Империи).
Между прочим, двуличие Горького именно Лев Николаевич Толстой и раскусил. Известно, что  Алексей Максимович долгое время пытался выдавать себя за простого мужика, выходца из низов. На эту уловку первоначально попался и знаменитый писатель. Когда Горький приехал к нему в Ясную Поляну, Лев Николаевич разговаривал с ним матом, рассказывал какие-то скабрезные анекдоты. Однако реакция Горького была какая-то не такая, каковая должна быть у обычного мужика.
Поначалу Толстой принял это за обычное стеснение – мол, начинающий писатель приехал к знаменитости и ведет себя, как ученик перед мастером. Но после нескольких встреч с ним Толстой  понял, что Горький не тот человек, за кого он себя выдает. О чем Лев Николаевич и написал А.П.Чехову:  «Не могу отнестись к Горькому искренно, сам не знаю почему, а не могу.  Горький - злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно постригли в монахи и этим обозлили его на все. У него душа соглядатая, он пришел откуда-то в чужую ему, Ханаанскую землю, ко всему присматривается, все замечает и обо всем доносит какому-то своему богу. А бог у него - урод, вроде лешего или водяного деревенских баб».
Правда, А.П.Чехов считал, что таким образом Л.Н.Толстой ревнует Горького к Л.А.Сулержицкому, известному театральному режиссеру и художнику. Но Антон Павлович ошибался. Горький действительно оказался не тем человеком, за кого себя выдавал. 
Через много лет, в 1909 году, Лев Толстой говорил Душану Маковицкому (словацкий врач, писатель, переводчик, общественный деятель, врач семьи Толстого и яснополянских крестьян): «Перечитывал Горького. Он мне был тогда несимпатичен. Боялся, что я несправедлив. Нет, не изменилось моё мнение».
Так оно и было на самом деле – А.Горький действительно был обозлен на весь мир, он считал, что ему все что-то должны, его не оценили по достоинству, все виноваты в том, что он, Алексей Максимович Пешков, не достиг тех высот, каковых он достоин в своей жизни.
Жаль, не прислушались к мнению великого писателя ни его современники, ни потомки. А ведь он был прав. Горький был  действительно обозлен на весь мир. Россию тоже ненавидел. Он всю жизнь пытался противопоставить себя другим – власти, интеллигенции, элите. Считал себя оппозиционером – сначала царскому режиму, потом большевикам, Советской власти. Отсюда и его «революционные» произведения, особенно роман «Мать», который обязательно входил во все школьные образовательные программы. Он всю жизнь старался быть на виду, все пытался доказать, что выходец из бедной семьи может многого добиться сам, без помощи со стороны. Хотя, повторяю, семья его отнюдь не бедствовала. Но Алексей Максимович надел на себя маску «выходца из низов». Так всю жизнь в ней и проходил…
Но вот что пишет в своем «Дневнике» К. И. Чуковский: "Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: «Обратите внимание: Горький - пролетарий, а все льнет к богатым - к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде - куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц».
И далее, через несколько страниц: «Память у Горького выше всех других его умственных способностей. Способность логически рассуждать у него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у 14 летнего мальчика...»
Понятно, что такие строки о М.Горьком не могли быть опубликованы во времена Советской власти, они увидели свет только в 1991 году. К.И.Чуковский скончался в 1969 г., так что полного издания своих «Дневников» он не увидел…
Еще более убийственную характериктику Горькому дал Д.С.Мережковский в письме знаменитому англискому писателю Г.Уэллсу: «Знаете, какою ценою «спасает» Горький? Ценою оподления. Простите, но Горький не лучше, а хуже всех большевиков, хуже Ленина и Троцкого. Те убивают тела, а этот убивает души».
