Чаща Сварога Славянскому эпосу быть

СЛАВЯНСКОМУ  ЭПОСУ  БЫТЬ!!!  15  октября

Начало
1.

Сварог пирует в небесных чертогах,
С Ладою рядом сидит за столом.
Как же красиво, как же высоко
В тереме звездном живет он своем.
С ним сыновья его нынче гуляют,
Там восседают три его сына…
Их без внимания он  не оставит,
И с Перуном рядом Дива невинная.
Велес взирает на младшего брата.
Был он из Пекла спасен и воскрес.
Только мечтой уносился куда-то
Рядом с прекрасной и звездной невестой.
Белая Лебедь, остров Буян ли
Нынче покинула, чтобы царить.
И от медов, и от страсти он пьяный
Велес над Дивой прекрасной парит.

2.
Рядом Стрибог – так стремителен дерзкий,
Он оживил эту даль , эту ширь.
Но улыбается нынче по- детски.
Этот порывистый наш богатырь.
И Святогор  вместе с ними пирует.
Род великанов в почете пока.
Ковш круговой по рукам их кочует,
Пьют за невесту, за жениха.
И улыбнулась гостю невеста,
- Как же Ясуня твоя  хороша.
Да, мы увидели с дядюшкой вместе,
Это Яга  там сидит, не дыша.
Только на Велеса кротко взирает.
Он и не видит любимой своей.
Светлая Дива его увлекает.
Страсти жестокой проснулся в нем зверь.

2.
Только не спится в Пекле Кащею
С дочерью милой не может проститься.
Вот и обижен, вот и растерян,
Но из гнезда улетевшая птица.
- Как же такое возможно, ответьте,
Чтобы на свадьбу отца не позвать.
Ний усмехнулся – темен и светел,
Он о своем все мечтает опять.
- Вот и укутай землю снегами.
Не далеко и до синих небес,
Все покорим, пусть считаются с нами
Велес, Перун и Стрибог, и отец
Сварог их грозный, как будто забыли,
Что и во тьме у них родичи есть.
Долго еще у огня говорили,
А на рассвете Кащей вдруг исчез.

3.
Белая лебедь, царевна Забава
В терем пошла с Перуном почивать,
Велес, о как он посмотрит лукаво,
Что замышляет бог страсти опять?
Хмурится снова красавица Лада.
Тихо взирает на Сварога вновь.
- Только не надо в момент звездопада
Путать – их страсть ведь еще не любовь.
-Может и так, но беда подступает,-
Мокошь напрасно в тревоге твердит.
Лада не видит, Лада не знает,
Как Перуна Велес вновь усыпит.
Тот не заметит – исчезла Забава,
В терем к утру она только пришла,
И улыбнулась Морена лукаво.
- Как ты посмела, как ты могла?

4.
- Ты ли отца не любила когда-то, -
Лебедь Морене в ответ говорит.
- Но наступила за это расплата.
Пусть он бессмертен, но стар и сердит.
Кстати, спешит с твоим мужем сразиться,
Он оскорблен и желает понять,
Как с Перуном вы могли умудриться
На небеса его вдруг не позвать.
Но промолчала,  зардевшись, Забава,
Вспомнила снова с Велесом ночь.
-Как холодна и темна, и лукава,
Бога зимы его светлая дочь…
Вот и простился с женою внезапно,
Знает Перун, надо небо спасать,
Вот и идет на Кащея с азартом,
Юн и влюблен, что с беспечного взять?

Для меня все началось  в октябре 1985 года, на лекциях по греческой мифологии, великолепных лекциях, мы все узнали, что от славянского эпоса есть только «У Лукоморья дуб зеленый» и все…

"Руслан и Людмила" строится на эпосе скандинавском, поэт неожиданно переключился на совсем иные мифы, хотя у него, как и у В.А.Жуковского,  была идея о создании славянского эпоса, которой перекрыли дыхание и западники и славянофилы, объединившись на этот раз, непримиримые враги оказались едины только по одному вопросу.

