Добро с кулаками
В журнале «Всемирное слово» (1998, № 10-11) опубликована статья Александра Воронеля «Новый дуализм». Речь идет об извечной борьбы добра и зла – в преломлении ее в зеркале русской литературы. В качестве выразителей противоположных взглядов выбраны Лев Толстой и Александр Солженицын. На русском материале автор делает выводы относительно всей нравственно-религиозной картины мира. Предварительные выводы таковы: и Библия, и русская литература вослед за ней стоят на позиции добра.
Чего ж тут нового? Русские писатели всегда, начиная от Нестора летописца, проповедовали добро в полном соответствии со Святым писанием. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие… Уповай на господа и делай добро: живи на земле и храни истину… Кроткие наследуют землю и насладятся многообилием мира» (Пс. 36, 9-10). Толстой, великий русский бунтарь, хотел с помощью любви полностью искоренить зло. Вот как его нравственную позицию изложил А.Солженицын в романе «Август 14-го»: «…разумное и нравственное всегда совпадают… Добро и разум - одно и то же … Зло - от незнания, а не от злой натуры или природы…».
По мнению А.Воронеля, Солженицын оспаривает эти постулаты. И сам он считает эти позиции ограниченными. Они сложились в эпоху господства ортодоксального православия и отражают провинциализм мировоззрения русского мира. Да и сам библейский псалмопевец, воспевший добро, по словам Воронеля, «просто наивный оптимист, лакировщик действительности». Смело сказано!
На деле же, по утверждению Воронеля, зло занимает в мире позиции, равные позициям добра. Зло реально формирует нас и нашу реальность. Само слово «зло» в индоевропейских языках (Evil) содержит дополнительный смысл «намерение», «воля». Злая воля реально существует в мире. Зло не хочет знать истины, оно рвет ее клыками. Люди творят зло с огромной силой убеждения. Были и целые эпохи тотального торжества зла. К примеру, сталинский СССР… Сам Сталин - гений зла.
Солженицын, по мнению Воронеля, определенно понял, что зло не просто заблуждение: это творящая сила. Русская революция - торжество зла. Парвус - тот самый, который на немецкие денежки переправил в революционный Петроград Ленина в запломбированном вагоне, – гений, который предвидел ход истории и повернул злую силу против России. Солженицын, видя во зле имманентную характеристику бытия, подталкивает нас к признанию на равных двух мировых сил: Добра и Зла. Заратустра прав: дуализм извечен. Сыны света обречены сражаться. Добро должно быть с кулаками. Покой нам только снится… Это, по Воронелю, соответствует еврейскому вероучению: человек обязан себя защищать, ибо только сохранение его жизни дает возможность самосовер-шенствоваться. Око за око, зуб за зуб…
Каковы же практические выводы из этих абстрактностей? Вот они в кратком изложении:
В современной жизни Израиль обязан защищать себя от мирового зла (арабов-террористов). Мораль Христа, основанная на любви, тут только помеха. Нельзя подставлять щеки для ударов. Надо уничтожать «сынов тьмы». Они не просто заблуждаются от незнания - они являются проводниками воли Зла… «Ненависть к чужому защищает нас от опасностей <…> Культура навязывает свои штампы, рационализирует и заглушает инстинкт <...> Архаическое (дуалистическое) сознание <…> ближе к косной природе, ближе к природе вещей. Оно лучше защитит нас в трудные времена…». Таким образом, монистическое доброто-любие стоит перед опасностью превратиться в либеральную слепоту… В России, по мнению Воронеля, зреет «новое христианство», которое и выразил Солженицын. Оно якобы идет на смену традиционному…
Вот такая сложная, хитроумная статья, которая, в сущности, пытается камня на камне не оставить от христианства. Ведь христианство - это спасительная жертвенность! «Смертию смерть поправ…». И каково читать: «перизбыток добра в русской литературе»! Она, эта бедная русская литература, игнорировала жесткий бытописательский реализм Ветхого завета. Воронель имеет в виду то же, что и И.Бродский, который утверждал, что ветхозаветный Бог - это насилие. Избранный народ поступал с врагами просто: вырезал целыми городами и племенами… Сжигал в печах для отжига извести… Кстати, и сейчас «сыны света» расправляются с «сынами тьмы» (палестинцами) в полном соответствии с логикой Воронеля.
Страшная, неостановимая цепь убийств – вот что такое философия Воронеля! И что непостижимо – в этом же номере редакция поместила обвинительный материал о зверствах нацистов; по иронии истории, те тоже мнили себя «сынами света» и всеми возможными способами уничтожали «сынов тьмы».
Я понимаю христианство с его приматом добра как важнейший шаг на пути от зверя к ангелу. Воронель призывает вернуться к инстинкту зверя. Он еще и иронизирует, цитируя Библию: кроткие, мол, наследуют землю… как же, держи карман щире! Он считает, что Толстой «несомненно преувеличивает силу добра». «Циничная трезвость» подсказывает: добро должно быть с кулаками.
Как хорошо философия «циничной трезвости» оправдывает атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки! Она - карт-бланш для американских пилотов, которые заливали Вьетнам смертельно опасным «оранжевым дождем». Америка объявляла СССР «империей зла»; некоторые страны, в соответствии с их терминололгий, являются «изгоями», «осью зла». Их можно и нужно бомбить. Это не что иное, как практическое преломление концепции «нового дуализма».
…И как все-таки хороша родная русская литература с ее переизбытком добра!.
Свидетельство о публикации №219101700349
Какая интересная статья! И главное, написана таким доступным языком.
Конечно,великая русская литература - и есть та сила добра, которая спасет мир.
Может быть, меня здесь забросают камнями, но я Солженицына не отношу к великой литературе. На мой вкус этого автора просто невозможно читать...А разве можно считать литературой то, что "нечитабельно".
Да, я сейчас нахожусь под сильным впечатлением от услышанной по телеку гипотезы, что диптих про Великого комбинатора был написан для Ильфа и Катаева младшего -нет не Валентином Катаевым, а гениальным Михаилом Булгаковым. В доказательство приводится посредственность более ранних произведений Ильи и Евгения, а также те материальные блага, которые получил Булгаков сразу после издания "12 стульев". Если это так, то становится понятна вся притягательность этих потрясающе остроумных и афористичных романов! И как тут не вспомнить сцену, когда Остап в поезде литераторов, едущих на смычку в пустыне, продаёт набор готовых заготовок для многочисленных литературных жанров...А Вы, как думаете, Геннадий, возможна такая грандиозная мистификация "Синеглазого", Брата и Друга? Я думаю, что -да.
Лариса Бережная 19.10.2019 14:13 Заявить о нарушении
Шалюгин Геннадий 24.10.2019 07:31 Заявить о нарушении