Миманс

* * *
Что в театре оперы и балета имени Кирова, позднее Мариинском ,  есть декорации, написанные собственноручно художником Коровиным , знал давно.
Да не было случая увидеть их вблизи.
И не увидел бы, если бы не случай.
Был не женат.
Времени достаточно.
Друзей неженатых тоже.
Ну и развлекались,  как могли.
Женька в сборной города педали крутил на шоссейных гонках.

Борька же изображал настоящего англичанина...
Носил кепку , как у Холмса.., тогда ещё знаменитого фильма Масленникова не было.
Но Борька по интуиции как-то именно тот фасон кепки вычислил.
Ходил на курсы английского.
Сшил клейчатый жилет.
И курил трубку..
А по воскресным дням ездил в Павловск для верховой езды, которую вёл там известный конник  Петров...
И над Борькиным столом висел стэк.

Студенчество пора особая.
Денег на карманные расходы и другие мелочи не хватало,  и он подрабатывал.
Но об этом выяснил случайно.

- Чего завтра вечером делаешь, - спросил он меня по телефону однажды вечером.
- Ещё не придумал..
- Значит так.. Надо быть в Кировском на вечернем спектакле..
- На хрена.. неохота.. оперу не люблю.. а балет то что хотел, уже смотрел
- Я ж тебя не спектакль смотреть приглашаю.
- Не понял.
- Подхалтурить.. бабки что ли не нужны?
- Как?
- Да в мимансе я околачиваюсь... Шаги за сценой и по сцене...толпу создаю..
- Ну ты ,мастер, даёшь!!
- Чего даёшь.. чуть пошастаешь и в зубы 3 с полтиной за вечер..Так пойдёшь?У нас трое
  загрипповали.. нехватка ..
- Нуууу.. ладно.
- Завтра в 18.30 у служебного.. с Декабристов... гримироваться надо успеть,..давай...

Произнесённое Борькой вахтёру слово « МИМАНС» ,оказалось пропуском к участию в спектакле , и мы прошли вместе с кордебалетом, хористами и прочим балетно-оперным людом.

Моя премьера началась с оперы Дзержинского ОКТЯБРЬ.
Гримёрка оказалась маленькой и больше напоминала раздевалку секции баскетбола в институте физкультуры Лесгафта , в которой протолкался в одиннадцатом классе почти год.
Шкафчики... скамейки... на них лежали какие-то тюки..

- А это кто...новенький?- спросил у Борьки кажется ассистент помрежа.
- Так у нас трое больны.. а по росту подходит,- ответил Борис.
- Какой размер?- обратился ассистент ко мне.
- 52й!
- Рост ?
- 180
- Берите свои вещи в 4м тюке... тельник, бушлат.. клёши, ботинки.. винтовки получите на    сцене.
- Какие винтовки?
- Ты чего ... в революционной опере рогатками махать будешь?...
- Аааа.

- Объясняю задачу. ... Вторая картина первого   акта...Ленин выступает с броневика... Вы становитесь каре ... развернуться к оркестровой яме... Ленин говорит... Вы кричите « Да здравствует!» и поднимаете энергично винтовки вверх...И трясёте ими изображая готовность встать на защиту революции... Ленин снова говорит... всё снова... Ясно ,что делать?
- Ясно.
- После картины свободны.. Деньги по окончанию сцены,  на выходе ... здесь в раздевалке..- Да , новенький,- сказал ассистент,  обращаясь ко мне,- рожу намажь гримом... матрос революции должен быть мощным и загорелым ,обветренный боевыми ветрами революции...Всё понятно?
- Каким гримом?
- В умывалке бодяга стоит в бутыли... ею и намажь рожу! А то на сцене ещё бледнее будешь... там свет сильный..