Дело в том, что в 1920 г. автор «России во мгле», посещая Россию, жил в Петербурге у М.Горького. Впоследствии, уже уехав из России, он, переписываясь с Д.Мережковским, восхищался Алексеем Максимовичем, его умом и жизнерадостностью. Вот и пришлось Дмитрию Серегеевичу опустить великого фантаста с небес на землю…
Жаль, не встретил Г.Уэллс в Петрограде известную поэтессу З.Гиппиус, иначе узнал бы еще более страшные факты о своем «хорошем друге», как он называл Горького.
Вот что она пишет в своих «Петербургских дневниках»  за 18 мая 1918 года: «Горький скупает за бесценок старинные вещи у «буржуев», умирающих с голоду»…
Некоторые исследователи считают, что таким – жестоким, равнодушным – Горького сделало его детство и юность. Отчасти верно, но не совсем. Сие передалось Алексею Максимовичу на уровне генетическом…
Родился А.М.Пешков (М.Горький) в Нижнем Новгороде в мещанской семье. И отнюдь не самой бедной. А воспитывался и вовсе в купеческой – дед Василий Каширин, отец его матери Варвары, был богатым владельцем красильной мастерской, был в числе зажиточных граждан Нижнего Новгорода. Поэтому ни о каких «низах» говорить не приходится, происхождение Горького было совсем не пролетарское.
Пешковы были родом из Перми. Савватий Пешков, дед Алексея, во времена императора Николая I служил в российской армии, начинал солдатом, а закончил офицером. Именно закончил, поскольку «за жестокое обращение с нижними чинами» был не только разжалован вновь в солдаты, но и на несколько лет сослан в Сибирь. Впрочем, не менее жестоким он был и по отношению к своем родным – жене и детям. В конце концов его сын Максим, не выдержав побоев и истязаний, навсегда сбежал из дома. Его взял на воспитание крестный и обучил столярному мастерству. Но Максим ушел и от крестного, скорее всего,  отец, Савватий, нашел его здесь и пытался вернуть беглеца домой.   
Максим добрался до Нижнего Новгорода и здесь осел на житье, стал работать столяром в пароходстве местного купца Колчина. Тогда же и познакомился с Варварой Кашириной, дочерью местного купца. И в 1868 году у них родился сын Алеша. Максим Савватиевич за несколько лет служения в пароходстве стал уважаемым человеком, дослужился до конторщика (весьма ответственная и высокая должность) и вскоре его отправили в Астрахань на службу в южный филиал   пароходства.
Астрахань стала роковым городом и для Пешковых, и для Кашириных. Летом 1871 года трехлетний Алексей заболел холерой (а не оспой, как пишут некоторые источники) и заражает ею отца. Мальчик выздоровел, а отец, возившийся с ним, умер и там же  в Астрахани его и похоронили.
С этого времени Алешу и невзлюбили – мол, это он навлек все беды и несчастья на семью Кашириных. Суть в том, что, если бы Максим был жив, все наследство Василия Каширина переходило бы к нему, а не к сыновьям купца. Максим был степенным, деловым, мог бы с достоинством продолжить дело тестя. А вот своим сыновьям Василий Каширин не доверял – они любили выпить, погулять, так что быстро бы разбазарили все нажитое купцом богатство. Именно так и произошло.
После смерти Максима Пешкова братья Варвары начали настоящую битву за ее приданое, на которое она  имела право  претендовать после смерти мужа. В результате  братья не только сами разорились, но и разорили своего отца. Богатые купцы Каширины стали нищими. Во всем оказался виноват маленький Алеша. Он стал изгоем в собственной семье, даже мама Варвара и то, под влиянием отца и  братьев,  тоже  стала для него чужой. 
Единственным человеком, который оносился к нему почеловечески, была бабушка  Акулина Ивановна. Он не только ее любит, но и обожествляет, а сам Бог, вместо того, чтобы защищать его,  бросил мальчика  на произвол злой и холодной судьбы. Так у Алексея сформировалось отношение к Богу и религии – крайне отрицательное. Он сам постоянно говорил, что ни в какого Бога не верит, а религия  - это вообще зло. .
