О произвольном и непроизвольном управлении

Обращаю внимание читателей на статью А. Хомякова «Произвольность в двухактной

структуре сознания». В данной статье Хомяков ставит в центр внимания проблему

произвола в сознательной деятельности и ставит его в оппозицию автоматическим

действиям. Три года назад я выступал в философском клубе «Эпохе» по данной теме.


Сопоставляя свои и Хомякова размышления, я пришел к следующим выводам.

Хочу, во-первых отметить, что проблема произвольности в поведении лишь верхушка

айсберга. Произвольное управление становится возможным лишь на платформе

автоматически протекающих физиологических процессов, гомеостаз которых

обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции. Эти процессы не поддаются

никакому администрированию. Лишь по отношению к малой части органов человек

осуществляет управление, решает, задействовать тот иной орган или нет, до каких

пор его использовать и когда остановить. 


Мы наблюдаем совместную работу автоматического и ручного управления органами.

Причем, автоматическое управление может быть чистым, то есть не допускающим

вмешательства ручного управления, а может быть комбинированным с ручным

управлением. Пример чисто автоматизированного управления – печень, а

комбинированного управления – веки. Оба эти органа годами могут работать, не

нуждаясь в ручном управлении. А, если будет предпринята попытка

администрирования, то печень остаётся невосприимчивой к любым командам, а веки,

которые автоматически открывались и закрывались всю жизнь, проявляют послушание

на непродолжительный срок времени. Ручное управление, являясь по сути

произвольным, тем не менее, включает в себя и элементы автоматизма, которые

срабатывают при необходимости. К примеру, руки работают по приказу, но при ожоге

отскакивают непроизвольно.


Тут возникает вопрос о субъекте управления. Если заняться самонаблюдением, мы

можем заметить присутствие внутреннего управителя, который манипулируя руками,

может преобразовывать окружающий мир, манипулируя ногами, может перемещать в

пространстве свое тело или футбольный мяч.


Мы видим, что человек способен создавать АСУ (например, холодильник или «умный

дом»). И мы знаем, сколь сложной является решение задачи по сборке любой

автоматизированной системы. И вполне правомерно возникновение следующих

вопросов.

1. Как из небытия могли возникнуть живые организмы? Не является ли

необходимым существование Творца, без которого невозможно помыслить возможность

возникновения компонентов живого организма, могущих объединиться в целостный

организм?

2. Не является ли необходимым присутствие в человеке эгоцентра? 

Литература

1.А. Хомяков «Произвольность в двухактной структуре сознания»

https://alexanderkhomyakov.academia.edu/research#drafts



Рецензии
Назвать действие "физиологических процессов, гомеостаз которых
обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции" автоматическим можно только с позиции механистического взгляда на неврологическую проблематику. Для человека же, как существа, сформированного Мирозданием, происходящие в нём самом реакции на внешние - да и внутренние - раздражители есть тайна как естественная, так и непостижимая. Здесь находятся истоки обращения всякого одиночного существа к непостижимому, трансцендентному, в которое можно только верить, но никогда не познать. Там, за гранью рационального, для нас обретается Творец, никогда не открывающий своё лицо. Все религии, проповедующие его и от его имени - суть спекуляции. И что-то мне подсказывает, что всякая церковь это знает лучше меня.
И тут остаётся только перейти к управлению, которое всегда произвольное, как способ социализации человека-личности до уровня утраты им самости и замены её поведением, целесообразным в дискурсе, установленном спекулянтами от религии и политики. Учёные же люди в данном процессе - раболепно обслуживающий персонал.Увы!

Виктор Гранин   19.10.2019 16:38     Заявить о нарушении
Это кто же обозвал раболепными Учёных - естество-испытателей?!? Зубраил! Охотно поделюсь со многими противоположными и просто свободными дополнительными мнениями для дружеского спора с выяснениями истины. Удачи.

Савин Альберт Федорович   23.11.2019 14:14   Заявить о нарушении
Исправляю свою неточность : Зубаил Османов-подлинный автор данных публикаций!

Савин Альберт Федорович   23.11.2019 14:17   Заявить о нарушении
Благодарю вас,Виктор,за внимание к моему творчеству.Но вы не совсем правы,когда обличаете меня в том, будто бы я рассуждаю с позиций механицизма и отрицаю илли игнорирую существование Творца. На самом деле я стараюсь акцентировать внимание читателлей именно на факте существования Творца и существования Души как внутреннего управляющего.

Зубаир Османов   28.02.2020 00:50   Заявить о нарушении
И вас, Альберт Федорович, благодарю за интерес к моему творчеству. Как-нибудь при случае надеюсь пообсуждать с вами какие-нибудь актуальные вопросы.

Зубаир Османов   28.02.2020 00:55   Заявить о нарушении
Но именно на фактах, как чисто практических аргументах - принипиально невоможно ничего акцентировать, кроме как мысленными ощющениями, единственно способными на беспредльные фантазии с мистикой и чуесами.Однако за дискуссию спасибо. Возможно -- к общей истине.

Савин Альберт Федорович   28.02.2020 15:05   Заявить о нарушении
Зубаир! Никаких обличений Вас с моей стороны быть не может, а механистическим представление о процессах мыслительной деятельности мной было названо только лишь в отношении а в т о м а т и з м а обеспечения гомеостаза. Для меня процедура возникновения, мысли, образа является непостижимостью как бы первого рода, открывающей путь к тайнам непостижимости уже всеобщей. Здесь нам в помощники - Душа и Творец. Но не в примитивных представлениях той или иной религии, а осознанным мною запретом Мироздания познать до конца его, мироздания бесконечные глубины.
Однако же ничто не мешает отдельному человеку выстраивать и самые экзотичные теории устройства как Мира, так и Социума, другое дело – практические следствия теорий. Сколько бы ни были они, теории, изощрёнными и блистательно и прекраснодушно, в реальности произойдёт чаще всего то, чего уж никто не ожидал. Значит, надо жить здесь и сейчас без претензий к кому либо ещё кроме себя.
А про «учёных» и сказать нечего, кроме как повторить об их раболепстве. Профессия учёного, учителя и чиновника, неисправимая форма рабства.
Мира Вам и спокойствия!

Виктор Гранин   28.02.2020 17:47   Заявить о нарушении
И вам, Виктор, всего наилучшего.

Зубаир Османов   14.03.2020 22:22   Заявить о нарушении