- Слушай это классный спектакль...-сказал Борька.
- Чем классный?
- Так ждать будем только 45 минут... сцена короткая ,  бабки в зубы.. и гуляем...
   можем сразу в пив-бар рвануть...
- Давай...годится...
- Ладно пошли....нам ещё винтовки получить надо..
Кировский театр изнутри напоминает завод.
Да так ,наверное, в любом театре.

Монтажники, рабочие сцены, хористы озабоченные... и все туда-сюда...туда-сюда..
Громкая трансляция везде... « Ленину закончить грим ...Выход через 10 минут.... Помрежу подойти к дежурному пульту...Трюмным подготовиться.. Сценовикам подготовить задник кулисы...Колосники, готовность»..И т.д.

Винтовки получали у левой кулисы.. Трёхлинейки Мосина...

Зрительный зал со сцены Кировского –это просто чёрная бездна...
Дальше первых рядов оркестрантов видно всё хуже... а за дирижёром .. просто чернота космоса..

Ленин не пел.
Он взгромоздился на броневик и начал говорить речь о необходимости социалистической революции...
Мы, матросы,  стояли вокруг броневика веером , трясли винтовками и готовы были отдать жизнь за революцию и Ленина..
Потом некоторые матросы , хористы. Запели... а нам из-за кулис помреж спектакля прошипел..
- Миманс... вон со сцены!
- Ну вот и баста...Сейчас получим и можно в пивную..- сказал Борька,- А завтра у тебя какие планы?- обратился снова ко мне.
- Никаких...
- Значит так... завтра тебе просто необходимо быть... завтра много народа заболеет.
- То есть ?
- Да ...эпидемия .. видать..

На завтра  по репертуару  был балет Хачатуряна  « Спартак».

Миманс собрался в составе малом.
Но вина тому была не эпидемия.
СПАРТАК -  спектакль для миманса невыгодный.
Картин много.. спектакль длинный... и в каждой картине переодевание.
С ума сойдёшь...
А деньги те же.
Эта была главная причина почему миманс с него валил ,придумывая причины в нём не участвовать...

- Чего опаздываешь?, -обратился ко мне Серёга, с которым успел познакомится накануне,- лицо намажь... загорелым должен быть... Италия всё ж.
- Где мазаться ?
- Да там же.. в умывалке..

Ага... но здесь две банки.. одна тёмная... другая светлая... Какой же мазаться... ? наверное вот этой..
- Ты чем мазался ...чего негром стать решил...?
- Чем ? ..Чем?.. Из банки!
- Какой банки....ну тыыы...?  Тёмной?... Иди быстро рожу мой ,а то щипать начнёт... это ж для ног!
- О...ё!

Быстро моюсь.. мажусь заново...
« Миманс!.... Патриции на сцену!...Быстро...Завес через две минуты!»

Несёмся вниз на сцену.
Первый акт.
Сулла въезжает в Рим.

Мы – миманс- патриции.
И приветствуем Суллу??  Красса ? не помню...
Прогиб спины... оттопыривание вперёд ногу.. лёгкий наклон с достоинством, граждане свободные всё ж Рима..
На ногах кожаные сандалии , которые кстати очень удобны.
Легки.
Хорошо держаться на ноге, и перевязь не соскальзывает потому, что плотная кожаная она охватывает икру ноги.
Тоги патрициев тоже удобны.
Если учесть ,что Рим южнее Сочи , а римляне не носили нижнее бельё а только оборачивались тогой...то явно, им  было прохладно  в жарком климате...
Очень функционально.

Да и понятно , что и женщины тоже также... словом  всё с Римом и с нравами там всё понятно...что, .. почему ,и.. откуда..

Картина закончилась .. бегом по лесенкам на чердак, в костюмерную  миманса... теперь жрецы в храме весталок...
Снова переодевание ...теперь ...в жрецов...
Храм весталок.
Я один из жрецов... в руках оливковая ветвь.. Покачивая в такт танца весталок.
Приглушённый свет... якобы лунная ночь... скульптуры... деревья...