Некоторое время Алешу еще терпели в семье, но после смерти матери Варвары разорившийся Василий Каширин просто выгнал внука на улицу – иди, куда хочешь. Впрочем, к этому приложили руку и его дяди, братья матери – Яков и Михаил, которые до смерти забили своих жен, так же жестоко обращались со своими детьми. Так ненависть к деду,   матери, дядьям вообще, всей своей родне, вылилась у Алеши Пешкова в ненависть ко всему человечеству. 
Он стал бродяжничать. Ночевал то у одного приятеля, то у другого, работал разнорабочим, затем грузчиком, посудомойщиком на судне. Водил знакомства и с бандитами, и с революционерами, и просто разного рода деклассированным элементом.
Однажды кто-то привел его на первую в жизни Алексея сексуальную оргию. Да, да. Мало кто знает, что еще подростком Алеша Пешков нередко посещал сексуальные оргии, но якобы никогда в них не учавствовал. В 13 лет, когда его впервые на нее привели, вполне может быть. Особого шока он не испытал – в городских трущобах чего только не увидишь. Взрослые дяди и тети, увидев подростка, а ему было всего 13 лет, не очень удивились, тем более, в хорошем подпитии. Некоторые дамы пытались его пригласить поучаствовать, но их отговорили. Поэтому Алеша стоял у стены и пел народные песни, надеясь таким образом искупить грехи веселящихся перед ним людей и наставить их души на путь истинный. А может, его просто попросили развлечь эту «публику». Во всяком случае, уходить из этого вертепа он не торопился, видимо, что-то привлекало его в этой разнузданности нравов.
А через пару лет он и сам стал принимать участие в таких «мероприятиях». Вины его в этом не было – у него обнаружилась то ли врожденная, то ли пробудившаяся на нервной почве повышенная половая активность, по научному гиперсексуальность. Умом он осознавал, что так делать нельзя, но инстинкты  брали верх над разумом.
Друзья Алексея всячески пытались не пускать  его подобные «мероприятия». В конечном итоге они посоветовали ему уехать в Казань и поступить в знаменитый университет. Он так и сделал, но попытка провалилась – кому нужен безграмотный, не имеющий образования студент, да еще заявляющий, что он ни в какого Бога не верит.  А ведь случись по иному, Алексей Пешков мог вполне оказаться коллегой-студентом с Владимиром Ульяновым, который так же в эти же годы поступал в Казанский университет.
Хотя по иному случиться не могло - Пешков не закончил не только ремесленного, но даже и начального приходского училища. Точнее, учиться он начал, но стал там изгоем, его называли не иначе как «ветошник» и «нищеброд», хотя это было несправедливо, поскольку он, как было сказано, воспитывался в довольно богатой купеческой семье. Впрочем, отношение к купечеству в России в те времена было таким же, как  сейчас относятся к детям предпринимателей – мол, бывший «нищеброд» наворовал денег и стал богатым. Сто пятьдесят лет прошло, а отношение к так называемым «деловым людям» осталось прежним. И это так же стало одной из причин его нелюбви к человечеству, окружающему миру. 
Пришлось Алексею просто сбежать из школы. Читать и писать его научила бабушка Акулина Ивановна. Ему повезло, что судьба наградила его необычайной памятью и стремлением учиться назло всем и вся.
Не попав в университет,  Алексей решил, что в этом мире он лишний,  и делать ему здесь нечего. Где-то раздобыл старое ружье  и на пустынном берегу Волги неподалеку от Казани за оградой местного монастыря выстрелил себе в грудь. Пуля прошла мимо сердца, сторож-татарин  успел вызвать полицию и они дотащили 19-летнего парня до лечебницы. Его откачали, вылечили, но ненависть ко всему  окружающему миру, особенно, России, не прошла.