И что остается делать Пушкину? После княжеского пира в Киеве отправить Руслана в чужой мир. Это на самом деле викинги к нам стремились, ко дворцу князя Ярослава Мудрого, где росли и воспитывались европейские короли, а в эпосе он отправляется в чужие миры, где чародей Финн похож на волхва, но вот именно похож, и миф о великане и карлике, вся сила которого в бороде, пленившего Людмилу – все это не то и не наше Не русский там дух, и Русью не пахнет вовсе, это надо признать.

Когда Руслан освобождает Людмилу, кажется, что вот сейчас вернуться они - Леший, Баба Яга, Кащей, Горыныч, конечно кот Баюн. Но повествование обрывается - напрасные ожидания и горечь сожаления, вот что отсается после прочтения поэмы, еще отрывки и обрывки "Двенадцати спящих дев В.Жуковского.

И всем, кто слушал ту самую лекцию,  больше всего хотелось одного – создать тот самый эпос, как-то в меру сил и возможности приблизиться к  нему. Это была самая большая и практически не осуществимая наша мечта.

Мы изучали труды  академика Рыбакова, у нас появились переиздания трудов Афанасьева, А.Асов рассказывал свои  веды, сказы, они были только что изданы в то время, Максимов   появился снова со своими чистыми и нечистыми духами.  Мы- славяне  М.Семеновой. Много  что тогда было издано – сегодня этих книг  уже не найдешь, но у нас они есть, просто так совпало все. И постепенно выстраивалась система  из вариантов, версий, сюжетов, мотивов.

Как  пазлы картины, все эти материалы вместе  творили что-то пока не очень понятное. А тут же раздавались дикие  споры о том, что Велесова книга, которую Асов и переводил - это фальшивка. И это было очень важно доказать. Мне тоже сказали о том, что ничего такого напечатано не будет, можно даже время даром не терять.

В те годы лично я начала с заповедного леса, где обитали исключительно духи, практически без людей. И повествование об удивительном мире росло и ширилось. С богами было немного сложнее. Но без них, как оказалось, не обойтись, без людей спокойно оботись можно. А вот  без них никак. Так они и стали появляться на земле и в подземном мире, опять же выходя на поверхность. Повествование так увлекло, что вскоре  истории всех основных персонажей объединились в Летописи заповедного леса.
Их оказалось 20 первоначально

1. Водяной               
2.Омутник               
3.Домовой               
4. Леший    Тихон               
5.Банник               
6.Кикимора               
7.Русалка               
8.Черт Федор               
9. Кащей Бессмертный               
10.Царевна Лебедь               
11. Змей Горыныч               
12.Овинник               
13.Берегия               
14. Черт Артур               
15 Баба Яга               
16 Соловей Разбойник
17 Леший Арсений
18 Чародей Мрак
19  Змей Тугарин
20. Огненный Змей
21 Кот Баюн   
               
Так первых обитателей оказалось только два десятка, из богов тогда были Велес, Лада и Перун – этакий зарождающийся мир.

Потом он рос и ширился, появились сказки, и волшебные хроники.
К Коту Баюну присоединился кот Макар, чертям противостояли  злыдни и упыри разные, да кого там только не было теперь. Появились и богатыри наши любимые –Илья, Добрыня и  Алеша, конечно, Дунай, Садко и другие.
Мир рос и ширился.

Труднее всего было  не только написать, но и  отредактировать первую книгу Саги- вместившую в себя весь этот мир – небеса- землю- подземный мир, вечную борьбу света и тьмы.

Даже когда она была уже готова, восемь частей ее медленно становились единым целым. Писались какие-то сказки, хроники, как лепестки ромашки, они присоединялись к этому основанию. Что  уже было написано.

И вот сегодня книга готова, чему лично я очень  рада, если бы нужно было выбирать между всем написанным прежде и этим томом, я бы выбрала его.
А что впереди?

Впереди повествование  в прозе, для тех, кто  к   рифмованным текстам  относится недоверчиво и не может осилить. Вторая книга  "Рождение богов", третья "И отступила тьма" о  появлении Световида, четвертая о  Святогоре, пятая о Диве.