Танец...Вествалки в белых тогах.. воздушных.
- Слушай, ты деньги отдавать собираешься? –спрашивает одна жрица кордебалета в танце  другую
- Ну потерпи ещё дня два... не успела провернуться!
- А мне-то что .. на неделю ведь договаривались?
- Ну на неделю....,- говорящая жрица улыбаясь танцует... изображая таинство   
   и священнодействие.
- Воот именно... на неделю... кого чёрта? Мне они тоже нужны!....- отвечает другая   
   кордебалетная жрица...
- Так нечего и тянуть... в следующий раз давать не буду... засранка..
- Сама засранка... подруга называется..- отвечает жрица.

Разговор в полный голос.. За оркестровой ямой уже ничего не слышно.
Кордебалет это знает.
Впрочем ,как и все на сцене..
Говорить можно громко.

Но мы ,из миманса, сегодня многие новички ... и испытываем робость перед величием Кировского.

« Жрецам переодеться в гладиаторов...!»

Опять бегом  под чердак в миманс.
Рывком с себя всё жреческое... время .. время...
Так.. латы на ноги.. на голень... наплечники.. шлем... ага, вот щит... так удобно...меч сидит плотно.. вроде готов.

« Гладиаторы на сцену!.... построиться в колонну по два ... правая кулиса...с нулевой на второй план по диагонали ..пошли!»

Таак ... мы на левой... бегом за задником...
Кто ж сегодня танцует Спартака?
Ааа .. Джон Марковский....звезда после Барышникова..
Прыжки ... пируэты...во даёт... вверх на метр с поворота....!!!

« Миманс пошёл!... Спины прямые!... Животы подобрать!  ..Вы воины Спартака!..Не в раскорячку... Стройно в ногу!»

Я крайний.
Ближайший к Марковскому.
Тот прыгает и прыгает...
Мелькает мысль....: « Вот кузнечик!»

И вдруг тот с прыжка , с разворота бьёт меня по плечу...
Это Спартак приветствует своих восставших гладиаторов... в моём  лице..
От неожиданности удара и  его силы  чуть не роняю щит...  « этого ещё не хватало»

Конец сцены... 18 метров пройдено...

За кулисой ассистент..
« На правую бегом..! Аллюром!... Колонна! Колонна!»
Пробежка за задником...

 У Спартака большое войско... его и изображаем.. непрерывную ленту...
Но уже хитрю... становлюсь подальше от Джона.... пусть другого дубасит в своём танцорном  раже...

« Мимансу переодеваться!... Готовность - последняя картина!...  воины Красса!..
Сцена – Аппиева дорога...проход!»

Переодеваемся... Другие шлемы.. мечи... пурпурные накидки... фистулы на плечах...»
Заключительная сцена...
 Аппиева дорога.....

Т-образные кресты...
На них висят парни из кордебалета.
Скульптурно висят...
Мы , миманс, идём снова бесконечным войском ,пробегая за задником....

Один « раб» распятый  у аванс сцены тихо говорит другому кордебалетному « рабу»в глубине :
- Ну и чего дальше в анекдоте .. было то ?
- Ну , а она.......- не слышно ... прошли ..

Опять пробежка...

- А тут он и входиииит!..

«Раб» у аванс-сцены начинает хохотать и вижу ,как с его бедра сползает декоративная набедренная тряпка.... обнажая плавки с американским флагом.

Интересно видно ли из первого ряда?-мелькает мысль.


" Тихий Дон"....
Самый выгодный спектакль.
Всего-то 10 минут  во втором акте.
Наступление красных.
Только что спел Мелехов.... о своих раздумьях и жизни... уходит с позиций.

- Миманс ...пошёл,- это помрежиссёра.

На сцене тёмная ночь, только красный подсвет сцены.
Она вся в ящиках укрытых тканью.
Мы в красноармейской форме с трёхлинейками...в обмотках....
наша задача осторожно с винтовками наперевес пройти сцену , все её 18 метров...

