Вечно тот же, вечно новый

«Вечно тот же, вечно новый…»: мир великого поэта
 к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина

Лучшая память о поэте - это книга. Книги обогащают нас знаниями, формируют наши взгляды, вкусы, характеры, приносят нам радость. В фондах Восточно-Казахстанской Областной библиотеки им. А. С. Пушкина собрана большая коллекция книг и журнальных статей, связанных с именем великого Пушкина. Пушкиниана - наше общее богатство. Пушкин – в стихах. В письмах. В документах. В воспоминаниях современников. И в сердце каждого Человека…

«Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей.
Это доброта и талант, смелость и простота,
верность в дружбе и бескрайность в любви, 
уважение к  труду и людям труда!..»
/Д. С. Лихачёв/

«В СССР две партии – одна за Ленина, другая за Пушкина»
/Народный юмор советского времени/

Живое Пушкинское слово
В Восточно-Казахстанской областной библиотеке имени А. С. Пушкина хранятся удивительные книжные памятники. Это редкие и особо ценные издания. Гордость библиотеки - коллекция «Пушкиниана»,  включающая издания, связанные с именем А. С. Пушкина.  Данная коллекция собирается с 1937 года, с момента присвоения библиотеке имени великого поэта.
На сегодняшний день в  коллекцию входит десятки наименований. Это сборники, собрания сочинений 20-30 годов прошлого века, а также репринтные и факсимильные издания.
Мы можем по праву гордиться тем, что в наших фондах имеется четвертое издание полного собрания сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. Выпущено оно Ленинградским отделением издательства «Наука» в 1977 году. Как говорится в предисловии, «настоящее собрание сочинений А. С. Пушкина… является облегченным вариантом большого академического издания сочинений Пушкина». Первое издание данного собрания сочинений Пушкина было приурочено к 1949 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения поэта.
  Кроме собраний сочинений, в Пушкиниану входят издания отдельных произведений поэта.
Самой драгоценной для нас частью “Пушкинианы” является фонд редких книг.
Старейшие издания Пушкина на русском языке, имеющиеся в библиотеке относятся к 1936-1937 годам, к 100-летию со дня гибели. Это Полное собрание сочинений в 6-ти томах под редакцией М. А. Цяловского, издательства “Академия”(1936), Полное собрание сочинений в 6-ти томах издательства “Художественная литература”, “Полтава. Медный всадник” издательства “ДетГИз”(1949).
Одно из ценных изданий – избранные произведения Пушкина на казахском языке, выпущенные  к 150-летию поэта, 1949 года издания. В сборнике представлены переводы Абая, Абу Сарсенбаева, Абдильды Тажибаева, Тайыра Жарокова, Касыма Аманжолова и других. Редакционную коллегию возглавлял профессор Мухтар Ауэзов.
Сказки Пушкина – бриллиант чистой воды в сокровищнице русской классической литературы, книга, которая непременно должна быть в доме, где растут дети. Уникальное издание «Золотые сказки», напечатанное в 2015 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Азбука» и «Азбука-Аттикус», представляет особую ценность. Иллюстрации Алексея Дмитриевича Рейпольского, выполненные в классической манере, удивительно созвучны тексту гениального поэта. За десятилетия творческой деятельности А. Д. Рейпольский проявил себя как весьма разносторонний художник, работающий в различных видах и техниках изобразительного искусства. Но широкую известность и признание он получил прежде всего как мастер книжной иллюстрации. Над оформлением сказок Пушкина художник работал с 1998 по 2006 год. Работы Алексея Дмитриевича хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.


Великая жизнь великого человека
«…Пушкин – есть явление чрезвычайное
и может быть единственное явление русского духа:
это русский человек в его развитии,
в каком он может быть явится через двести лет…»
Н.В.Гоголь

