Дюпон, сосед Аль Капоне

Бывают случаи, когда, касаясь чего-то совсем малого, мы невольно вызываем к жизни мощные пласты большой истории. В формуле таких вещей уже изначально заложены всеохватывающие элементы. Вот, например, дом, пусть даже и очень богатого человека, но все же сделан из обычной комбинации материалов: камня, дерева и стекла, однако, говоря о нем, невозможно не коснуться истории открытия и освоения целого континента. Особняк Дюпона на Кубе ("Ксанаду"). Сто лет назад, когда приличный американский дом стоил 4000 долларов, этот обошелся хозяину в астрономическую сумму – 400 000 долларов.

Остров Варадеро, где он находится, сегодня одно из самых притягательных мест отдыха состоятельных людей. Здесь, как по заказу, круглый год стоит лето. И как сто лет назад, после утомительного дня, беспечно проведенного на пляже в окружении экзотической растительности, отдыхающие по вечерам, когда с моря веет освежающий бриз, наслаждаются на просторных террасах старых домов крепким кубинским ромом «Хавана клаб», со смаком раскуривают толстые респектабельные Кохиба и ароматные сигары Монте-Кристо (коробка – 16,5 тыс. евро, одна сигара до 400 евро, в то время как работницы табачной фабрики в месяц получают 25 евро), утоляют жажду популярным коктейлем Куба-либри или, почти потеряв голову, участвуют где-то в шоу «Тропикана».
 
Отсюда рукой подать до Карибики, с ее известными шикарными пляжами, удивительным миром морских животных, обретающемся в сказочных коралловых джунглях. Самые ранние упоминания об этих местах относятся к 1587 году, лишь до этих пор их хозяевами оставались местные индейцы. Ничто не вечно под луной. Вскорости какой-то предприимчивый купец начал добывать здесь соль для поставок на внутренний рынок и для нужд испанского морского флота, бросившего якоря в бухте Гаваны. А в ХYII и начале XIX веков местные жители постоянно становились жертвами пиратских набегов. Несмотря на это, остров превращается в место паломничества туристов со всего света. С 1915 года здесь ежегодно проводится престижная гребная регата. Мир полнится слухами, поэтому в конце концов остров попадает в фокус интересов прозорливых толстосумов.

Самым крупным и удачливым из них оказался тогда химический магнат, американец, Альфред Ирени Дюпон, сделавший огромное состояние во время Первой Мировой войны на производстве динамита. В 1926 году он выигрывает на торгах лучшую половину Варадеро по мизерной цене (20 километров побережья), всего четыре копейки за квадратный метр (4 центава). И, конечно, свою виллу Ксанаду строит в лучшем месте, на естественной террасе живописнейшего северного побережья. Поблизости с отвесными скалистыми утесами и уютными песчаными бухтами.

Стены особняка напоминают римский Колизей, они сложены из таких же больших блоков известняка с характерными вкраплениями ракушечника. Перекрытия, потолки, панели стен в помещениях и лестницы сделаны из дорогого красного дерева, полы выложены из «прохладного» итальянского мрамора. Кроме всего этого, антикварной мебели и дорогих гобеленов с библейскими сюжетами удивление у посетителей всегда вызывал один из самых больших частных органов в Латинской Америке. И не случайно, ведь хозяева дома были знатоками и большими ценителями редкой органной музыки.
 
На северном фасаде особняка расположена просторная терраса, перед ней широкая площадка набережной с царской ротондой. С нее видны окресности, зеленые покрывала полей для игры в гольф, красиво декорированные уголки сада, забавные ограды из ощетинившихся юк. Отсюда открывается захватывающий вид на Атлантику.

В особняке реализованы все лучшие достоинства местной колониальной архитектуры. Здесь она не такая декоративная, как в других бывших испанских колониях, например, в Перу, однако, от всех прочих ее определенно отличают простота и элегантность. Особняк Дюпона хороший тому пример.
 