- Под ноги смотри...на провисшую ткань не наступай, грохнешься, - это Борька.Знаток, халтурит в мимансе уже год.
Мы ,как тени.... призраки... форма цвета хаки в красном цвете кажется чёрной... или коричневой...
В зале раздаются аплодисменты.
Говорят со стороны из зала красиво.
Сами этого понять не можем, но Мариинка аплодирует.

- Красиво прошли, аплодисменты словили, молодцы,- услыщали  вдогонку за кулисами от помрежа спектакля.

Выгодно. Всего-то ничего по времени, какие-то 10 минут, миманс в полном составе, нас много, и череда наступающих кажется длинной , а в руки те же 3р50коп.

Так....
Вот и  опера « Борис Годунов».
Декорации к ней писал  сам  Коровин...

Первый акт  « Бориса Годунова»

-" Миманс.Внимание... Вводная. « Спектакль ответственный... Классика... в Правительственной гости...»

- Вы, -показывает на меня,- народ!. -И вы, вы, вы, вы, ......вы, все на нулёвке, это сцена за красной линией, перед линией занавеса,  остальные - фон.. движение на периферии..
Ага...значит мне нужно быть перед оркестровой.На нулёвке.

Парики, армяки, лапти, быстро ... быстро...
- У меня парик маловат, - обращаюсь к гримёру..... не держится..
- Приклееем,- отвечает....- чего ж стрижка-то  такая короткая?
Кое-как примастерили.

« На сцену.. на сцену.. начало... увертюра проходит... выход....!»

Бориса Годунова...поёт  Штоколов... ведущий оперный певец страны...бас .. он рядом... грим такой же , как  когда-то у Шаляпина...интересно.

Декорации хороши...
Если учесть ,что театральные декорации пишутся швабрами , из ведра, и к швабре ещё трёх или пяти метровая палка... то сделано мастерски.... чувствую себя муравьём рассматривающим картину с высоты своего роста....

Народ – миманс... снимает шапки... и вижу, как внутри шапки остался мой парик « под горшок».
А я на нулёвке.

Интересно кто-нибудь в зале заметил ляпу?
Помреж хватается за голову и с корявой рожей что-то лопочет... размахивая руками..
То ли « Уходи !», .. то ли « Не уходи!»...
Одевать обратно ? ..
Или не одевать?..
С шапкой  волосы?...
Или отдельно волосы сначала напялить?
 
Годунов-то уже ...это .. ушёл вроде? ..
Аааа.. поёёётт..

Чего-то миманса уже не видно...
Ёёёё ... чего ж делать..?
Спектакль –то правительственный...

Пока рассматривал декорации, миманс сменил академический хор ... окружили.. поют.
Как бы мне с аванссцены свалить?
Помреж за кулисой хватается за сердце... губы вижу говорят ...ну точно-  « Твою мать!»
Беззвучно открывая не в такт хору рот .. тихо втискиваюсь в его толпу ....

Н а к о н е ц – т о!!! ..ушёл..
За кулисами выслушиваю всё то , что думает помреж спектакля о моём вкладе в оперное искусство.

Второй акт « Бориса»

Ария Бориса Годунова..
Миманс не нужен.
Но интересно..
Топчемся за кулисами...
Кое-кто покуривает...
Пол цементный...
Пожарник рядом..не замечает.. заслушался...
Вроде не видит..

Знаменитое Годуновское... « .... мальчики  кровавые в глазах!»
Штоколов, бас народный СССР , заканчивает арию и уходит со сцены.... на время..
Он рядом.
Обращаясь ко мне.
- Дай-ка дёрнуть.... чего куришь –то...
- « Приму».
-Крепкииее....Держи...Пошёл..
Штоколов отдаёт обратно  сигарету и снова на сцену...в образ..

