Рассказ длиною в жизнь

Николаю Кожевникову - всего лишь двадцать… А мир вокруг, с некоторых пор, кажется ему таким ненастоящим… Словно оторвали его от исконных, вечных корней и кружат, будто засохший осенний листик на ветру Жизни…
- Коля, отойди в сторону,  - весёлая компания  студентов спешила припарковать на площадке иномарку. Учились вместе с ним,  уже второй год. Только жили в несколько ином «измерении». Он, будучи из села, так и не приученный  к «благам»  городским,  выделялся из всех,  какой-то природной  отзывчивостью человеческой души и неистовым стремлением к знаниям. Большинство же местных сокурсников, не представляли себе досуг без посещения кафе или иных недешевых мест «городского драйва» -  поездок на больших скоростях по ночным дорогам и прочих «шалостей», не приемлемых для сложившегося с раннего детства мировоззрения Николая. В доме,  где он рос, всё хозяйство жило и процветало исключительно за счет «трудов рук своих». Что впрочем делало их дружбу с ним похожей на «единство противоположностей».  Удивлены?.. Однако, это так…
Сегодня был последний, перед началом зимней сессии учебный день… Николаю предстояло сдать две курсовые работы, получить зачеты по нескольким дисциплинам… И, он  обязательно справится со всем этим,  как и положено студенту-отличнику!  А  потом, уедет на зимние каникулы домой, в село…
- Ну, здравствуй, внук!  – Иван Артемович, его дед,  протянул широкую, мозолистую руку, - как дела на научном фронте?.. Крепко ли держишь древко семейного знамени? Я в своё время, ведь тоже заканчивал «твой»  институт…  И в результате – нежданно, негаданно выбрали меня через три года председателем колхоза… Конечно, был я тогда  значительно старше тебя… Но… Всё равно… Честь великая, а уж ответственность – вообще неизмеримая… Ошибся если где то, и… Из партии долой со всеми вытекающими… Я же не ошибался!.. Не опозорил фамилии нашей и колхоз не подвел!..
- Так, и я… Дед,  -  Николай  протянул  ему зачетку.
- Молодец! Сегодня же пойдем в мастерскую!.. Отдохни чуток… И, в бой!.. У меня подарок для тебя есть!..  -  высокий, худощавый старик улыбался и его голубые глаза казались совсем молодыми, словно младенческими… Только глубокие морщины, избороздившие лицо, да скрипучий  голос,  сурово  подчеркивали  возраст…
- Хватит батя! Далеко за восемьдесят, а всё, как дитя!  – вмешался отец, - главное для Николая окончить институт, а уж  потом коснёмся разговора о твоем подарке.
 - Но!.. Но!.. - дед повелительно пригрозил пальцем, - не надо путать телегу с обозом… Этот  вопрос  мы с внуком сами решим!
 - Да ладно, спорить вам. Обедать пора! -  звонко прозвучал мамин голос.
После плотного обеда и приятной беседы за столом, Николай прилег в своей комнате… И, уснул как-то незаметно… Проснулся по прошествии часа от вежливого постукивания в дверь… Дед пришел позвать внука, - Отдохнул, студент?.. Подарок тебя заждался…
- А я вот, тебе ничего не привез… Прости, невнимательного внука… Ну, пойдем дед, за твоим подарком!..
- Зачетка с отличными оценками, это лучший подарок для меня! Идем же, продолжатель славного рода Кожевниковых…  Идем!..
У калитки, по просьбе деда, их уже ждал механик – Андрей  Семёнович. О  таких говорят: «Мастер на все руки!». Он подмигнул  Николаю, хитро прищурился  и похлопал  Ивана Артемовича по плечу, - Значит вот для кого столько старались!.. Ан, нет?.. Парню то свататься к нашим девкам не в красу будет!.. Мотоцикл бы ему!.. То ли дело!..
