В память о дорогой Наточке Две миниатюры

 Невинномысск. Ночь на железнодорожном вокзале

Лето  тысяча девятьсот шестьдесят второго  года.   В жаркие дни июля сдавали  мы   экзамены. В ту сессию их было семь.  Последним экзаменом была физика. Его мы сдали  в день, когда я надеялась отправиться домой.   Предвкушала скорую встречу с родителями, в душе царствовала радость.
Очень устала. Однако  иду в хорошем настроении  на железнодорожный вокзал.  По дороге   вспомнилось, как в школьные годы папа, если видел одну или две четвёрки   среди пятёрок за неделю в школьном дневнике,   говорил : «Что-то ты, дочка,  хуже  стала учиться: четверки появились». 
Заглянув же в мою зачётку  студентки уже второго курса физмата, он таких слов не скажет, а только улыбнётся и поздравит меня.   Мне хотелось  всегда радовать своих родителей. Я   во многом себе могла отказать, понимая, что это доставит им хлопот, а может и огорчений. Но встреча с ними будет завтра.
 А  сегодня? Я пришла на вокзал и жду   сообщение, чтобы узнать на какую платформу прибывает мой поезд. Объявили, что поезд  Ставрополь- Буденновск, прибывает на первый путь и первую платформу.  Очень волнуюсь. У меня билет во второй вагон.  Почему?    В этом вагоне находится двухлетняя  племянница Наташенька. Наташа -   дочь моей средней сестры Маруси,  Родители отправляют еёпогостить у дедушки с бабушкой. 
Из Кропоткина до Армавира она проехала с хорошо знакомой нам женщиной.  Мы встретились  на платформе, когда  знакомая вышла из вагона,   Женщина , приветствуя меня,  вложила ручку Наточки  в мою руку,   пожелав нам счастливого пути, отправилась к  мужчине, который стоял недалеко от нас.  Хорошо, что я успела сказать ей слова благодарности.   
В хорошем настроении мы вошли в вагон.  Продолжили  путь до Невинномысска в хорошем настроении. Настроение моё сильно изменилось, когда вошла в вокзал. Почему?   Ни одного  свободного места! Тихо; Многие люди спят.  У некоторых и  сумки, и баулы стоят возле своих хозяев на сиденьях  Прошлись по вокзалу. Заметила свободное местечко, присела, посадив Наташу на колени. Она, прижавшись ко мне, быстро уснула. Хочу уснуть и я, но мне нельзя спать.  Ведь сонная я могу разжать руки и выронить Наташеньку. Я так устала, что, кажется устала  бороться со сном, но страх уронить, спящую племянницу, не давал мне сил.    
Я не знаю сколько это могло продолжаться, если бы кто-то не коснулся моего плеча со словами: «Там есть место. Я помогу Вам туда перенести дочь и чемодан». Открыв глаза, я увидела  со светлым взглядом чернявого юношу.  Мне стало страшно. Промелькнула мысль: «Что ему надо?» Он протянул руки, чтобы взять Наташу, но я  ещё сильнее прижала её к себе  Юноша понял, что я боюсь и тихо сказал : «Не бойтесь, я хочу Вам помочь. Там освободились места, пассажиры уехали. Я в дороге не могу спать. Я могу посидеть с Вашей дочерью, охраняя её сон, а Вы сможете немного отдохнуть. Вам куда ехать?»
 - В Черкесск. Но Вы ошиблись: девочка моя племянница».- Сообщила ему  я.
-  Это не меняет моего намерения помочь Вам. Радует то, что  с Вами попутчики. Мне тоже  в Черкесск.. Утром я помогу Вам добраться до автовокзала, купить билет и посажу в  автобус»-. Тихо, чтобы не разбудить девочку говорил он мне. Я поверила, что он действительно хочет мне помочь и позволила ему взять у меня Наташу. Он положил головку спящей девочски на правое плечо ,удерживая её правой рукой, а левой рукой взял мой чемодан. Через несколько минут мы заняли    небольшую скамейку свободных мест. Вадим, так звали юношу, помог мне устроить  удобную лежанку для Натули,   присел рядом с ней. Мне же предложил прилечь ,соприкасаясь с её головкой и поспать несколько часов.   
 . Он ,наверно, наблюдал до знакомства с нами, как моей тоненькой шее трудно было удерживать голову.  Мне не удавалась  иногда удерживать  голову, которая   всё тяжелела и тяжелела. Может, я и носом,  клюкала?  Не знаю.   Могло быть и так. Очень хотелось
 спать.   А возможности   Раньше не было устроиться  так, чтобы голове было куда опереться.   Теперь опереться можно на спинку, сидя рядом с племянницей. Сейчас же у меня такая возможность появилась. Как только пристроила голову —  быстро погрузилась то ли в сон, то ли в  дрему. Точно  вспомнить сейчас не могу.   Через несколько часов я увидела , сидевшего у изголовья племянницы  Вадима,
 мне было стыдно. Почему?   Я понимала, что он гораздо лучше и честнее меня. Ведь, если быть правдивой, я доверила ему Наташу потому, что не могла победить своё желание поспать . Он же не спал, приглядывая за моей девочкой. 
Вадим выполнил все свои обещания.  Посадив нас в автобус Черкесск- Зеленчук, он простился с нами и отправился домой. Мне очень захотелось, чтобы он обернулся. И он обернулся. Я   помахала  ему рукой в знак благодарности.
 Я  первый раз вспомнила об этом, хотя прошло более пятидесяти лет. Точнее 57 лет.  Появилось это воспоминание в августе этого года в канун годовщины смерти Наташи. Хорошее вспомнится. Не так ли? . Слава Богу, что его было больше в моей жизни, чем плохого. Вспомнилось многое, но не всё. Значить, будем жить, чтобы вспомнить всё.
 О Наташе. Дочери сестры Маруси Писать о грустном я писать не буду. В память о племяннице Наташеньке, я хочу написать о хорошем :  о людях станицы, о первой жене её младшего брата и её племяннице Зиночке.

