Шаманизм

Современные люди давно привыкли разделять народы на цивилизованные и примитивные, не задумываясь ставя первые на более высокую ступень. Но насколько оправдан подобный подход?
Европейцы всегда были уверены в своем культурном превосходстве над большинством народов остальных регионов мира и, обладая более развитой технологией, могли настоять на своей точке зрения. Столетиями следуя принципу «кто сильнее, тот и прав», они или их потомки частично или полностью истребили культуру американских индейцев, многих сибирских племен, народов Африки и Океании. Этот процесс продолжается и сейчас.
Почему же тогда в последнее время наблюдается такой всплеск интереса к культурному наслеству архаичных народов, к их религиям и магии?
Принеся в жертву своей технологии естественную среду обитания, вечные духовные ценности, нормальные человеческие взаимоотношения, так называемые цивилизованные люди натолкнулись на проблему, ставшую в последнее время всеобщей, — бездуховность. Каждый стал лишь винтиком огромной машины и лишился возможности жить в гармонии с природой, со вселенной, с самим собой.
Результат этого — отсутствие смысла жизни, ограниченность кругозора и многочисленные проблемы современного общества, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая самоубийствами.
В последнее время все большее число людей понимает, что полностью технологический путь развития человечества ведет в тупик, и многие обращаются за помощью к культуре народов, избравших путь духовного развития — и в результате не имевших возможности сопротивляться представителям европейской цивилизации.
Что ж, лучше поздно, чем никогда. Шаманские практики, ставшие сейчас столь популярными в мире, могут помочь людям восстановить баланс материального и духовного в обществе, и в этом, вероятно, их главная ценность. А что касается остального — проверьте лучше это на собственном опыте.
В настоящее время одни считают, что шаманы были кем то вроде народных лекарей, другие представляют их себе как людей с загадочной душой и демоническим взглядом. На самом деле шаман это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего сознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и путешествовать туда для получения знаний и силы. После того, как его задача выполнена, шаман возвращается в наш мир, чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе и другим людям.Просто нужно развиваться в нужном векторе направленности.
Есть множество фактов доказывающих, что шаманизм и поклонение природе были осью строения и развития человечества в прошлом.Основываясь на синусоидные вибрации колебаний изменности мира можно предположить что все это не раз вернет нас к гармонии.С одной стороны, можно придерживаться узкого определения, согласно которому «шаман» — это только шаман классический, а представителей другой категории называть, например, «духовидцами, практикующими шаманизм»; с другой — можно воспользоваться широким определением и включить в понятие шамана представителей обеих категорий, работающих шаманами, так сказать, «на полную ставку». В Америке чаще отдают предпочтение второму определению, поскольку классических шаманов среди белых американцев не так уж много.
Разумеется, тотчас возникает еще один и не менее скользкий вопрос: что подразумевать под шаманом, «работающим на полную ставку»? Можно ли включить в эту категорию и тех, кто обучает шаманским практикам только за деньги, то есть, по существу, рассматривает шаманскую работу как средство для заработка, а не как путь служения? С одной стороны, эти люди посвящают большую часть своего времени тем или иным видам деятельности, связанным с шаманскими практиками; с другой — традиционный путь шамана все же подразумевает религиозное служение. Племенной шаман исполняет для своего народа те же обязанности, что и приходской священник, пастор или викарий — для своей паствы; иными словами, у него есть не только ритуально-магические, но и жреческие функции. У каждого человека в племени должна быть возможности прийти к своему местному шаману и получить помощь за разумную плату, которая не опустошит его кошелек, даже если тот и так уже почти пуст.
В связи с этим также встает вопрос, почему же среди белых людей в странах запада так мало классических шаманов. Отчасти это объясняется отсутствием реальной потребности в шаманах: если люди могут адекватно удовлетворять свои духовные нужды без помощи шаманов, боги и духи обычно не видят необходимости вмешиваться. Но есть и более важная причина, а именно — высокая степень риска. Даже в шаманских культурах с устоявшейся структурой и традиционным контекстом, облегчающим подготовку начинающих шаманов, признается, что выживают из них далеко не все. Физические и психические нагрузки, сопутствующие шаманской трансформации, подчас губят даже хорошо подготовленных людей. И в ситуации, когда отказ от дара или неспособность научиться с ним правильно обращаться влекут за собой безумие (нередко ведущее к самоубийству) или смертельную болезнь, удивляться относительно высокому уровню смертности не приходится.
Кроме того, у современного западного человека нет ни инструментов, ни культурного контекста, ни опытных наставников, которые помогли бы успешно пройти процесс трансформации. В традиционных шаманских культурах (то есть в таких, где шаманизм составляет общепризнанную часть духовной традиции) зрелый шаман выявляет и берет под свою опеку новичка, которого постигла шаманская болезнь. Он обучает начинающего шамана правильным методам работы, дает ему полезную культурно-контекстуальную систему (на Западе многие не придают этому элементу большого значения, но для эффективной работы классического шамана он необходим), помогает ему определить, какие на него наложены табу, и учит с ними справляться, представляет его духам-помощникам и, самое главное, дает ему подтверждение того, что все происходящее с ним — совершенно «нормально» для того, в кого он превращается. У белого американца, призванного богами и духами на шаманский путь, скорее всего, ничего этого не будет. Более того, его могут начать пичкать лекарствами (что временно прервет шаманскую трансформацию, но не помешает ей возвращаться снова и снова, пока человек не сойдет с ума или не погибнет), или упечь в психушку, или просто бросить один на один с какой-нибудь смертельно опасной болезнью, против которой современная медицина бессильна. Даже если болезнь, приобретенную в ходе шаманского перерождения, удается излечить современными средствами, на смену ей зачастую сразу же приходит другая.
