К. Молчанов. Православный собор в Варшаве 1912 г

К. Молчанов

НОВЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР
ВО ИМЯ СВ. БЛАГОВЕРНОГО
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В ВАРШАВЕ
1894 г. - 1912 г.


Новый православный собор в Варшаве сооружен по мысли и настояниям бывшего Варшавского генерал-губернатора, генерал-адъютанта Гурко.
Вступив в 1883 г. в управление Варшавским генерал-губернаторством, генерал-адъютант Гурко с первых же шагов своей деятельности на этом посту обратил внимание на крайнюю недостаточность в Варшаве православных храмов, вследствие чего многочисленное православное население города весьма стеснено в удовлетворении своих насущных религиозно-нравственных нужд.
Поэтому, во всеподданнейших записках, представляемых Государю Императору Александру III, генерал-адъютант Гурко неоднократно свидетельствовал о настоятельной необходимости сооружения в Варшаве нового православного собора, который не только вмещал бы в себе многочисленное собрание молящихся, но и свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в русском государстве. Ободренный милостивым вниманием Его Величества к духовным нуждам православного населения г. Варшавы, генерал-адъютант Гурко испросил в 1893 г. Высочайшее соизволение на открытие повсеместного по Империи добровольного сбора пожертвований на сооружение соборного храма в Варшаве. В том же 1893 году воспоследовало Всемилостивейшее повеление об учреждении особого Строительного Комитета по названному сооружению, под председательством Варшавского генерал-губернатора.
Одним из первых, откликнувшихся на призыв генерал-адъютанта Гурко к пожертвованиям на постройку нового собора, был ныне покойный великий молитвенник земли русской, отец Иоанн Сергиев-Кронштадтский, до своей кончины не оставлявший это дело своими пожертвованиями и вниманием (по мысли о. Иоанна, между прочим, водружены на главах нового собора кресты четырехконечной формы).
По объявлении конкурса на составление проекта собора, пять русских академиков архитектуры доставили свои эскизы. Последние были представлены Государю Императору Александру III, и Его Величеству благоугодно было остановить свой выбор на проекте профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа.
30 августа 1894 г. состоялась закладка нового собора, совершенная бывшим архиепископом Холмским и Варшавским, ныне митрополитом Киевским и Галицким Флавианом, в присутствии главного начальника края, генерал-адъютанта Гурко и при участии о. Иоанна Сергиева-Кронштадтского.