Наиболее полно представлена в фонде “Пушкиниана” обширная литература о жизни и творчестве поэта: от статей и воспоминаний, выпущенных еще его современниками, собиравшими материалы “по горячим следам”, и переизданных в наше время, до последних пушкиноведческих исследований. Здесь хранятся труды таких известных пушкинистов как П.В. Анненков, П.И. Бартенев, К.Я. Грот, Н.А. Гастфрейнд,  В.И. Саитов, В.В. Вересаев, Н.О. Лернер, Л.П. Гросcман, Ю.Н. Тынянов, М.А. Цявловский, Ю.Г. Оксман, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, М. Я. Басина, также как и сотни работ иных ученых, внесших свой вклад в изучение пушкинского наследия.
Помимо произведений самого Пушкина,  в коллекцию раритетных изданий входят и книги известных литературоведов, изучавших творчество Пушкина. Среди них - Б. В. Томашевский,  Л. Б. Модзалевский, А. И. Гессен, В. В. Виноградов и др. В коллекции есть интересные исследования жизни и творчества А. С. Пушкина, его рукописи. Это, например, “Летописи Государственного литературного музея”(1936), «Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском доме» (1937).
Роман Юрия Николаевича Тынянова «Пушкин» неоднократно переиздавался. Минское издание 1988 года с обстоятельным  предисловием В. Каверина «Юрий Тынянов и его роман «Пушкин»» заслуживает отдельного разговора. «Эта книга – не биография, - писал Тынянов. – Я бы хотел в этой книге приблизиться к художественной правде о прошлом, которая всегда является целью исторического романиста». Годом раньше роман Тынянова вышел в Москве в издательстве «Художественная литература» (серия «Классики и современники»). Он посвящен детству, отрочеству и юности поэта. Талантливый исследователь и художник, знаток пушкинской эпохи, Ю. Н. Тынянов (1894-1943) сумел не только запечатлеть живой образ самого поэта, но и воссоздать атмосферу его семьи, лицея, характерные черты литературной и художественной жизни первых десятилетий XIX века.
Книга «Образ, бережно хранимый: жизнь Пушкина в памяти поколений» Елены Игоревны Высочиной, выпущенная в Москве издательством «Просвещение» в 1989 году, посвящена сложной и интересной почти двухвековой истории восприятия Пушкина в русской и советской культуре – от его современников до наших дней. Что же привлекало внимание к поэту и каким видели его люди разных поколений? Как складывались различные толкования его жизни и творчества? Почему изменялись представления о его образе? Для ответов на эти вопросы привлекаются мемуары, дневники, письма, отзывы читателей, исследователей, критиков. Автор опирается также на богатейшую художественную пушкиниану, на портреты Пушкина – изобразительные, поэтические, кинематографические, музыкальные и другие, отразившие эволюцию отношений к поэту и динамику его образа.
В книге Юрия Михайловича Лотмана «Пушкин» впервые собраны все работы автора, посвященные жизни и творчеству великого русского поэта. Сборник вышел в 1999 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Искусство-СПБ». Том состоит из четырех разделов: первый – биография А. С. Пушкина; второй – статьи и исследования; третий – заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта; четвертый раздел полностью посвящен роману «Евгений Онегин», сюда вошел и знаменитый лотмановский «Комментарий» к бессмертному творению поэта.
В двухтомнике «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками», выпущенном в Москве в  1986-1987 годах издательством «Правда», собраны документы и материалы, рассказывающие о Пушкине на всем протяжении его жизненного и творческого пути. Главное место отведено письмам самого поэта, его дневниковым и мемуарным записям, а также произведениям, в той или иной степени носящим автобиографический характер.

«И в  жизни его дорог каждый миг»

«Каждое время по – своему прочитывает гения
и жаждет отразить в видении  его облика суть представлений
о характере творческой    натуры, о судьбе».
Е.И. Высочина

«Я хочу доказывать моим друзьям,
что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг
 и им, и себе, и посторонним показывать,
 что они для меня первые из порядочных людей…»
А. С. Пушкин



