К вопросу о разделении властей в РФ

  Разделение властей — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную. Эту теорию разрабатывали в 17 веке  Джон Локк, а в 18 веке  Шарль де Монтескьё для того, чтобы предотвратить всякую узурпацию власти  и исключить возможность прихода к власти тирана.
Конституция США 1787 года построена на этой концепции.  «Отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) дополнили эту модель вертикальным разделением властей. Они разграничили полномочия между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, была включена  система «сдержек и противовесов» между ветвями власти (англ. checks and balances).
В Советском Союзе  разделение властей отвергалось и заменялось диктатурой пролетариата.  После перестройки в 90- е годы 20 века Россия вступила на демократический путь.
Разделение властей -  закреплено 10 статьей Основного закона Российской Федерации , т.е.в Конституции РФ .  Однако согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, а принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности. Здесь  скрывается противоречие и возникают условия для узурпации власти. 
Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.  В  Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является - президент или премьер-министр.  Подобная двойственность опасна.
В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда. В связи с тем, что судей назначают, они становятся зависимы от тех, кто их назначил .Отсюда телефонное право в судах. Нарушается разделение властей. Кроме того по Конституции не ясно какой суд выше Конституционный или Верховный. Здесь существует опасность вмешательства тех, кто хочет узурпировать власть.
В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.
Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент по Конституции встает над всеми ветвями власти и может превратиться в самодержца. В этом еще один элемент недемократичности Конституции РФ.
 Согласно Конституции РФ помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали». По вертикали власть в России разделяется на федеральную и местные органы управления.  В стране 85 субъектов    федерации. В этом разделении тоже  имеются свои проблемы. Субъекты  Федерации не равны между собой: одни являются автономными республиками со своими президентами, другие просто административные территории.   Центр вмешивается в назначение глав областных администраций. Все налоги собираются в центре, а потом столица  распределяет бюджетные средства  по своему усмотрению, субъективно.  Центр накачивается деньгами, а провинции загнивают.
В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются. В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент  зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства. Исполнительная власть  влияет на решения судов, что  нарушает принцип независимости судебной системы.
Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим. Политологи считают, что все эти проблемы связаны с тем, что страна многие годы находилась в состоянии диктатуры и тоталитарного строя. Это повлияло на слабость гражданского общества, которое не способно противостоять Левиафану.
 Почему столько подводных камней в Конституции РФ по поводу разделения властей? Основной закон был подготовлен для Бориса Ельцина, который был символом демократических реформ. Ему мешала старая партийная номенклатура. Однако Ельцин сделал  рокировку и во главе страны оказался совсем другой человек, который взял курс на средневековье.
 Пока еще остается ряд демократических  достижений в структуре государственной власти РФ: сохраняются элементы  выборности,  ущербная многопартийность,  отдельные  свободные средства массовой информации.  Еще действует почти свободный интернет.


Рецензии
Здравствуйте Валерия!

Вы верующая в принципы. А избиратели на выборах думают о своих интересах и о своих кошельках.
Вы позволите им голосовать, так как они хотят? Или это - средневековье?

"Центр вмешивается в назначение глав областных администраций."
А почему вы думаете, что избранные народом главы регионов будут действовать во благо своих областей?

Читайте историю! Сколько было избрано не чистых на руку мошенников на должности губернаторов. Но за это всё равно должен отвечать центр.
Разве это плохо, что центр имеет возможность вмешиваться в таких случаях?
Для чего же тогда народ избирал Президента, если он их не может защитить от воров?

"Все налоги собираются в центре, а потом столица распределяет бюджетные средства по своему усмотрению, субъективно. Центр накачивается деньгами, а провинции загнивают."

Валерия, налоги в регионах собираются разные. Но люди живущие в России имеют право на то, чтобы в их местах работали поликлиники, больницы, школы и т.д.
И центр должен об этом думать.
Если правительство об этом забудет, то люди выйдут против чиновников с вилами.

"В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются."
Зачем вы так пишите? Приезжайте в Россию и узнаете: россияне сами выбирают представителей своего народа. Другое дело, что у этих избранников может не оказаться денег, и тогда они обращаются на верх. Разве это плохо?

Слышал, например, что в США в одном муниципалитете денег хватает на многое, а в другом денег может не быть на то, чтобы поменять стул. на котором сидит руководитель.
О таком разделении властей вы мечтаете?

"Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства."
Вы судите обо всём поверхностно.
Президенту по каждому вопросу, в том числе и по непопулярным принимаются выверенные решения.
Из-за того, что он всё просчитывает, ни депутаты, ни внепарламентская оппозиция, ни народ не могут его в чём-то реально упрекнуть. Если он вдруг даст промашку, на его место существует длинная очередь, как в оппозиции, так и в своей партии.

"Исполнительная власть влияет на решения судов, что нарушает принцип независимости судебной системы."

А вы юрист? Нужно не бла-бла, а доказательства.

"Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим."
Позвольте судить об этом самим россиянам. Или вы знаете лучше их?

"Политологи считают, что все эти проблемы связаны с тем, что страна многие годы находилась в состоянии диктатуры и тоталитарного строя. Это повлияло на слабость гражданского общества, которое не способно противостоять Левиафану."

Они вам врут! А вы не можете сами анализировать и слушаете их.

"другой человек, который взял курс на средневековье."
Вы верующая? Верите в то, что написано в ваших книжках. Откройте глаза и думайте сами.

Владимир Иноземцев   24.05.2020 12:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.