Собор с его орнаментными и скульптурными частями исполнен в стиле русских церквей XII века. План собора представляет квадратную форму, с прилегающими с трех сторон сенями (галлереею). Пять входов, украшенных мозаичною живописью, ведут в храм, вместимостью в 2500 человек . Центральная часть храма венчается пятью золочеными главами на барабанах. Барабаны покоятся на 12-ти подпружных арках, поддерживаемых четырьмя пилонами в виде колонн из финляндского гранита - неполированного. Нижняя часть стен на высоту двух саженей выложена розовым мрамором; внутренние входы из белого, каррарского мрамора, орнаментированные, украшены колоннами из яшмы - дар ныне царствующего Государя Императора Николая II-го.
Храм внутри весь расписан живописью.
Профессор С.-Петербургской духовной академии, доктор церковной истории Н.В. Покровский, представляя, во исполнение поручения Строительного Комитета, свои соображения о порядке размещения живописи в новом соборе, сопровождал таковые нижеследующими объяснениями: «Стенные росписи православного храма должны представлять собою не простой подбор изобра-жений, вызываемый случайными соображениями, но определенную систему, основанную на началах, установленных древним преданием и практикою церкви. По изъяснениям памятников письменности литургической: «Церковь есть образ мipa, состоящий из существ невидимых и видимых. Алтарь - горний мiр и святилище с животворящей трапезой; средний храм - видимый мiр. Церковь предвозвещена пророками, предъизображена патриархами, благоукрашена иерархами, освящена мучениками, в ней указания на воплощение Иисуса Христа и искупление». В пределах этих мыслей и понятий вращаются и древние стенописи православных храмов. В алтаре изображалось установление Евхаристии, как основание для важнейшего из совершаемых в алтаре священнодействий; также св. епископы, как преемники апостолов, св. диаконы - возле алтарных дверей. Все они составляют небесную церковь, но в этой церкви, в этом небесном рае, высокое место принадлежит Богоматери, которая поэтому изображалась в алтарной апсиде (запрестольный образ). Средняя часть храма - церковь земная: глава ее Иисус Христос изображается в куполе. Церковь предвозвещена пророками, прообразами, а потому под куполом изображались апостолы, пророки и мученики. Посредством четырех евангелий распространено учение Христово по всем четырем странам света; отсюда - в четырех парусах сводов - евангелисты. Сущность вероучения церкви заключается в евангелии, поэтому на стенах церкви изображались евангельские события. В западной части храма - Страшный Суд, как выражение скончания земной церкви».
В соответствии с приведенными основаниями, стенные росписи в новом Варшавском соборе размещены в следующем порядке: в главном (среднем) алтаре, посвященном св. Благоверному князю Александру Невскому, в алтарной апсиде - Богоматерь в сложной иконографической композиции «О Тебе радуется, Благодатная, всякая Тварь»; под этим изображением - «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии апостолам» и в зените алтарного свода - «Сам Господь троичный в лицах».
Эти три композиции исполнены мозаикой по оригиналам профессора Виктора Михайловича Васнецова. - На композиции «О Тебе радуется» (фотогр. № 1) Богоматерь изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем; кругом в два яруса изображены ангельский собор и человеческий род. Во главе ангельского собора, около престола Богоматери, архангелы Гавриил и Михаил, за ними лики ангельские, на дальнем плане - храм многоглавый. В нижнем ярусе помещается человеческий род в представителях церкви православной, вселенской и русской. Представители вселенской церкви (слева): Константин и Елена, св. Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец (коленопреклоненный), Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и др. Представители русской церкви (справа): благоверный князь Владимир, княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Серий Радонежский, святители Московские Петр, Алексий, Иона, преподобный Нестор Летописец, Кирилл и Мефодий и др. На самом заднем плане - лики пророков и апостолов.
В правом приделе, во имя св. Николая Чудотворца, на алтарной апсиде - символико-литургическая композиция на тему «Да молчит всякая плоть человеча», в нижнем ряду святители вселенской церкви и диаконы, а в зените алтарного свода - «Се Агнец Божий».
В левом приделе - славянских первоучителей св. Мефодия и Кирилла - в апсиде - «Ныне силы Небесные»; в нижнем ряду святители, в зените свода - Бого-слово.
Таким образом стенописи алтарей в новом соборе, в согласии с древним обычаем, выражают идею алтаря, как места совершения безкровной жертвы и горнего мiра. Живописные работы в правом и левом алтарях исполнены художником Василием Васильевичем Беляевым.
Над аркой главного (среднего) алтаря помещена композиция «Тайная вечеря» (фотогр. № 2) - работа академика живописи Николая Николаевича Харламова; над арками боковых алтарей - «Распятие Иисуса Христа» (фотогр. № 3) и «Положение во гроб» - профессора живописи Николая Андреевича Кошелева. На междуалтарных пилонах изображено «Благовещение Пресвятой Богородицы», как «Главизны человеческого спасения» - работа академика живописи Н.Н. Харламова. Все иконы для 3-х иконостасов написаны тем же Н.Н. Харламовым.
В главном куполе - Глава Церкви Господь Вседержитель (Пантократор) (фотогр. № 4); в четырех малых куполах: в северо-восточном - Богоматерь, как «Высшая Небес», в юго-восточном - Иоанн Предтеча, в юго-западном - Еммануил и в северо-западном - Великого Совета Ангел (И. Хр.); в парусах под главным куполом евангелисты, под малыми - херувимы; в местах возле парусов центрального купола: в восточном - Спаситель и три чина ангелов, в западном - Богоматерь с Младенцем и два чина ангелов, в северном - Нерукотворенный Образ и два чина ангелов, в южном - Уготование престола. Таким образом в верхних частях среднего храма изображены Глава Церкви с небесными силами и основания Церкви. Живописи в главном и боковых куполах и в местах возле парусов главного купола исполнены академиком живописи Н.Н. Харламовым.
В четырех тимпанах под малыми куполами помещены изображения: в тимпане северо-восточного купола - «Воскресение Христово», северо-западного - «Вознесение Христово» и «Предста Царица», юго-западного - «Ветхозаветная  Троица» и «Сошествие св. Духа на апостолов», и в тимпане юго-восточного купола - «Сошествие Иисуса Христа во ад», исполненные художником В.В. Беляевым. Работе этого же художника принадлежат изображения: «Святые жены у гроба Иисуса Христа» над средним окном с северной стороны и «Явление Иисуса Христа по воскресении св. женам» - над средним окном с южной стороны.
Ниже сих композиций идет фриз, опоясывающий весь храм, с единоличными изображениями св. апостолов и преподобных - работа академика живописи Н.Н. Харламова и, наконец, под фризом изображения важнейших событий евангельской истории, начиная с детства Иисуса Христа и до Его воскресения. Так, на южной стене храма помещены: «Явление ангела Иосифу», «Бегство в Египет», «Сретение», «Рождество Христово» - работа художника Михаила Степановича Судковского; «Поклонение волхвов», «Крещение Иисуса Христа», «Отрок Христос во Храме Иерусалимском», «Беседа с Самарянкой» -  художника Фомы Родионовича Райляна; «Исцеление сына царедворца», «Нагорная проповедь», «Воскрешение дочери Иаира» и «Преображение Господне» - художника М.С. Судковского. Над средним, внутренним входом с южной стороны - Архангел Михаил, - академика живописи Н.Н. Харламова.
На северной стене изображены: «Умножение хлебов», «Брак в Кане», «Укрощение бури», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Благословение детей», «Несение Креста», «Моление о чаше» - художника Ф.Р. Райляна; «Явление Христа на Тивериадском озере», «Суд Пилата», «Явление Иисуса Христа в Еммаусе» и «Предательство Иуды» - академика живописи Николая Павловича Шаховского. Над средним, внутренним входом с северной стороны - Архангел Гавриил - академика живописи Н.Н. Харламова.
На западной стене, над входами: «Покров св. Богородицы» (фотогр. № 5) и «Успение Богоматери» - работа профессора живописи Н.А. Кошелева. На западных пилонах изображения Константина и Елены, Владимира и Ольги, Бориса и Глеба и Александра Невского и Андрея Боголюбского - художника М.С. Судковского; наконец, в центре западной части храма (на хорах) «Страшный Суд» - композиция, состоящая из 3-х частей: средней - «Воскресение мертвых», северной - «Низвержение демонов во ад» и южной - «Шествие в рай». Эскиз этой композиции дан художником Рябушкиным, но исполнение ее на стенах составило работу художников В.В. Беляева и Титова, так как Рябушкин умер до начала работ. Над хорами, в простенках между мраморными частями, изображен «Просветший крест» - работа академика живописи Н.Н. Харламова.
Орнаменты потолков храма исполнены художником Василием Тимофеевичем Перминовым (фот. № 6), единоличные изображения (в медальонах) святых, в арках, - работа художника Валериана Иосифовича Отмара.
Оригиналы образов, исполненных мозаикой, в гранитных колоннах, ближе к алтарю, св. Алексия - митрополита Московского и Иосифа Волоцкого (дар почитателей деятельности генерал-адъютанта Гурко на посту Варшавского генерал-губернатора), принадлежат работе художника Думитрашко; на колоннах, ближе ко входу, образа Марии Египетской и Георгия Победоносца - безвозмездно исполнены академиком живописи Н.Н. Харламовым.
Сени (галлереи), окружающие храм, расписаны художником Ф.Р. Райляном (фот. №№ 7 и 8); иконы в мраморных иконостасах в галлереях принадлежат работе Московского иконописца Василия Павловича Гурьянова.
Иконостасы (медные) и вся утварь (евангелия, кресты, чаши, хоругви, подсвечники, паникадила, престолы и пр.) исполнены по рисункам автора проекта собора, профессора Л.Н. Бенуа.

