О произвольном и непроизвольном управлении
структуре сознания». В данной статье Хомяков ставит в центр внимания проблему
произвола в сознательной деятельности и ставит его в оппозицию автоматическим
действиям. Три года назад я выступал в философском клубе «Эпохе» по данной теме.
Сопоставляя свои и Хомякова размышления, я пришел к следующим выводам.
Хочу, во-первых отметить, что проблема произвольности в поведении лишь верхушка
айсберга. Произвольное управление становится возможным лишь на платформе
автоматически протекающих физиологических процессов, гомеостаз которых
обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции. Эти процессы не поддаются
никакому администрированию. Лишь по отношению к малой части органов человек
осуществляет управление, решает, задействовать тот иной орган или нет, до каких
пор его использовать и когда остановить.
Мы наблюдаем совместную работу автоматического и ручного управления органами.
Причем, автоматическое управление может быть чистым, то есть не допускающим
вмешательства ручного управления, а может быть комбинированным с ручным
управлением. Пример чисто автоматизированного управления – печень, а
комбинированного управления – веки. Оба эти органа годами могут работать, не
нуждаясь в ручном управлении. А, если будет предпринята попытка
администрирования, то печень остаётся невосприимчивой к любым командам, а веки,
которые автоматически открывались и закрывались всю жизнь, проявляют послушание
на непродолжительный срок времени. Ручное управление, являясь по сути
произвольным, тем не менее, включает в себя и элементы автоматизма, которые
срабатывают при необходимости. К примеру, руки работают по приказу, но при ожоге
отскакивают непроизвольно.
Тут возникает вопрос о субъекте управления. Если заняться самонаблюдением, мы
можем заметить присутствие внутреннего управителя, который манипулируя руками,
может преобразовывать окружающий мир, манипулируя ногами, может перемещать в
пространстве свое тело или футбольный мяч.
Мы видим, что человек способен создавать АСУ (например, холодильник или «умный
дом»). И мы знаем, сколь сложной является решение задачи по сборке любой
автоматизированной системы. И вполне правомерно возникновение следующих
вопросов.
1. Как из небытия могли возникнуть живые организмы? Не является ли
необходимым существование Творца, без которого невозможно помыслить возможность
возникновения компонентов живого организма, могущих объединиться в целостный
организм?
2. Не является ли необходимым присутствие в человеке эгоцентра?
Литература
1.А. Хомяков «Произвольность в двухактной структуре сознания»
https://alexanderkhomyakov.academia.edu/research#drafts
Свидетельство о публикации №219101701879
обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции" автоматическим можно только с позиции механистического взгляда на неврологическую проблематику. Для человека же, как существа, сформированного Мирозданием, происходящие в нём самом реакции на внешние - да и внутренние - раздражители есть тайна как естественная, так и непостижимая. Здесь находятся истоки обращения всякого одиночного существа к непостижимому, трансцендентному, в которое можно только верить, но никогда не познать. Там, за гранью рационального, для нас обретается Творец, никогда не открывающий своё лицо. Все религии, проповедующие его и от его имени - суть спекуляции. И что-то мне подсказывает, что всякая церковь это знает лучше меня.
И тут остаётся только перейти к управлению, которое всегда произвольное, как способ социализации человека-личности до уровня утраты им самости и замены её поведением, целесообразным в дискурсе, установленном спекулянтами от религии и политики. Учёные же люди в данном процессе - раболепно обслуживающий персонал.Увы!
Виктор Гранин 19.10.2019 16:38 Заявить о нарушении
Савин Альберт Федорович 23.11.2019 14:14 Заявить о нарушении
Савин Альберт Федорович 23.11.2019 14:17 Заявить о нарушении
Зубаир Османов 28.02.2020 00:50 Заявить о нарушении
Зубаир Османов 28.02.2020 00:55 Заявить о нарушении
Савин Альберт Федорович 28.02.2020 15:05 Заявить о нарушении
Однако же ничто не мешает отдельному человеку выстраивать и самые экзотичные теории устройства как Мира, так и Социума, другое дело – практические следствия теорий. Сколько бы ни были они, теории, изощрёнными и блистательно и прекраснодушно, в реальности произойдёт чаще всего то, чего уж никто не ожидал. Значит, надо жить здесь и сейчас без претензий к кому либо ещё кроме себя.
А про «учёных» и сказать нечего, кроме как повторить об их раболепстве. Профессия учёного, учителя и чиновника, неисправимая форма рабства.
Мира Вам и спокойствия!
Виктор Гранин 28.02.2020 17:47 Заявить о нарушении