Среди новых поступлений заслуживают внимания «Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина» Н. П. Смирнова-Сокольского, изданные в Москве Книжным Клубом «Книговек» в 2017 году в серии «Я люблю Пушкина».
Николай Смирнов-Сокольский (1898-1962) был не только известным советским артистом эстрады, но и библиофилом. В течение многих лет он собирал уникальные книги и в итоге стал обладателем огромной исключительной коллекции первых и прижизненных изданий русских классиков, рукописных сборников и альманахов XVIII-XIX веков. Его называли «заслуженным книжником республики» и «рыцарем книги». «Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина» - это библиография, где каждую запись сопровождают интереснейшие сведения об обстоятельствах издания, переплетенные с фактами жизни и творчества великого поэта.
Примечательно, что в конце издания приводится подробный алфавитный указатель названий газет, журналов, альманахов, сборников, хрестоматий и песенников, в которых были напечатаны произведения А. С. Пушкина при его жизни – от «Альбома северных муз» до «Юного певца».
Сборник «Пушкин без глянца», выпущенный в 2007 году в Санкт-Петербурге издательством «Амфора» в серии «Без глянца», представляет фрагменты воспоминаний современников. Собранные в тематические блоки, они позволяют взглянуть на личность Поэта с пристальной определенностью. «Здесь только то, что непосредственно касается Пушкина, - говорится в аннотации, - и только факты – из первых уст».
Небольшие биографические этюды А. И. Гессена (1878-1976), озаглавленные «Все волновало нежный ум… Пушкин среди книг и друзей», напечатаны в 1983 году в Москве издательством «Художественная литература». Они рассказывают о книгах пушкинской библиотеки и о близких друзьях поэта, которые были его неизменными спутниками.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид»
               
  (А.С.Пушкин Кипренскому).

Очень интересное издание 1937 года – “Даты жизни и творчества А. С. Пушкина”. В альбоме подобран разнообразный иллюстративный материал: многочисленные портреты Пушкина, близких ему людей, виды пушкинских мест, документы, рисунки Пушкина, воспроизведения его рукописей, обложки первых изданий его сочинений, иллюстрации к его произведениям и т. д. Иллюстрации сопровождаются соответствующими выдержками из произведений Пушкина.
Графический колорит изданию придает оформление пушкинской эпохи: фронтиспис, заставки, концовки полностью взяты из альманахов 20 - 30-х годов XIX века. В Трудах Института русского языка Академии наук СССР, а также в работе В. В. Виноградова “Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.” (1938) исследуется словарь языка Пушкина.  Особый интерес представляют факсимильные издания 1923 года - “Медный всадник” с иллюстрациями русского художника, историка искусства А. Н. Бенуа и “Книгоиздатель Александр Пушкин: литературные доходы Пушкина” публициста С. Гессена (1930) и репринтное издание  “Дон-Жуанский список А. С. Пушкина” литературоведа П. Губера (1923). Особенность этих изданий  - в их документальности, исторической точности, позволяющих составить представление о Пушкинской эпохе в целом.
Богато иллюстрированный альбом «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века. Всесоюзный музей А. С. Пушкина», выпущенный в 1985 году в Ленинграде издательством «Художник РСФСР», посвящен изобразительной пушкиниане из собрания Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Во вступительной статье, аннотациях и каталоге содержится ряд ценных сведений о пушкинской эпохе, об ее лучших представителях – художниках, литераторах, общественных деятелях, с которыми был знаком поэт, а также о многих характерных образцах изобразительного искусства того времени. Альбом содержит более двухсот цветных и тоновых репродукций – прижизненные портреты Пушкина, портреты его современников, а также пейзажи с видами пушкинских мест. исторические и жанровые композиции.
В литературном наследии А. С. Пушкина драматургия и высказывания о театральном искусстве занимают значительное место. Сборник «Пушкин и театр», вышедший в 1953 году в Москве под редакцией Б. П. Городецкого, делится на два раздела. В первый из них («Драматические произведения»), помимо законченных пьес, входят отрывки, наброски и планы задуманных, но не завершенных Пушкиным драматических произведений. Во второй раздел вошли многочисленные высказывания Пушкина о драме и театре.
Представляет интерес ставшее уже классическим историко-литературное исследование Николая Алексеевича Раевского «Портреты заговорили», рассказывающее о людях и нравах первой половины XIX века, о друзьях и знакомых А. С. Пушкина. Книга выпущена в Киеве издательством «Мистецтво» в 1991 году.