Последний акт оперы.
Лжедимитрий идёт на Москву.
Я –один из ливонских рыцарей.
Рыцарская костюмерная.
Доспехи.
Натуральная ковка .. полированная сталь..
Кажутся несгибаемыми ,а на самом деле очень удобны.
Прежде всего все доспехи собраны по принципу рачьего хвоста.
Отсюда подвижность и эргономика.
Перчатка.
С тыльной стороны только крепление ременное.
Становится понятно,  как и почему рыцари плотно держали на турнирах копья при боях.
Мышцы руки словно затянуты в плотную перчатку.
Доспехи груди ,ног, спины.. одеваются поэтапно и все удобны.
В них тот же принцип рачьего хвоста.
Передвигаешься свободно.. словно в лёгководолазном снаряжении..
Всё чувствуешь и ничего не мешает...

Оружие.. мечи..

« рыцарям пройти в оружейную костюмерную...»- объявление ассистента.
Идём в оружейную.

Ничего себе..
Пятнадцатиметровые в три , четыре уровня стеллажи полностью заполненные оружием... шпагами, мечами, дуэльными пистолетами, со слоновой костью и в серебре, и клинки , и сабли... с ножнами и без.... невероятно... сколько всего...

Костюмерша подбирает к каждому костюму...
Меч.. тяжеловат... не макет... но ничего..


Где-то в 2006м из Мариинки вывезли три грузовика настоящего боевого оружия 18-19 века... все дуэльные пистолеты оказались годными к боевой стрельбе, как впрочем и трёхлинейки,...и маузеры, и наганы..

« Так ...высоким взять штандарты!» ,- это ассистент , ответственный за миманс.
- Какие ...?
- Отобранные и стоящие в углу кулис.....Приготовиться....проход по заднику!!! В темпе.. с разворотом пробегом за задником и по-новому.. вдоль перед задником!!

-Первый пошёл!

Отрываю штандарт... ничего себе.. какой тяжёлый... шестиметровый... центр где-то наверху... штандарт качается.. ассистент знает своё дело .. быстро меня разворачивает и толкает на сцену....

Не иду ... бегу... остановлюсь ? Точно грохну эту дубину... Наконец-то .. кулиса..
Но там второй ассистент.
Быстро разворачивает и толкает на новую пробежку...Эта штандартная дура снова наклоняется , заставляет снова пробежать за ней ,чтобы она не грохнулась.... в латах начинаю потеть....

Дааа.. влип...
Но начинается ария....
Баста..... на сегодня  конец мимансу....

Когда видишь всю кухню спектакля изнутри... всё становится иным..
Магия искусства исчезает...
Понимаешь.
Это просто работа.
Изо дня в день.
Из года в год.
С репетициями , которые больше похожи на тренировки спортсменов.
Без  волшебства...
Таинства...
Что основа театра всё-таки ....... просто будни.

В Петербурге  на улице Писарева с 1908 года  находилось краснокоричневое готическое здание с надписью « Склад- магазин декораций 1908 ».
Там хранились все декорации б.Мариининского театра, потом Кировского, ко всем историческим оперным и балетным спектаклям  театра  , которые помнили и видели все великие русские композиторы...

Где-то в 2002м Склад-магазин  сгорел.
Вместе со всей коллекцией старинных декораций.

Сейчас это здание перепрофилировано под Концертный зал Мариинки..
И нет больше декораций.
Считается ,что у него лучшая  акустика в Европе...

Работы с авторской подписью Коровина я увидел, но  в театрах  с тех пор бывать перестал.

* * *


Рецензии
В подборке "Все былое" помещен рассказ с тем же названием "Миманс" в том же театре, такое совпадение. Конечно у меня сдвиг по времени (1950)

Артем Кресин   13.11.2022 21:23     Заявить о нарушении
Забавно...)))) моё время 70е.

Владим Филипп   13.11.2022 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.