- Молчи, супостат… Свататься с цветами ходят, а не с мотоциклетом под мышкой… А мой подарок нужен, чтобы не зачахло дело всей жизни, чтобы Вам всем помощь была… Вы же на руки слабые пошли, работу не одолеете сами… Дело всё завалите, как сарай дровяной без навеса…
Так, под  незлобивую брань деда, они втроем подошли к боксам. Сразу потянуло запахом резины и солярки…  Иван Артёмович бодрым шагом направился к… старому, как кадры из черно белого исторического фильма, стоящему поодаль от современной техники, колесному трактору… Он был свежевыкрашен,  «обутый»  в  новенькие  черные  «туфли покрышки»…
- Скажи спасибо, Андрею Семеновичу… Он его сюда, ржавого, раскуроченного  из дальней балки на прицепе пол дня тянул. Потом, по болтику,  мы с ним почти  год  этот трактор  восстанавливали…
  Николай поблагодарил мастера… Дед сразу же поспешил Семёновича отправить домой, всё же выходной день… Но, тот  заявил, что ему еще надо «покумекать» над мотором для насосной станции.  Это снискало искреннее уважение у ветерана и  Иван Артемович по отечески обняв механика сказал:
 - Не зря я тебя лупцевал ремнем заодно со своим сыном, тогда… Выросли дельными людьми таки!
Когда они остались вдвоем с внуком, он полез в карман своего тулупа и бережно извлек оттуда сложенный,  пожелтевший газетный  листок.
- Смотри, Коля… Фото… И статья… Видишь?.. Узнаешь?..
- Да!.. Это же ты,  дед!.. И, бабушка рядом!.. Еще люди вокруг, много!..
- Много!.. Много ты понимаешь, многих уже нет… Упокой душу их, господи… И, подари милость твою, Анне  Григорьевне, жене моей… Бабушке твоей, оболтус… - он заплакал, отвернулся стесняясь своих слез… Долго искал платок по карманам тулупа, потом смирившись с его отсутствием,  обтер  глаза рукавом…
- Так, вот… Слушай,  внучок, как дело тогда было… Я уже не молод был, где-то около сорока… От колхоза направление на учебу получал, в колхоз родной и вернулся… Начальником  ремонтной станции уже через год работал… Уважали меня за знания и умение с техникой ладить… Новой то было всего ничего, старую латали… У нас в семье, сам знаешь, не только с техникой лады… Знания мои в аграрном деле сгодились… До «моего института» за советом к нам люди тянулись…  И  тут – пошло вперед дело… Сеем по науке дедовой, проверенной, технику ладим по современному… Срослось старое и новое… Красиво, не налюбуешься… Урожаи большие давал колхоз… Старый председатель, весь израненный,  да без ноги после войны был… Устал он, измотался: «Давай говорит, народ, Ивана выбирать!.. С образованием человек, сам по себе дельный!..» И выбрали меня  собранием, даже не спросив… Прошел год моей председательской работы… А на ремонтной начальства-то нет?!.. Ребята отнекиваются, говорят: «Нам некогда, Артемович… Руководить… Работы много,  может кого со стороны возьмешь…»
И, дошутились, молодцы-богатыри… Прислали нам начальника из города… Женского, значит, пола… Хуже для техники и для дела, быть не может!.. Приехала она в розовом платьице, платочке в красный горошек, с сумочкой модной и убийственным для животины сельской ароматом городской парфюмерии… В тот же день по гаражу прошла, пальчиком в сторону машин потыкала, в блокнотик что-то записала… Потом потребовала техническую документацию на каждую единицу техники?!.. А, откуда её взять то… Учет строгий ведется, не спорю… Но, паспорта на технику, трофейную наполовину?!.. Где их взять?!..
Вот и сказал я тогда: «Так, мол и так… Не взыщите, а устройство каждой машины мы вот в этих руках держим…» И показал ей свои руки… После этого неприятного разговора я старался избегать встреч  с ней, разве только по производственной необходимости.
Прошло  два месяца… Сбор урожая… Трактор новый получил колхоз!.. Вовремя помощь подоспела – два старых без отдыха в поле и днем и ночью… Пустили мы сразу коня боевого в оборот, радуемся!.. День  не проходит  и… бежит ко мне  животновод  наша, Феодосия Ильинична, со всех ног бежит, - Иван Артемыч, беда!.. Володька тракторист, на новом-то… Лучше бы не садился на машину эту, клятую… Руку до кости разбил!..