«Твоей молвой наполнен, сей предел»

Серия документально-художественных повестей Марианны Яковлевны Басиной «Жизнь Пушкина», выпущенная Пушкинским фондом издательства «Азбука» в Санкт-Петербурге в 1999 году, насыщена бытовыми деталями и, вместе с тем, отличается достаточной широтой взгляда. По содержанию может быть адресована как юному, так и более взрослому читателю. «На брегах Невы» повествует о жизни Пушкина в Петербурге после окончания Лицея и до ссылки на юг (1817-1820). Подружившись с членами тайного общества – будущими декабристами, недавний лицеист стал политическим писателем. Пушкина видели повсюду: на сходках молодых вольнодумцев, в театре, в светских и литературных салонах, на балах. Он жадно впитывал новые впечатления, завязывал многочисленные знакомства, писал. Его вольнолюбивые стихи разошлись по всей России. Такого ему не простили. Об этом и о многом другом  - книга «На брегах Невы». В ней описывается Петербург десятых годов XIX века и пушкинские места города, связанные с молодостью поэта. «Под сенью дедовских лесов» из той же серии рассказывает о годах Михайловской ссылки, ставших годами зрелости и драматического завершения бурной эпохи пушкинской молодости.
Огромную ценность представляет старое, 1962 года, издание М. Я. Басиной «Там, где шумят михайловские рощи», вышедшее в Ленинграде в Государственном Издательстве Детской Литературы (серия «По дорогим местам»). Книга знакомит читателя с Пушкинским заповедником. Автор рассказывает о красоте и богатстве русской природы, воспетой Пушкиным, о памятных местах, где в разные годы жил и трудился поэт.
Прекрасным подарком для романтических натур станет знакомство с альбомом Семена Степановича Гейченко «Пушкиногорье» с предисловием Ю. Бондарева. Книга вышла в 1981 году в Москве в издательстве «Молодая гвардия» (серия «Отечество»). Это - итог замечательной человеческой жизни, талантливой, неутомимо беспокойной, интереснейшей и полезной Отечеству трудами своими. Автор ее рассказывает о давно известном, но под пером мудрого и многоопытного человека оно вдруг обретает новый дух, полный радости, страдания, утешения и светлой печали
Если вы любите поэзию Пушкина, то наверняка захотите побывать на псковской земле в пушкинском заповеднике – в Михайловском и Тригорском, в Петровском, в Святогорском монастыре возле могилы поэта. В этих местах написаны деревенские главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов», «Пророк», «19 октября», «Зимний вечер» и «Няне»… Составители фотолитературной композиции «Приют, сияньем муз одетый» связали стихи Пушкина, созданные в Михайловском, отрывки из писем поэта и воспоминаний современников с образами вдохновлявшей его природы и рассказами директора заповедника С. С. Гейченко. Получилась отличная книга о Пушкине и Пушкинском заповеднике. Выпущена она в 1982 году в Москве издательством «Планета». Рассмотрев и прочитав ее, вы, наверное, еще больше захотите побывать в этих местах…
Особое внимание стоит обратить на сборники «Абай. Пушкин» и «Пушкин. Абай», изданные в Москве ИПЦ «Русский раритет» в знаменательном 2006 году. Это был Год Пушкина в Казахстане и Год Абая в России. Действительно, у всех народов есть личности, ставшие подлинным символом национальной души. Таков Абай у казахов, Пушкин у русских. Пребывание же Александра Сергеевича в Казахстане заслуживает отдельного обстоятельного исследования

Мистический Пушкин
«Во все времена, были избранные, предводители;
это восходит от Ноя и Авраама. Разумная воля единиц
 или меньшинства управляла человечеством… Все перемены к добру
 или худу затевало меньшинство; толпа шла по стопам его, как панургово стадо…».
/А. С. Пушкин. Из письма А. О. Смирновой/

