1. Тесное лето

Серебро и золото.
Золото и серебро…
С усмешкой вспомнил старый дворник, как вчера утром увидел своё отражение в витрине магазина, когда на его голову упал первый жёлтый лист.
Потеплеть в последнее воскресенье лета должно было чуть позже, часа через полтора.  А сейчас придётся ещё поработать.
Многие вещи он делал бесшумно и незаметно, чем удивлял людей. Поэтому первый резкий звук, разрезавший тишину воскресного утра, раздался, когда он уже заканчивал свою работу.
Из двери подъезда с шумом вылетел ребёнок, дворник едва успел убрать свою метлу и отодвинуть коробку для сбора мусора. Следом из темного проёма выскочил мужчина и бросился к мальчику, который не сумел перескочить картонную преграду и, споткнувшись, отлетел к ограждению детской площадки.
 
- Как ты? - спросил сына отец.
- Уйди. Не нужно мне помогать и жалеть. Ты тоже вместе с ними! - срывая голос, прокричал восьмилетний мальчуган.
 
Мужчина просто опешил от его слов. Вдруг по плечу ему похлопали. Смотревший снизу-вверх на него, дворник произнёс:
- Не беспокойся, дорогой. Я присмотрю за ним.
- Надо бы поговорить. Опять он стал так себя вести.
- Успеешь. Спокойно собирайся, спустишься вниз - всё будет в порядке.
- А как Вы догадались?
- Это просто. Каждые выходные вы с семьёй с утра пораньше уезжали на дачу, а бывало, что и в субботу вечером. Сегодня этого не произошло. Значит, планы изменились. К рубашке и галстуку как-то не подходят шлёпанцы. Значит, куда-то собираетесь ехать, но ещё не готовы. Ну, давай, беги наверх. Всё будет хорошо, – старик открылся для мужчины с неожиданной стороны. С этим «дядькой», как все здесь называли дворника, никто не был в близких отношениях, возможно, кроме детей. Теперь мужчина вспомнил, что часто можно было видеть старика в окружении ребят разного возраста и пола. С каждым он находил тему для разговора и шуток.
- Ну, ты как джигит?
- Я – не джигит.
- Словом «джигит» у нас принято называть самостоятельного мужчину…
- Я – не мужчина, я – ещё мальчик.
- Странно получается, дорогой. Как за что-то отвечать – ты ещё мальчик, а как что-то делать – никого не хочешь слушать, считаешь себя взрослым.
- Я и есть взрослый. Взрослый мальчик. Только меня никто не любит и не хочет слушать. Ругаются и заставляют делать то, что не хочу.
- И снова не прав, а хочешь убедить меня в обратном…
- Какой не прав! - начал было привычно заводиться мальчик.
- Подожди. Я же тебя не перебивал. Давай, я сначала как старший по возрасту скажу, что и как вижу, а потом ты также мне по порядку ответишь. Я же - не они, мне же всё равно.
- Хорошо.
- Раз дома на тебя шумят, ругаются, значит, любят, переживают, хотят, чтобы ты был лучше. Ты и сейчас – хороший мальчик. Каждый день помогаешь по дому, ходишь в школу и к репетитору. Здороваешься со всеми во дворе. Но, видимо, дома есть ещё обязанности, которые ты не охотно делаешь.
- Мыть посуду и убираться в комнате не люблю. Но это же моя комната?
- Возможно, с комнатой ты и прав, но посуда важна для всех. Если ты будешь только обижаться и кричать, то с тобой любому будет трудно договориться.
- А ты, дядь, разве не обижаешься?
- Раньше, когда был маленьким как ты и даже потом, закончив школу, конечно, обижался. Затем поумнел. Теперь никогда и ни на кого не обижаюсь.
- Так не бывает!
- Человека невозможно обидеть, если только он сам не хочет обижаться. Твои родители и сестра тебя любят. Иначе они просто не обращали бы на тебя внимание. Как будто, ты - пустое место, или тебя нет.
- Это как у нас в классе есть девочка, с которой никто не хочет общаться, даже учительница.
- Вот ты и ответил сам себе, что был не прав со своими близкими. Теперь попробуй поговорить с ними без криков и нытья. Тяжело услышать правду, когда шумно.
- Хорошо. Я пойду. Надо убраться в комнате. Скоро такси приедет, оно ждать не будет.
- Ну, вот и молодец! Давай! Постарайся!
- Эх, ладно! Но и ты, дядь, тоже не прав, тебе не всё равно, - крикнул мальчик, убегая домой, едва не сбив с ног отца.
- Чего это он? Не получилось?
- Сказал, что побежал убираться до приезда такси.
- Спасибо Вам. Столько всего хочется успеть. Лето, знаете, всегда такое тесное. Одно к одному.
- Это же так хорошо, когда много дел и забот, приятных хлопот. Семья, дети, дом, дача, работа. Родители в гости приезжали, теперь вот сами в гости куда-то едите. Будет, о чём говорить и вспоминать. Это очень хорошо, просто замечательно, когда у тебя тесное лето, - загадочно сказал, как будто сам себе, старик и исчез со своими вещами, пока мужчина размышлял над его ответом.


Рецензии