За время постройки храма в состав Строительного Комитета входили: в качестве председателя, Варшавские генерал-губернаторы, генерал-адъютанты: Гурко, граф Шувалов, кн. Имеретинский, Чертков, Максимович и Скалон; в качестве членов: Высокопреосвященные архиепископы Флавиан, Иероним, Никанор и Николай; генерал-лейтенанты: бар. Медем, Пузыревский, Гершельман, Самсонов, Чурин, Воронцов-Вельяминов, кн. Туманов, Махович, Бибиков, Пыхачев, Клюев; действительный тайный советник Подгородников; шталмейстер Высочайшего Двора кн. Оболенский; в должности шталмейстера бар. Корф; тайные советники Петров, Божовский и Щировский; в звании камергеров: Андреев, Мартынов, Менкин, Ячевский, Харламов, Манжос, Миллер; генерал-майоры: Вернандер, Клименко, Стеллецкий, Баумгартен, Клейгельс, Ли-маренко, Лихачев, Иванов и Мейер; действительные статские советники Эссен, Минин, Бницкий, Рудченко, Панков и Кирсанов; протоиереи Чехович, Жаханович и Каллистов; членами-делопроизводителями Комитета состояли: действительный статский советник Тимановский (1893-1895 г.г.) и статские советники - Малаев (1895-1898 г.г.) и Молчанов (1899-1912 г.г.). Внутреннею росписью собора заведывали: профессор С.-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и профессора Императорской академии художеств П.И. Чистяков и Л.Н. Бенуа (он же состоял заведывающим постройкой). Помощниками Л.Н. Бенуа были академики архитектуры Владимир Александрович Покровский и Петр Александрович Феддерс. С декабря 1894 г. по апрель 1898 г. постройкой храма самостоятельно заведывал архитектор Владимир Николаевич Покровский, имея помощником архитектора Зиновьевского.
Стоимость собора, вместе с настенною живописью, 3.087.000 рублей.

Составил член-делопроизводитель Комитета Н. Молчанов.

Иллюстрация - композиция "О Тебе радуется" В.М. Васнецова из Православного Собора во имя Св. Александра Невского в Варшаве (Собор разрушен в 1920-е годы) 


Публикацию подготовила М.А. Бирюкова


Рецензии