Уже есть роман о Славене и Волхве, и в рукописи  роман о Кие и Славуре.
Присоединится к  Саге сказочное повествование «Кот Лукоморья», где  как раз главными действующими лицами будут люди.
Осталось отредактировать " Олимпийские страсти", без которой Славянская сага была бы не полной.

Жаль, что я не смогу подарить эту книгу А.Б.Мордвинову, Б.И.Осипову, С.Н.Поварцову, светлая им память, но надеюсь им с небес все видно, и они могут порадоваться вместе со мной.


Мне говорили, что славянская тема, если это не фэнтези - провальна, книги никогда и нигде не будут напечатаны. Но у нас есть Ридеро, которое это утверждение опровергает к счастью
Дней через 10  у меня будет не только  электронный, но и печатный ее вариант. И еще я особо рада тому, что первая ласточка прилетела именно из Сибири из  любимого моего Омска.
Ну а тем, кто любит славянские мифы и сказания так же, как люблю их я, остается  только написать свой вариант, надеюсь, он будет значительно лучше моего.


Кстати, о сроках. Вчера вечером она появилась в Ридеро, сегодня к обеду уже в Амазоне

https://www.amazon.com/dp/B07Z6HY9MV

Вот как работают ребята. В издательстве даже при подписании договора не факт. что выйдет, а о переиздании лет через 5 можно и не мечтать


Рецензии
.
Здравствуйте, Любовь!

Прочла и не поняла вас.

Славянский эпос никак не может ограничиться Пушкиным и Жуковским. Есть ведь и Велесова Книга, и Голубиная Книга... Славянский эпос неразрывно связан с мировоззрением предков, их многобожием. Нельзя сочинить свой славянский эпос.

Мы не можем сочинять на заданную тему, выхватив в полусне схваченные как-то и где-то имена.

Например, Баба Яга -- прекрасная девственница, выглядевшая на 24 года, жившая вдали от людей в лесу и занимавшаяся, как сказали бы сегодня, специальной гимнастикой, названной бы нами сегодня йогой. Она шла к самосовершенствованию, к Богу в себе, одна, без поддержки ей предназначенного мужчины, потому что он по какой-то причине не пришёл в явленный мир, в Мир Яви, не родился среди нас, другими словами.

Баба Яга собирала, растила и учила детей оставшихся без родителей, лечила членов своего рода, занималось тем, что сегодня назвали бы ворожбой и колдовством, на пользу своего рода. Ни о каком женихе Бабы Яги и речи быть не может!

Нельзя выдумывать что-то своё.
Сегодня есть интересные авторы, пытающиеся собрать и восстановить эпос, много рассказывающие о мировоззрении и жизни славян в дохристианские времена. Как можно говорить об эпосе, не интересуясь и не зная мира предков, опираясь на безбожно вравшего Рыбакова, пусть и принуждённого врать, чтобы выжить?

Нужно пытаться собрать и восстановить, что было. Ведь эпос нёс сакральные знания. Он не может стать объектом для нашего словоблудия и упражнений в умении завлекать читателя словом.

В идеале не мешало бы в русской школе в первую очередь, вместо иностранных языков, серьёзно изучать мировоззрение предков и то, что сохранилось на сегодняшний день от их эпоса наравне с изучением древнеславянского языка. Русские, якобы, народные сказки несут в себе столько наносного и чуждого эпосу и мировоззрению предков, что относить их к древнему эпосу, мне кажется, неправильным.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   22.06.2020 07:56     Заявить о нарушении
Надежда, в данном случае эпос - понятия жанра - сокращенно от эпического произведения - большого по объему, по протяженности во времени. И естественно, в моем случае там есть все, что было до меня и до Пушкина и перечисленные Вами Велесова книга, и не только Велесова, но и более ранние "Боянов гимн", и то что удалось собрать и записать Афанасьеву и его предшественникам.
Я не собиралась изобретать велосипед.
Что касается школы, где конечно, должны изучать мировоззрение предков, это не реально, тем более если учесть, в каком состоянии сегодня школа вообще, и как бы после всего она не перешла на пресловутое дистанционное обучение, там уже и не до обычных предметов будет.
В университете да, у нас был прекрасный курс мифологии и античной и славянской, только когда это было, сегодня и там ничего этого нет, по той простой причине, что блестящего специалиста нет, а аспирантки, которые его читают, сами мало что смыслят - это только их нагрузка.
Но верю в то, что если будет еще кто-то и еще, то хуже от этого точно не станет. Может кто-то заглянет в древние книги, попытается понять, написать свое, внести лепту.
А про привлекательность этой темы- ну вы шутите, привлечь внимание сегодня можно совсем иными темами, и Дурдом-2 прекрасно работает в этом направлении- оргии, садо-мазо и прочая голубая луна - там и издания, и деньги заработаешь и дурную славу. А тут ничего этого и не снится даже, и вряд ли что-то переменится, в 1985 нам как раз казалось, что вот они перемены, возвращенная литература. мифология, но это был только луч света в Пекле
Любовь