  Нет больше в живых Наташеньки. Даже мёртвая она прекрасна.  Мне казалось, что она дышит. Много  пришло проводить  нашу Наташеньку в последний путь.  А ведь это был рабочий и очень знойный день. Ветерок словно уснул. .Много добрых слов было сказано о ней.

Она начинала работать   нянечкой в детском саду.  Окончив институт  (заочно) работала воспитателем .Последние 8 лет была заведующей в том же садике.
 Первый брак её младшего брата распался. В его бывшей семье росла доченька Зиночка, а маму её -  Таня.  Родители Зины вскоре встретили свои половинки, создали новые семьи, но это не мешало им  заботиться о дочери... Она получила высшее образование, вышла замуж и родила им внука Никитку. Такие тёплые отношения были между ними,  на этот момент, только благодаря маме Зиночки, которая всегда поступала  разумно.  Например. Когда Зиночку выдавали замуж , Таня   поставила рядом с собой  с одной стороны своего мужа Владимира, с другой стороны отца Зиночки и его жену Ольгу. С того момента семьи родителей сдружились.о, Наташенька при жизни тоже сделала многое, чтобы укрепить родственные связи.  У Наташи доченька появилась почти в 37 лет.  В их семье в тот момент было 5 взрослых . Они в очереди стояли, чтобы подержать малышку на руках. Я не шучу. Было именно так.   Таким же вниманием была окружена и Зиночка.  Двоюродные сестрички выросли добрыми, внимательными  по отношению к другим. В этом большая заслуга и нашей Наташеньки.
 Многое, о чём узнала со слов Маруси и Наташи, я увидела по телевидению г Кропоткина, где шла передача о Наташе в девятый день после её смерти.   О том, что такая передача будет, я не знала. Друзья, когда поняли, что речь идёт о моей племяннице, позвонили мне и сообщили, что на 6 канале передача о Наташе. Там было много чего рассказано и показано:  о её работе в детском садике и родительском комитете  школы , о встрече ею в доме культуре гостей с караваем хлеба и много другого. Я смотрела на обаятельную, улыбающуюся женщину, уважаемую, окружающими людьми. гордилась своею талантливою родственницей.   Так я ощущала себя 4 года назад, когда была на похоронах своей  двоюродной сестры на своей Малой Родине, Сестру Прасковью отпевали   в сельской церкви 6 священников, съехавшихся из храмов  близлежащих поселений и районного храма Светлограда.  Хорошими людьми были мои родные. Я буду помнить о них до конца своей жизни. Пусть Земля им будет пухом.


Рецензии