Чтобы хоть как-то разобраться в себе, отойти от всех мрачных мыслей, А.Пешков отправился странствовать по стране. В 1891 г. он оказался в Харькове. И там узнал, что известный уже тогда знаменитый  Иоанн Кронштадтский (Сергиев) собирается остановиться на несколько дней в Рыжове, в монастыре неподалеку от этого города. Встречу со священником Горький опишет в литературном приложении к газете «Накануне» (N29, 1922, 30 апреля), выходившей в Берлине. Причем, озаглавит статью так: «Очерк о встрече с известным мракобесом Иоанном Кронштадтским».
Он пишет: «…Меня крутил по земле вихрь сомнений, я ходил среди людей полуслепой, не понимая смысла их жизни, их страданий, почти до безумия изумленный их глупостью и жестокостью, измятый своим бессилием, не находя нигде ответов на острые вопросы, а они резали душу мне».
Однако разговора не получилось - священник просто выгнал этого молодого человека, заявив: «Церковь говорит тебе: зло – от дьявола, и ты или веришь этому – благо тебе, или не веришь – тогда погиб Я знаю ты возмутитель жизни, ты ходишь, возмущая людей…
Видел я таких, людям помогать хотите, а себе помочь не можете! Шляетесь, спрашиваете, обременяя совесть чужую, смутьяны, а совесть пастыря отвечает за вас пред Господом! Бог наш - чистоты и ясности душевной требует, а вы засоряете души ближних хитростями словосплетений дьявольских...» 
И выгнал  Пешкова прочь, даже не стал с ним спорить. Великий старец оказался прав – впоследствии Горький приложил немало усилий, чтобы уничтожить в России церковь и религию…
Русский писатель-эмигрант  И.Д.Сургучев,  был  уверен, что  Горький (тогда еще А.Пешков)  продал душу дьяволу. Вот что он пишет: «В юности Алеша Пешков служил в иконной лавке. Его оттуда выгнали, когда хозяин узнал, что тот подходит к иконописцам и шепчет: «Пририсуй рожки». Когда выгоняли, один художник сказал: «Я нарисовал тебе две иконки, выбери любую». На одной был изображен Алексей Божий человек, на второй - румяный улыбающийся страшный дьявол. Алеша выбрал вторую, а богомаз произнес: «Я так и мыслил, что ты возлюбишь дьявола. Ты из дьявольской материи создан». Эту иконку Горький хранил всю жизнь и иногда показывал своим друзьям…
Алексей  оказался на распутье. И выбрал единственный, как ему казалось путь – стать великим (непременно – великим) писателем. Но решил описывать жизнь не интеллигенции, не купцов или чиновников, а самых низов общества,  в России эту тему практически никто не поднимал. Собственно, осуждать его за это нельзя – каждый пишет о том, что ему ближе всего. Так появились «Челкаш» и другие рассказы о жизни разного рода деклассированных элементов. Он ждал восторженных отзывов, но так и не дождался. Его  писательский талант никто из пишущих знаменитостей не оценил.
Более того, российские писатели были в шоке от того, что  главными героями  произведений Горького стали  бандиты, бродяги, воры, вообще, всякое отребье, которому не было места в приличном обществе. По сути, именно Горький стал предтечей  той «уголовной» культуры, культуры «низов», которая заполонила  Россию  в 1990-е годы, во времена ельцинской либерал-фашистской диктатуры. 
Вот что пишет А.Бунин: «Я прочел «Мои университеты» Горького. Это нечто совершенно чудовищное по лживости, хвастовству и по такой гадкой похабности, которой нет равной во всей русской литературе!».
Впрочем, «Детство» и «В людях» ничем не лучше, такое же самолюбование и ненависть к окружающему миру…
Российская дореволюционная творческая интеллигенция к писательскому таланту Горького относилась скептически, с этакой снисходительной усмешкой. Они считали его маргиналом, который каким-то образом сумел выбраться в «люди» и возомнил себя великим писателем. И  были правы – он, вроде бы, уже стал довольно известным писателем, однако даже к 30 годам писал полуграмотно, с массой орфографических и пунктуационных ошибок, которые ещё долго выправляла его жена Екатерина Волжина, которая был профессиональным корректором.
