А есть ли в Кремле папочка Казахстан?

А есть ли в Кремле папочка «Казахстан»?


В 1990 году наш курс собрался по поводу десятилетия окончания университета. Мероприятие проходило весело, все радостно общались с теми, кого не видели со дня окончания. И вот, один из наших однокурсников, служивший в КГБ, в тесном кругу приятелей спросил дрожащим голосом: «Ребята!» Бить не будете?»
Это я к чему? А к тому, какой авторитет в последние годы перестройки был у этой когда-то «всесильной» организации. В последние годы существования СССР они, по-видимому, занимались не своими прямыми обязанностями по обеспечению безопасности страны или того, что от нее осталось, а свой собственной безопасностью.
Именно поэтому я не перекладываю на эту организацию всю вину за то, что  Россия потеряла Украину и Казахстан. Проглядели эти республики советники и аналитики, окружавшие в девяностые Б.Ельцина.
Вместо того, чтобы лоббировать интересы России в этих постсоветских странах (лоббировать в рамках законов этих молодых республик), политика России была направлена на то, чтобы не поссориться с их лидерами.
А ведь совсем немного средств надо было затратить, чтобы проводить политику защиты прав русскоязычного населения Украины и Казахстана, для создание в этих странах про-российских партий и движений. Еще раз подчеркиваю, в рамках законов этих стран, поддерживать информационно и материально кандидатов в законодательные и исполнительные органы этих стран.
В начале девяностых численность титульной  нации (казахов) в Казахстане уступала численности трех восточнославянских народов  - русских, украинцев и белорусов. А если взять русскоговорящее население, включая сюда немцев, татар, азербайджанцев, корейцев, то в парламенте  Казахстана можно было получить легально, на выборах, около 60% мест. Даже если бы удалось добиться избрания хотя бы 35% мест, то, можно было бы иметь блокирующий пакет против принятия законов, дискриминирующих русскоязычное население. Однако ничего такого российские власти в первые годы после распада СССР не делало.
В марте 1994 г. на выборах  в Верховный Совет Казахстана русские получили 21% а казахи 58% депутатских мест, при том, что согласно переписи 1989 г русское население составляло 37,8% а казахское -- 39,7%. К 1999 году ситуация заметно ухудшилась. Покинуло страну подавляющая часть немцев и украинцев, да и русское население понемногу перебиралось в Россию.  В итоге, на 2018 г. славянское население составляло: русские – 19.76%, украинцы – 1.53%, белорусы – 0.31%, поляки – 0.17%. Немцев к этому времени в республике оставалось всего 0.99%, но в сумме русскоязычное население составлло чуть больше 20%, т.е. – пятую часть всех жителей республики.
На выборах 1999 г. в верхнюю палату парламента были избраны 14 казахов, ни одного русского и два представителя других этносов. В то же время 2 русских оказались среди 7 сенаторов, непосредственно назначенных в соответствии с конституцией президентом Н. Назарбаевым. В нижнюю палату на выборах 1999 г. прошли 58 казахов и 19 русских. В целом на долю казахов, составлявших к 1999 г. 53,4% населения, приходилось 75,3%, а русских, удельный вес которых достигал 30%, - 24,7% депутатов Мажилиса4.
В действующем составе нижней палаты парламента Казахстана, избранном в соответствии с новой конституцией в августе 2007 г., представлены 82 казаха, 17 русских (15,9%), 2 немца и по одному белорусу, балкарцу, корейцу, украинцу, узбеку и уйгуру. То есть доля русских среди депутатов Межилиса оказалась в 1,6 раза меньше их удельного веса в составе всего населения (на 1 января 2006 г. - около 26).
Еще более показательна недопредставленность русских среди государственных служащих, которые, в отличие от парламентариев, обладают реальной властью. В исполнительной власти Казахстана подавляющее большинство составляют казахи. Почти все главы областей и районов (акимы) – казахи. В армии, милиции, таможне, прокуратуре – тотальное большинство руководящих кадров -- казахи.
По данным заместителя министра информации Казахстана О.Рябченко, представившего 14 августа 2007 г. доклад комитету ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации, среди государственных служащих страны казахи составляют 79%, русские - 14,5%, украинцы - 0,9%. Таким образом, русских в составе госслужащих в 1,8 раза меньше, а казахов - в 1,3 раза больше их доли в населении республики.
Но, эти данные относятся к распределению населения во всей республике. Если же взять области Костанайскую, Северо-Казахстанскую и Восточно-Казахстанскую,  то доля русскоязычного населения в них превышает или равна 50%, а представленность их в органах исполнительной власти не превышает 15%.
Одним из факторов роста казахского населения на севере республики явилось перенесение столицы из Алма-Аты в Акмолу (будущую Астану). Вообще, начиная с советских времен этому городу очень «повезло» с переименованиями. Город Акмолинск основан в 1830 году как военное укрепление, статус города плучил в 1862 году. В 1961 году его переименовали в Целиноград, в 1992 году в Акмолу, в 1997 –  в Астану, и, наконец, 21 марта 2019 г в Нурсултан.
Межэтническое напряжение на севере существует пока в скрытой форме. Хрупкое перемирие обеспечивается только влиятельностью и авторитетом Назарбаева, который, хоть и заявил, что уходит с поста президента, но сохранил за собой все рычаги власти. Но, как долго он сможет сохранить свое влияние? В любом случае межклановая борьба, межэтнические противоречия будут усиливаться. Стоит сорваться маленькому камешку, чтобы лавина двинулась!

Подводя итоги, следует с горечью констатировать, что Северный Казахстан мы потеряли, точнее – отказались от него, стыдливо не замечали проблем русскоязычного населения. Поймите меня правильно, я не призываю к «горячей» или «гибридной» войне за «русский Север» в Казахстане. В отличие от Украины, которую «бросил» условный Запад, у Казахстана и России есть «Великий» сосед. Китайский дракон пока «спит», но наблюдает сквозь неплотно прикрытые веки за обеими нашими странами. Я за то, чтобы Россия дипломатическим путем  начала решать эту задачу, а не действовала «как слон в посудной лавке!» Не дай Бог, чтобы в северном Казахстане повторился сценарий Донбаса. Жертв будет не тысячи, а много больше.
Я уверен, что российские власти, силовые структуры прорабатывают сценарии на все случаи жизни. Так что «папочка» (а, может быть, не одна),  под названием «Казахстан», в Кремле есть.


Рецензии