И кучи горячего шлака дымились возле путей!

Друзья!

Вся моя семья- железнодорожники и все мое детство прошло в окружении паровозов! На Северном Урале, в Свердловске в 50-60 годах прошлого века все грузовые и пассажирские поезда шли, возглавляемые этими дымящими и шипящими стальными монстрами, оглушительным ревом предупреждавших о своем приближении.
На нашей маленькой железнодорожной станции Сотрино (Серовский район, Свердловской области) для загрузки водой местных паровозов, возивших лес и пиломатериалы из леспромхоза «Первомайский», между путями стояли специальные водокачки с длинными прорезиненными  хоботами, свободно достававшими паровозный тендер. Кучи горячего шлака тут же дымились на снегу, выкинутые из паровозных топок.
С отцом Поликарпом Федоровичем я однажды с ветерком проехал 25 километров леспромхозовского подъездного пути на передней площадке такого небольшого черного трудяги О (овечка).
Это не были огромные ИС-20, Иосиф Сталин, или ФДп (Феликс Дзержинский, пассажирский). И все равно я очень благодарен и самой машине, и ее доброму машинисту, не оставившему нас ночевать у штабелей из смолистых бревен в удаленном поселке.
Мой одноклассник Володя Бархатов работал кочегаром на таком паровозе.
Сам же я мечтал получить профессию машиниста электровоза- эти новые быстрые машины уже заменяли стариков с дымовой трубой и паровым котлом на колесах.
Видел я летом 1960 года с пешеходного переходного моста на ж.д. вокзале Свердловска еще и П36 (паровоз 36-го типа, часто в литературе обозначается как тип 2-4-2; прозвище — Генерал (за характерные цветные полосы («лампасы») по бокам), иногда ошибочно — Победа) — советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы. По мощности он был эквивалентен паровозу серии ИС, но имел нагрузку от осей на рельсы не более 18 тс, благодаря чему мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии СУ и заметно повысив вес пассажирских поездов. Последний паровоз серии (П36-0251) стал последним построенным паровозом для Коломенского завода и последним выпущенным в СССР пассажирским паровозом.
Вопреки распространённому заблуждению, паровозом «Победа» является Л, а не П36. Паровозы серии Л выпускались с 1945 года и официально носили обозначение серии П — «Победа» — до января 1947 года.

Из Википедии:
Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года — П — «Победа»; заводское обозначение — П32 — паровоз 32-го типа) — советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год.
Один из лучших и массовых (свыше 4 тыс. локомотивов) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог СССР, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь. Послужил основой для паровоза ОР18 (позже был переименован в ЛВ), который был самым экономичным советским паровозом (КПД = 9,3 %).
Стоит отметить, что, вопреки распространённому заблуждению, именно паровоз Л, а не П36, выпуск которых начался лишь в 1950 году, носил официальное название «Победа».

В результате конкурса, Народным комиссариатом путей сообщения был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода, и 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001 («Победа», заводское обозначение — П32), совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно, причём, на обратном пути, с поездом массой 2300 тонн. В том же году завод изготовил второй паровоз — паровоз П-0002.
За разработку нового грузового паровоза инженеры Л. С. Лебедянский, Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии.
Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Большой объём производства и относительно поздний срок выпуска (например, по сравнению с паровозами О) привели к тому, что на территории постсоветского пространства сохранилось достаточно большое количество паровозов серии Л. Стоит отдельно отметить первый паровоз серии Л-0001 (ныне ему возвращено первоначальное обозначение П-0001), который хоть и числится экспонатом железнодорожного музея (см. ниже), но его техническое состояние позволяет вернуть в эксплуатацию. Паровоз Л-0012 установлен на постаменте возле бывшего Коломенского паровозостроительного завода.
Паровоз Л-2344 работает в качестве ретро-поезда и возит туристов из Москвы по нескольким туристическим маршрутам. Также в ретро-поезде участвовал паровоз Л-5231, сейчас недействующий. В настоящий момент в депо «Подмосковное», помимо Л-2344, работают паровозы: Л-3653, Л-2057. На Украине, в Киеве работает паровоз Л-3055 (используется в качестве экскурсионного). С лета 2015 года паровоз этой серии (Л-3438), используют в составе ретро-поезда на КБЖД.
…Да, это входит ныне в моду!
Не таинственная невидимая сила электричества, а
реально осязаемые уголь, вода и обжигающий пар мощно тянут тебя вперед, по заманчивому экскурсионному маршруту.
Детство мое вернулось!..

НА СНИМКЕ: паровоз П36-0120 и электровоз ЭП20-018 на ст. Дивово.

Вл.Назаров
10 января 2019 года

*****************************************
P.S.

ГЕНЕРАЛ- СОВЕТСКИЙ …ПАРОВОЗ!
О том, что в субботу, 14-го февраля, на Коломну из Москвы пойдет паровоз с туристическим поездом, я узнал по анонсу на сайте retropoezd.ru. То, что это может быть П36, а не «Лебедянка» (как то бывало раньше) до меня дошло уже тогда, когда я субботним утром мерз в окрестностях пл. Хорошово.
В последнее время за пределы столицы с туристами в основном выезжал, судя по фоткам в Интернете, П36-0120. Поэтому и подумалось, что есть шанс увидеть эту красивую машину. И шанс приключился!
Если «Лебедянка» — это лучший советский грузовой паровоз, то П36 — это лучший пассажирский. И последний паровоз, выпущенный Коломенским заводом. Машина получилась очень удачная как в техническом плане, так и в эстетическом.
За свой внешний вид П36 прозвали «Генералом» — желтые полосы на синем (оригинальным цветом этой серии был синий) фоне смотрелись как лампасы.
Мощная, неприхотливая в эксплуатации, красивая (я бы даже сказал — грациозная), П36 летит — быстро, легко, мощно. Видеть эту машину на перегоне, на скорости — это наслаждение.
Говорят, что когда машинисты уходили от этого паровоза (на пенсию, на другие локомотивы или виды тяги), они плакали — на столько П36 располагал людей к себе и не отпускал.
Паровоз П36-0120 и электровоз ЭП20-018 на ст. Дивово. Своего рода встреча поколений: до середины 60-ых пассажирские поезда на Мичуринск водили паровозы П36, сейчас это делают ЭП20.Если говорить про конкретно этот локомотив, то он тридцать лет (с 1983-го по 2013-ый) простоял памятником в локомотивном депо имени Ильича (Белорусский вокзал), а затем был снят с постамента и восстановлен.
Отдельная история — возвращение Генерала в Рязань. Оно состоялось с запуском туров по есениниyским местам (Москва — Дивово). Дело в том, что в свое время эти паровозы работали на направлении Москва — Рязань — Мичуринск. Участок от Рязани до Мичуринска был электрифицирован в 1965-м году. Примерно в то же время П36 перестали регулярно заходить в Рязань. Спустя 50 лет мы снова можем иногда видеть Генерала в наших краях.

https://b282.livejournal.com/469688.html





 


Рецензии