И Горький  платил интеллигенции  тем же. В его пьесах, рассказах и романах российская творческая богема изображена отнюдь не самым лучшим образом – ханжество, зависть, измена. Он так и пишет: «Интеллигенция в России столь же варварская и духовно грубая, как и ее народ».
Кого больше всего ненавидел Горький, так это Ф.М.Достоевского, ему и его творчеству  он посвятил статью «О карамазовщине; еще о карамазовщине», в которой весьма нелестно отзывается о творчестве этого  великого писателя и богослова: «Хотя Достоевский и реакционер; хотя он является одним из основоположников "зоологического национализма", который ныне душит нас; хотя он - хулитель Грановского, Белинского и враг вообще "Запада", трудами и духом которого мы живем по сей день; хотя он - ярый шовинист, антисемит, проповедник терпения и покорности, - но при всем этом его художественный талант так велик, что покрывает все его прегрешения против справедливости, выработанной лучшими вождями человечества с таким мучительным трудом…Он (Достоевский) создает человека по образу и подобию дикого и злого животного… Я считаю это (действие Достоевского на читателей - зрителей) социально вредным».
Именно усилиями Горького в СССР в 1920-1930-е годы чуть не запретили издавать труды этого великого писателя…
Вот только в отличие от т.Горького,  в произведениях которого практически нет положительных героев  независимо от того, о ком он пишет – о людях из низов, либо о той же интеллигенции, у Достоевского таковые (положительные герои)  присутствуют в каждом его произведении.
А.П.Чехов во многих письмах с симпатией отзывался о Горьком, признавая его незаурядный талант. Вместе с тем в письме к А.И.Сумбатову-Южину (актер, драматург, театральный деятель) он писал, что со временем произведения Горького забудут, хотя сам он едва ли будет забыт.
В данном случае речь идет об организаторских способностях Горького, в этом ему действительно не откажешь – он был хорошим организатором, воглавлял не одно издательство, помог многим начинающим писателям, и не только в СССР, но и до революционных потрясений 1917 г., стать известными творческими личностями. 
Если кто и воспринимал его произведения положительно, так это большевики, вообще, революционеры, чему Горький  поначалу был не очень рад. Но потом понял, что из этого можно извлечь немалую выгоду, в том числе, и материальную. Отсюда его сближение со знаменитым фабрикантом Саввой Тимофеевичем Морозовым. Мало кто знает, что этот миллионер давал деньги большевикам не просто так – он поставил условие, чтобы на его фабриках не было ни одного большевистского агитатора. Попросту говоря, таким образом он добивался ослабления своих конкурентов.
Чтобы понять, что собой представляет М.Горький, советую прочитать роман А.Иванова «Вечный зов», либо посмотреть сериал. Одним из героев этого произведеняи является Федор Савельев – он и в оргиях участвует, и мечется между «красными» и «белыми» в годы  Гражданской войны, и завидует местным богатым купцам. Такое впечатление, будто Анатолий Иванов списал этот образ с Горького.
Осуждая русского крестьянина, вообще, русский народ, в жестокости, и восхваляя Европу, Горький почему-то забыл о том, что творилось в самой Европе не только в Средние века, но и незадолго перед горьковской статьей, то есть в годы Первой мировой войны.  Такую жестокость, садизм, какие проявлялись в так называемой Европе, никакому русскому, россиянину и в голову не придет – инквизиция, геноцид индейцев в Америке, работорговля африканцами, расстрелы сипаев в Индии, облавы на бездомных и развешивание их на ближайших деревьях в Англии. Да и иностранная интервенция в России в годы Гражданской войны так же не отставала по своей жестокости от   всего выше перечисленного. Однако у «буревестника» вдруг проявилась некая амнезия и он увидел жестокость только в русском народе. 