Местная архитектура сформировалась под влиянием далекой Андалузии. Много домов на Кубе построены ремесленниками именно этой школы, из Севильи и Кадиса. Их предки пересекли океан на парусных судах и смешали свой опыт с местной карибской традицией. Так называемый стиль мадьяр – mudejar (Венгрия?), вобравший в себя смесь мусульманских и христианских черт, сформировался в Европе еще в Средние века, то есть задолго до открытия Америки. Для карибской же традиции до этого были характерны жара и сравнительно небольшой выбор строительных материалов. Таланту пришлых мастеров было присуще прежде всего виртуозное умение работать с деревом. Красное дерево и кедр произростали здесь в изобилии, поэтому широко использовались для строительства и обустройства домов, и изготовления мебели.

Барокко достигло Кубы в конце ХYIII века. Его приход проиллюстрировал пример, как сложная архитектура становится великолепной посредницей и средством выражения радости нации, обретенной от первого настоящего экономического бума. Хотя, надо заметить, что богатства тут были сосредоточены в руках только узкого круга лиц. Черты барокко здесь видны в убранстве внутренних двориков, в форме арок и капителей колонн, удерживающих легкие парусные своды галерей, выстроившихся вдоль зданий, по периметру небольших площадей. Но и в них преобладающими являются черты стиля мадьяр. Так и здесь, большая терраса, обращенная на север, защищена от пекла с юга толстыми стенами дома, а с севера ее арки как бронхи дышат свежим воздухом морского бриза. Стихия океана умело усмирена мастерством каменщиков.

Более всего в дизайне жилища богатого промышленника обращают на себя внимание традиционные решения, позволяющие сохранять в помещениях прохладу через создание тени и эффективной вентиляции. Стены дома с внешней стороны почти по всему периметру засажены экзотическими пышными растениями, пальмами, фиговыми деревьями и цитрусовыми. На всех окнах снаружи поставлены традиционные точеные деревянные решетки - rejas. Кроме того, что они служат украшением и являются определенной защитой, они еще и отбрасывают спасительную тень. А черный цвет их в условиях ослепительного солнца психологически позволяет человеку компенсировать большой дефицит тени. Изначально решетки эти делали именно такими, деревянными и лишь в XIX веке перешли на кованые. В Гаване и Тринидаде можно видеть ажурные решетки художественной ковки, расцвеченые в белый, синий и зеленый цвета.
 
Потолки в помещениях особняка имеют гнутые формы, это так называемые alfarjes. Делать их сложнее прямых, однако, они выше и намного прохладней последних. В доме представлено и известное витражное искусство. Над дверями и широкими окнами богатых кубинских домов часто можно видеть панели из разноцветного стекла - lucetas, vitrales или medio puntos. В Ксанаду таким образом украшены люкарны на лестничной клетке. Они служат декоративным украшением фасада дома и интерьера, и, одновременно, эффективно фильтруют агрессивный жар карибского солнца.

Традиционные двери здесь необычно высокие, однако для прохода через них пользуются лишь малой створкой-окном или postigos. Когда надо, постигос позволяют быстро осветить или проветрить помещения, не доставляя особого беспокойства постояльцам, как это получалось бы, если бы надо было каждый раз открывать двери полностью.В некоторых комнатах поставлены шарнирные двери (как в вестернах) – mamparas. Это небольшие дверки с декоративными стеклянными панелями и тонкой работой по дереву рамы. Их популярность пришлась на девятнадцатый век. В жарких районах они хороши, так как позволяют воздуху весь день совсем беспрепятственно циркулировать в помещениях. 

Продолжавший следующие два десятилетия скупать земли у океана Дюпон был не единственным спекулянтом недвижимостью. Его соперники, чтобы добится своих целей, часто использовали в безжалостной борьбе коррумпированных кубинских служащих и связи с мафией. Поэтому совсем не случайно соседние по побережью дома принадлежали известному чикагскому гангстеру Аль Капоне и «крестному отцу еврейской мафии» Мейер Лански (Meyer Lansky). Но, как бы то ни было, наиболее интересным особняком наиболее популярного места отдыха был и остается особняк промышленника Дюпона!

Справка: Дюпоны, группа финансового капитала США, сформировавшаяся в конце ХIХ века. Бывшее промышленное ядро – химический концерн «Дюпон де Немур». С другими финансовыми группами США Дюпон контролирует промышленные корпорации: «Дженерал моторс», «Юнайтед Стейтс раббер» и пр., а так же ряд кредитно-финансовых институтов. Тесно связан с Морганами.


Рецензии