И, в довершение всего, мы фактически не располагаем никакой целостной и легкодоступной традицией. Шаманские традиции наших предков были в свое время искоренены так основательно, что от них остались жалкие клочки, из которых мы отчаянно пытаемся вновь составить единую картину. Боги и духи помнят эти древние традиции до сих пор, но для того чтобы получить доступ к их знаниям, нужно установить с ними устойчивую связь, без искажений и помех… и нет никакой гарантии, что вам удастся это сделать без предварительной шаманской трансформации. В результате большинство западных людей, пораженных «шаманской болезнью», попросту не выживают. Никто не приходит к ним на помощь; наоборот, все твердят, что их духовный опыт не имеет ничего общего с реальностью, что это — всего лишь симптомы какого-то обычного заболевания, от которого якобы можно и нужно лечить. Под влиянием подобных советов человек изо всех сил старается прогнать эти «симптомы», а от этого все становится только хуже.
Само собой, это не значит, что каждый, кто заболел раком или пневмонией или сошел с ума, — потенциальный шаман. Даже в шаманских культурах известны случаи, когда у человека проявлялись признаки физического или душевного заболевания, похожие на «шаманскую болезнь», но местные шаманы, пришедшие его проверить, объявляли, что это самый обычный недуг. Например, подобный эпизод описан западным антропологом, жившим в какой-то тайваньской деревушке. У одной местной жительницы начались «припадки», и она стала говорить с невидимыми духами. Изо всех окрестных деревень собрались шаманы, проверили ее и пришли к выводу, что у этой женщины просто психическое расстройство; никаких духов вокруг нее они не обнаружили.
С другой стороны, известны и случаи, когда белые американцы становились настоящими «классическими шаманами»: выжив после трансформации, они посвящали всю свою жизнь работе, разительно схожей с деятельностью традиционного племенного шамана. Каждому из них без исключения удалось вовремя понять, что именно с ним происходит, и либо каким-то образом найти учителей, либо утвердиться в том или ином культурном контексте, который оказался эффективным и для него самого, и для его духов-помощников.
Многие из них изучали техники базового шаманизма, но приходили к выводу, что в отсутствие какой-либо традиционной космологии эти методы не отвечают их потребностям. В результате некоторые обращались к космологиям других народов (с разрешения духов, связанных с этими системами), а некоторые пытались так или иначе докопаться до космологической системы своих предков. И те, и другие обычно признают, что им пришлось очень нелегко и что выжили они только чудом.
Споры по вопросу о том, насколько правомерно использовать традиционные духовные системы чужих культур, тянутся уже много лет, и счет очков в этой дискуссии —необыкновенно длинный, запутанный и почти равный. Возможно, заимствовать культурный контекст из чьей-то чужой традиции и впрямь нехорошо… но как быть, если с вами говорят боги этой традиции? С другой стороны, возможно, и нет ничего плохого в том, чтобы отказаться от культурного контекста, в котором вы не находите смысла… но как быть, если вы — прямой потомок носителей этой культуры и которая виновата лишь тем, что ее в свое время насильственно оторвали от исконных шаманских корней? Похоже, на все эти вопросы невозможно дать хороший ответ, который устроил бы всех и был бы верен во всех ситуациях. Но некоторые увлеченные упрямцы все-таки пытаются собрать воедино осколки шаманской традиции, бытовавшей в странах Северной Европы; и они уже добились кое-каких успехов, и это прекрасно. Этот процесс идет медленно, и, возможно, мы так и не успеем спасти все следующее поколение шаманов; однако начало положено.
Что мы все обязаны делать, так это мыслить критически и не бояться задавать трудные вопросы. Когда люди употребляют слово «шаманский», мы должны спрашивать, что конкретно они имеют в виду, и не довольствоваться неопределенными отговорками. Когда кто-то называет себя шаманом, мы должны спрашивать, почему он выбрал для своей работы именно такое определение, и не довольствоваться формулировками из области поп-культуры. Мы должны выяснять, понимают ли они разницу между базовым шаманизмом со всеми его разнообразными американскими и европейскими производными и шаманизмом классическим во всех его традиционных и современных ипостасях.
Быть настоящим шаманом — значит, работать, работать много, тяжело и, зачастую, с совсем небольшой непосредственной отдачей. Это не хобби. Это призвание — по крайней мере, до некоторой степени. Это не одно из тех занятий, которые могут помочь вам найти себя… или, точнее сказать, если вы обратитесь к шаманизму в поисках себя, то увидите себя как орудие богов и духов, а вовсе не в том виде, в каком бы вам хотелось себя увидеть.


Рецензии