Рассказывая о той жестокости, которую проявляли крестьяне по отношению к красноармейцам, большевикам во время Гражданской войны, товарищ Горький забыл рассказать о «красном» терроре, который творили большевики на занятых ими территориях. Вспомнить, хотя бы, знаменитое «расказачивание», которое осуществлялось по инициативе «черного демона» революции Я.М.Свердлова. Впрочем, здесь то все понятно. Во времена Советской власти, излагая биографию А.М.Горького, авторы книг и монографий нехотя упоминали  о том, что в сентябре 1902 г. Горький усыновил Зиновия Свердлова, старшего брата Я.Свердлова. Но они старались не писать, что Зиновий Свердлов, будучи генералом Французской армии, прибыл в 1918 году в Россию с экспедиционным корпусом генерала Жанена, а вскоре стал одним из советников адмирала А.Колчака, а затем и П.Врангеля. Получается, что братья Свердловы воевали друг с другом – красный Яков и белый Зиновий. Хотя и считается, что якобы Зиновий отрекся от своей семьи (Свердловых), но, думается, не без участия этих братьев адмирал А.Колчак был выдан большевикам.
«Нет сомнения, - писал В.И.Ленин, - что Горький - громадный художественный талант, который принёс и принесёт много пользы всемирному пролетарскому движению».
Кстати, тот же Ленин, фактически, выдворил Алексея Максимовича из Советской России в 1921 году. У Горького в очередной раз возникли проблемы с большевистской властью,  он не принял ни Октябрьского переворота 1917 г., ни методы,  которыми  большевики устанавливали свою власть. Ленин  посоветовал «буревестнику революции»  уехать из страны, прямым текстом заявив, что в любой момент за ним  могут «прийти». 
И для Ленина, и для Сталина Горький был, прежде всего, пролетарским писателем, который разделяет взгляды большевиков, а если понадобится, то и прогнется перед вождями.  Что Горький, кстати, и делал. Правда, если о Ленине он все же написал хвалебный очерк, то с биографией Сталина ничего не получилось. После этого дружба между Сталиным и Горьким прекратилась навсегда.
Все разговоры о том, что, якобы, к смерти Горького в 1936 г. был причастен Сталин, это чистейшая ложь, которую придумал Хрущов, а через тридцать лет этот бред повторили перестройщики либерал-фашисты времен Горбачева и Ельцина.
На самом деле Сталину убивать Горького не было никакого резона, хотя их отношения и испортились после отказа Горького писать очерк о Сталине. На него начались гонения, а коллеги по писательскому цеху, которые до того перед ним преклонялись, прогибались, всячески восхваляли и превозносили, поняв, что Сталин уже не защищает этого «буревестника», устроили ему настоящую травлю. Чего А.М.Горький перенести  не смог. Ведь он поставил перед собой весьма «скромную» цель – всего лишь стать «хозяином» русской литературы, возглавить союз писателей России, и постепенно, в течение нескольких лет стать  самым читаемым и самым продаваемым писателем в России, затмив знаменитого и самого почитаемого в России великого Л.Н.Толстого.
Вроде бы, цель была достигнута – Горький возглавил Союз писателей России, его произведения издавались миллионными тиражами, его любили и почитали. И вдруг все закончилось. А ведь Алексей Максимович рассчитывал на стать самым-самым на вечные времена. Он не выдержал такого позора и покончил собой. Да-да, это было самоубийство. Даже если поверить в версию, изложенную еще Н.С.Хрущовым, что в его организме был обнаружен цианистый калий, то это не означает, что Горького отравили. Для него, личности такого масштаба, вхожего во все кабинеты, имеющего огромные связи везде и всюду, раздобыть цианистый калий не было никакого труда.