Бегу в поле… Трактор стоит, словно боец раненный… Уже и фельдшер подоспела,  руку  пострадавшему  бинтует. Оказывается – лопнул ремень на охлаждении, а он полез и это при работающем-то двигателе! В больницу райцентра мы срочно бедолагу отправили.
Вот такие дела… А на завтра  дождь будет… По всем признакам вижу… Все видят… И заменить Володьку некем, все при делах… Принимаю решение - мне за руль садиться надо… Побежал я со всех ног за ремнем запасным, не посмотрел, что лицо нынче должностное… Как мальчишка побежал…
Прибегаю в  ремонтную, в  ящик с запчастями смотрю – ремня ни одного нет?!.. А ведь, были!  Знаю! Были!
Ну, тут… Разобрало меня так, что опоры навесов ходуном заходили… Всё, думаю, конец твоей работе пришел, дамочка городская! За частями и техникой совсем не следишь!
Влетаю к ней…  А её  нет на рабочем месте! Нет!
Ничего, думаю… Ничего… С брюк ремень снял... Его поставлю, хоть на час работы, пока изотрется, но хватит… Бегу на поле… Ремень в руке… Штаны падают… Ловлю их, подтягиваю… Ремень продеть бы пока обратно, а  мне не до того… Ну попадись мне, думаю… По заду отстегаю!
Запыхался пока прибежал… Трактора на прежнем месте нет… Смотрю… Вдалеке, на другом конце поля  работает… Прямо чудеса какие-то… Я туда… Что за герой сыскался, гадаю?.. Все в колхозе, никого свободного от работы не осталось, разве что мальчишки  несовершеннолетние?!  И знаешь внук кто это был? Она… Фифа городская… Щеки в масле, ремень сама ставила!.. Руки на руле, как на штурвале… Уверенная сидит и на меня смеясь глядит, - Что это Вы, товарищ председатель, штаны закрепить поясом не можете?..  Технический  ремень, я извините, на шкив одела, а то бы одолжила… А, Вы… Потеряете брюки среди поля, стыда не оберетесь!..
Не  удержался…  Поцеловал я её тогда в щечку замазанную… Прямо в пятно масляное!.. Ох, уж и поцелуй получился с привкусом солярки!.. А, потом… Женился  на ней… Сразу же после сбора урожая свадьбу и сыграли!
Николай  внимательно слушал деда… Тот опять украдкой утер слезы. 
- Это тот трактор… Поверь, мой подарок душу и память тех лет сохранил!  Испытай ты  этого  стального коня, сам почувствуешь, что я прав!
-  Спасибо!  Мне  очень  нравится твой подарок и  ты  у меня  самый  лучший дед!
Двигатель работал на удивление не громко, но уверенно… Не подводила старая техника!  Водители грузовиков  приветствовали  сигналом Николая – нравился «раритет» понимающим людям… Проносились иномарки мимо… Холодные они какие то… Нет, не его сейчас время… И казалось ему, что остался душой он там, с дедом… в славном трудовом прошлом!
А дед смотрел в след  мерно урчащему трактору  и  радость  жизни переполняла его.  Теперь он точно  знал,  что  смерти  нет,  так как  есть его  продолжение  в  сыне,  внуке!  И будет  новая  весна…  Он видел поле в высоких  хлебах, чувствовал дурман скошенных трав… И не  зря всё прожито и пережито,  чтобы превратиться в короткий рассказ длиною в жизнь  о бессмертной любви простого труженика к самой красивой девушке с масляным пятном на щеке…


Рецензии
Растрогал меня Ваш рассказ, Эммануэль, прям до слез. Думаю, весь секрет в его бесхитростности. Так естественно длится повествование, что просто не ожидаешь подвоха. Замечательный литературный прием!

Арина Трифонова   07.11.2019 17:15     Заявить о нарушении