Ещё при жизни у Александра Сергеевича Пушкина сложилась репутация величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка. Его литературное наследие богато, а произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Четверть века известный русский писатель В. В. Вересаев (1867-1945) посвятил углубленному изучению жизни и творчеству А. С. Пушкина. Его сборник «Загадочный Пушкин» с комментариями Ю. Фохт-Бабушкина, выпущенный в Москве в 1999 году в издательстве «Республика». Почти все включенные в сборник произведения не публиковались с 20-40-х годов. за прошедшие десятилетия они не утратили своей ценности, полны нетрадиционных, порой парадоксальных, но всегда глубоких размышлений о жизни поэта и неожиданных трактовок его творчества.
Достаточно интересен «Словарь иносказаний Пушкина» В. П. Сомова, вышедший в Москве в 2009 году в издательстве «АСТ-ПРЕСС КНИГА» (серия «Словари для интеллектуальных гурманов»). Любопытная и, если верить аннотации, первая попытка систематизировать и интерпретировать эмблематику поэзии Пушкина. В словаре представлена только часть поэтических формул, но расшифровка даже этой части открывает широкую панораму исторических, мифологических и литературных сюжетов, послуживших основой для пушкинской иносказательной манеры письма. По ней видно, насколько был эрудирован поэт и сколь свободно он чувствовал себя в стихии традиционной культурной символики. Автору, Валерию Павловичу Сомову, в полной мере удалось создать увлекательную и содержательную книгу, раскрывающую читателю истинный смысл пушкинских поэтических иносказаний.
Значимость творчества А.С. Пушкина заключена не только в неувядающей свежести и точности его поэзии по отношению к жизни, удивительно красивой и легкой рифме, но и в информации скрытой, определённой системой символов. За каждым его персонажем стоит то или иное глобальное социальное явление, либо большие группы людей и управленческие иерархии.
Всё творчество Пушкина — это глобальная информация об устройстве мироздания, о приоритетах системы надгосударственного управления человечеством. Любая проблема глобального уровня значимости, будь то военное или генное оружие, мировые деньги или идеологии, глобальная история или богословие — всё это отображено в его произведениях. Пушкин — Пророк Русской цивилизации, но он дает информацию преимущественно на уровне второго смыслового ряда. Что такое «второй смысловой ряд»? «В качестве упрощённой аналогии сошлёмся на басни Эзопа или Крылова, - отмечает концептуальный аналитик В. А. Ефимов в своей работе «Пушкин как Пророк Русской Цивилизации». - В баснях используется статичный инструментарий аллегорий. Он примитивен и однозначен. У любого читающего волк — это зло, а лиса — хитрость. В творениях Пушкина представлена гораздо более сложная схема кодирования информации — динамичная символика. Скажем, под Мертвой водой поэт понимает информацию письменную, которую невозможно изменить, а под Живой водой – устную речь, которую невозможно в точности воспроизвести: «А в той долине – два ключа. Один течет волной живою, по камням весело журча, тот льется мертвою водою» («Руслан и Людмила»). Именно эти два чудодейственных источника, два ключа новой эпохи хранятся в глубинных пластах духовной культуры многонациональной Русской цивилизации.
В любом его произведении каждый персонаж является символом, который на уровне второго смыслового ряда отображает глобальное социальное явление, либо большие массы людей, управленческие иерархии. Однако восприятие этих символов, варианты их прочтения субъективны, зависят как от психики и мировоззрения читающего, так и от исторического времени прочтения. Каждая эпоха, каждый из читателей являются, по сути, творческими соучастниками формирования смысла прочитанного». Отсюда загадочность, притягательность и даже некоторая пророческая мистичность многих его творений.

О  Пушкине можно говорить бесконечно… В плане подготовки к юбилею Александра Сергеевича нашей библиотекой сделано многое. Однако предстоит сделать еще больше. Мы будем рады видеть всех, кто неравнодушен к личности и творчеству Великого Поэта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Басина М. Я. Жизнь Пушкина. – СПб.: Азбука, 1999.
2. Басина М. Я. Там, где шумят михайловские рощи. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы, 1962. – (По дорогим местам).
3. Вересаев В. В. Загадочный Пушкин.  – М.: Республика, 1999.
4. Гейченко С. С. Пушкиногорье. Предисл. Ю. Бондарева. – М.: Молодая гвардия, 1981. – (Отечество).
5. Гессен А. И. Все волновало нежный ум… Пушкин среди книг и друзей. – М.:  Художественная литература,1983.
6. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10  томах. Изд. 4. – Л.: Наука, 1977.
7. Пушкин. Абай. – М.:ИПЦ «Русский раритет» ,  2006.
8. Приют, сияньем муз одетый. – М.: Планета, 1982.
9. Раевский Н. А. Портреты заговорили. – Киев: Мистецтво, 1991.
10. Пушкин и театр. Ред. Б. П. Городецкий. – М., 1953.
11. А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века. Всесоюзный музей А. С. Пушкина. – Л.: Художник РСФСР, 1985.
12. Пушкин без глянца. – СПб.: Амфора, 2007. – (Без глянца ).
13. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина. – М.:  Книжный Клуб «Книговек», 2017. – (Я люблю Пушкина).
14. Сомов В. П. Словарь иносказаний Пушкина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – (Словари для интеллектуальных гурманов).


Рецензии