Тем более, что  с психикой у него было не в  порядке.   Еще в 1904 году известный  психиатр, доктор медицины М. О. Шайкевич  написал книгу «Психопатологические черты героев Максима Горького», изданную в Санкт-Петербурге. При этом он исходил из того, что у самого автора этих произведений явно просматривается психопатия, поскольку так описать поведение своих героев может только человек, имеющий подобное заболевание.
Поясним, что такое психопатия — это психопатологический синдром, проявляющийся в виде таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций. Горький таковым и был в жизни, а не только в своих произведениях. Когда умерла его хорошая знакомая, с которой у него были не только дружеские отношения, он, как вспоминали потом люди, его знавшие, никак на ее кончину не отреагировал. Как будто этой женщины и не было в его жизни…
Горький мог внезапно впадать в депрессию и так же внезапно проявлял неуправляемую ярость. На этой почве еще в подростковом возрасте у него развилась повышенная гиперсексуальность, этакая мужская нимфомания, ему постоянно требовалась женщина, поэтому, помимо официальных жен, у него было множество неофициальных. Он даже пытался лечить от этой гиперсексуальности, но никакие врачи и лекарства не помогали.
В середине 1920-х годов к таким же выводам пришел и другой известный психиатр профессор И.Б.Галант, который изучал личность писателя и психопатологическую подоплёку его произведений и его жизни. И пришел к выводу, что еще  в юности Алексей Пешков был психически неуравновешенным человеком и по этой причине сильно страдал. Помимо пиромании, у молодого Пешкова усматривался, в частности, и суицидальный комплекс, склонность к самоубийству как к средству кардинального решения житейских проблем. Вот А.М.Горький и решил, что, если он стал никому не нужен на старости лет, значит, и жить ему не следует. У него вновь проснулся суицидальный комплекс. И он принял цианистый калий…
Приписывая всяческие грехи русскому народу, т.Горький, перечисляя достижения Запада – экономические и культурные – почему-то вдруг забыл, какие гигантские пространства освоил русский народ, причем, совсем не благоприятные, в условиях жестоких зимних морозов и непроходимых лесных дебрей, расчищал землю, чтобы освоить ее, построить города и выращивать хлеб. Горький, всячески, так недружески говоря о русском народе и русском крестьянстве, почему-то не захотел вспомнить, что именно за счет труда крестьянского  жила (да и сейчас, кстати, тоже) Россия, именно крестьянин кормил город, в том числе, и самого товарища Горького. Прав был великий Л.Н.Толстой, когда говорил, что Горький поклоняется какому-то своему Богу, то есть, живет в каком-то своем, выдуманном им мире, и другого не приемлет…
Он даже слово «страда» производит от  глагола «страдать». На самом деле, все как раз наоборот. Основу слова «страда» составляет корень «стр-», а таковых слов в русском языке много, в частности, «Стри-бог», «стр-ела», «стр-ава» (погребальный пир, попросту говоря, поминки в современном значении), «Ко-стр-ома» (богиня и город на Волге) и ряд других. Корень «стр-« означает «стр-емление», движение вперед, но никак не мучение и тяжелый труд. Страда – это и сенокос, и уборка урожая, и менно для того, чтобы обеспечить себе более-менее не голодную жизнь долгой и морозной зимой.