Любовь Сушко   22.06.2020 09:02   Заявить о нарушении
.
Любовь, большое заблуждение -- это наше мнение о том, что славянские Боги являются красивыми (или некрасивыми) выдумками.

Слова СКАЗКА, КАЗАКИ, РАССКАЗ, ПОКАЗ -- однокоренные, их корень -- -каз-. КАЗАТЬ-- нести информацию, что-то показывая, т.е. передавая её как бы в "картинках", без звукового оформления (из этого получается, что КАЗАКИ -- это те, кто владел искусством казания). Сказка -- не выдумка, а передача каких-то сведений без словесного (звукового) оформления.

То, что вы называете народным эпосом на самом деле собрание сакральных знаний, с которыми нельзя вот так легко и весело обращаться, опираясь на информацию, полученную ещё на студенческой скамье 50 лет тому назад, во времена, когда всё подгонялось под идеологию, а мнение о том, что предки лазали по деревьям, цепляясь хвостом за ветки, было основополагающим, как и убеждение, что человечество день ото дня становится лучше и лучше, а Бога (Богов) нет и никогда не было.

В природе (у Бога, у Богов) нет ничего ненужного. Если у кошки хвост и огромные усищи, то они нужны ей для определённых целей. Если у предков были сказки, то они нужны были им для передачи некой информации, а не для развлечения малышей перед сном. Предки не занимались такими глупостями, как выдумки. Они объясняли и "пересказывали" друг другу нечто важное, подбирая самые точные для этого слова, а, если это было трудно, то "показывая" это при помощи сказок, при помощи казания.

Выдумки, которые мы с вами обожаем -- практически ложь, а предки не принимали лжи, в их мире она была недопустима. И не нужна. Так многого нужно было достичь, взращивая в себе Бога, что было не да больных фантазий о том, как Баба Яга съела бедненького ребёночка. Современное человечество растеряло сакральные знания, разучилось растить в себе Бога, но научилось фантазировать, врать, клеветать... и прочим мерзостям.

Поэтому то, что мы с вами называем эпосом -- сборник врак и придумок цель которых отвести читателя ещё дальше от понимания мира предков, как в известных активно публикуемых древнегреческих и древнеримских мифах, где "боги" врут, воруют, блудят, клевещут и т.д.

А на настоящий эпос предков наложен запрет, который пока ещё снимать никто не собирается. Современному обществу и его хозяевам не нужны люди, растящие в себе Богов, не нужны тем более Боги, ими невозможно управлять, потому что нельзя поставить на колени.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   22.06.2020 11:16   Заявить о нарушении
Я с вами совершенно согласна, и по поводу последнего тезиса особенно.
Но даже мультики о трех богатырях, которые страшно далеки от былин, все-таки заставлдяют к ним обратиться, и узнать, а как там все было..
Такова скромная задача и моя в том числе.
Пусть поругают, но найдут и почитают Афанасьева, Рыбакова и остальных ученых, а вдруг зажжется в душе что-то.
Любовь

Любовь Сушко   22.06.2020 11:50   Заявить о нарушении
.
Пусть будет по-вашему.
Спорить тут бесполезно.
Обменялись мнениями -- и довольно.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   22.06.2020 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.