В исконном значении  «страда» означает луговое пространство, на котором надо заготовить сено, а также сам сенокос. В древнерусском языке слово «страдание» означало не «мучение», а «старание», попытка добиться чего-то, переживание за что-либо. Например, «страдать за други своя» - переживать за своих друзей. Но никак не мучиться…
«Страда» превратилась в «страдание» уже в поздние времена, когда при императоре Петре Первом началось настоящее закрепощение крестьян и  уборка хлеба действительно стала не необходимостью, а обязанностью, навязанной государством…
Выше мы упомянули об отношении Горького к Богу, вере вообще. Доказательством этому служит фраза, брошенная Горьким в статье «О русском крестьянстве». В ней он, вольно или невольно, как раз и раскрыл свое отрицание религии: «Можно допустить, что на развитие затейливой жестокости влияло чтение житий святых великомучеников, - любимое чтение грамотеев в глухих деревнях…» (!?). Вот так – оказывается, по Горькому, чтение религиозной литературы порождает жестокость не только у отдельного человека, но и вообще у всего народа. Горький был не только атеистом, нет, он был воинствующим безбожником, хотя, вроде бы, протестовал против гонений на церковь и и изъятия  ценностей их храмов и монастырей. Даже говорил об этом В.Ленину. Но, как оказалось, это было всего лишь фарисейство, двуличие. А истинный Горький  в этой статье - «О русском крестьянстве».
Но Горький ненавидел не только русское крестьянство, вообще, русский народ. Таковым было и его отношение к религии вообще, а не только  к православию. Поэтому вовсе не случайно, что в   1929 году М.Горький вместе с  вместе с театральным режиссёром В. Мейерхольдом, архитектором Б. Иофаном и другими деятелями подписал письмо в адрес власти с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя, построенный в честь победы русского народа над армией Наполеона в 1812 году. Они своего добились – в 12 часов дня 5 декабря 1931 года главный православный храм России был взорван…
В июне 1929 г. в Москве проходил II Всесоюзный Съезд Союза Воинствующих Безбожников. На нем, понятное дело, не только присутствовал, но и выступал М.Горький.
И вот что он, в частности, сказал в своей речи на открытии этого Съезда 10 июня: «…нельзя надеяться, что победишь столь тяжело вооружённых людей, как попы, людей учёных, хитрых, прекрасно знающих свой материал, материал своей самозащиты — евангелие, библию, богословские науки и т.д… Против эмоций должна быть выдвинута такая же зарядка, такая же энергия и такая же ненависть, потому что в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, — огромнейшее количество ненависти к человеку. Религия давно стала человеконенавистничеством. Хорошо написано в книгах, красиво, но, когда из этих книг переходит в жизнь то, что там написано, вы прекрасно знаете, какие получаются последствия для рабочего народа.
Дело не в том, чтобы ломать церкви, а в том, чтобы люди забыли о церквах, чтобы туда никто не ходил, — вот чего нужно добиваться. Ясно — религии нет места в том огромнейшем процессе культурного творчества, который с невероятной быстротой развивается в нашей стране…»
 Идея преследования Церкви шла не столько сверху, сколько  снизу. Именно такие вот горькие, мейерхольды и им подобные стояли у истоков разного рода безбожнических союзов и организаций, требовавших уничтожения Церкви и религии – не только храмов, но и священников, монахов, вообще, всех верующих, и не только, кстати, христиан…
Самое страшное, что М.Горький никогда и ни в чем не раскаивался и не считал себя виноватым, о чем и написал в своих «Несвоеременных мыслях»: «Я никогда ни в чем и ни пред кем — а, тем более, пред «Речью» (газета, которую издавали кадеты и в которой некоторое время работал Горький. – К.В.) — не каялся, ибо к этому роду занятий, весьма любимому российскими людьми, питаю органическое отвращение. Да и не в чем мне каяться, не чувствую я себя грешнее других соотечественников».
Этим все сказано. Страшный человек был Алексей Максимович Пешков (Горький), а ведь его до сей поры изучают в учебных учреждениях, его именем названы театры и станции метро, улицы и переулки. Не пора ли развенчать этот миф, который называется – Максим Горький?
Максим Горький – это  наиболее успешный пример  того, как советская пропаганда из бездарного писателя, русофоба и крайне непорядочного человека сделала образ великого писателя, доброго и неравнодушного к чужой беде гражданина, патриота, готового любые жертвы ради благополучия своей Родины...


Рецензии
Бабушка Горького была неграмотна.
А злым он вышел в дедушку Каширина.

Ольга Шорина   22.05.2022 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.