3. Быкова Татьяна Номинант литературной премии

Номинанты литературной премии
«Золотое перо Алтая –2018»,
«Проза»

3. Быкова Татьяна (г.Бийск)

http://www.proza.ru/avtor/proba714
   
Татьяна Васильевна Быкова родилась в 1964 году в г. Барнауле. После окончания Алтайского политехнического института приехала по распределению в Бийск, где долгие годы проработала на олеумном заводе.
Писать прозу начала в 1998 году. Публиковалась в альманахах «Бийск», «Я расскажу Вам о Бийске» и «Бийск литературный», в журналах «Бийский вестник» и «Огни над Бией». 
Издала книгу прозы «Параллельные миры» (2004 г). Основное направление творчества – фантастические, иронические, лирические рассказы. Веду общественную работу – являюсь секретарём литературной студии «Аспект» (г. Бийск).
 

                Татьяна Быкова
Неудачный день
  Утро не предвещало ничего хорошего. Вот уже два часа Степан слонялся по пустой квартире, не зная чем себя занять. Можно починить протекающий кран в ванной комнате, но настрой заниматься этой кропотливой работой отсутствовал. А без настроения любая работа в доме не заладится: Степан это знал по собственному опыту. Шла уже вторая неделя, как работников управления, где Степан трудился слесарем-ремонтником, отправили в «вынужденный отпуск» –  ввиду отсутствия заказов. Теперь он нет-нет, да и взглянет в сторону телефонного аппарата в слабой надежде, что позвонят и вызовут на работу.
Трель телефонного звонка прервала его томительное ожидание. Степан поднял трубку. Звонил давний знакомый – Николай Пичугин, просил заменить старый смеситель в кухне.  Степан обрадовался: хотя и небольшой, а приработок –  всё лучше, чем сидеть без денег в доме. Он быстро оделся, взял сумку с инструментами и вышел на улицу. Николай жил на соседней улице, в десяти минутах ходьбы от дома Степана. На подходе к дому знакомого неизвестно откуда выбежала небольшого роста собачонка и со звонким лаем кинулась к ногам Степана, острыми зубами вцепившись в лодыжку левой ноги. Мужчина вскрикнул от внезапной боли, заматерился и свободной ногой стал отбиваться от озверевшей собаки. Видимо, один из ударов был настолько силён, что собачонка разжала пасть, и, визжа от боли, кинулась прочь от Степана. Он оглянулся назад и с досадой отметил, что его брюки порваны собачьими зубами. Подняв вверх брючину, увидел на лодыжке рану, из которой капала кровь.
– Надо побыстрее йодом обработать, иначе может заражение случиться, – услышал он участливый женский голос.
Степан обернулся на голос и увидел старушку, стоящую на тротуаре с продуктовым пакетом в руках. Поискал в карманах куртки носовой платок и перевязал им рану.
– Не знаете, чья это собака? – поинтересовался у случайной свидетельницы происшествия.
– Да Ивана Свиридова, из пятнадцатой квартиры. Он с утра где-то напился и принялся семью гонять по квартире. Вот и собачке их, видно, тоже досталось от него, – охотно пояснила старушка. – А если вам далеко идти, то давайте ко мне зайдём, рану йодом обработаем.
– Нет, спасибо, я лучше до дому добегу, здесь недалеко, – отказался Степан.
Он взглянул в сторону дома, где жил Николай, махнул с досады рукой и, слегка прихрамывая, пошёл в обратную сторону.
  Придя в квартиру, Степан промыл водой рану и, не найдя в аптечке йода, обработал её одеколоном. Перевязал ногу чистым бинтом. Снял порванные брюки и переоделся в спортивные трико. Включил телевизор и лёг на диван. Однако волнение от пережитого не давало ему сосредоточится на событиях, происходящих на экране. Его беспокоила возникшая пульсирующая боль в лодыжке. Степан размотал бинт и осмотрел ногу. Кровь уже не сочилась из раны, а вокруг места укуса образовался большой синяк. Потрогал пальцем рану и ощутил резкую боль. Степан подошёл к окну, выглянул на улицу. Во дворе никого. Вот незадача: и рассказать о случившемся событии некому! Послонявшись немного по квартире, Степан решил зайти к соседу, пенсионеру Петру Васильевичу.
Дверь открыла жена соседа – Катерина.
– Пётр дома? – спросил он.
– Нет, на даче, а зачем он тебе?
Степан замялся, но решил попросить о помощи:
– У вас йод есть, рану обработать?
– Какую рану? Где?
  Степан поднял вверх штанину трико и показал место укуса. Катерина заохала и всплеснула руками. Пригласила Степана пройти в квартиру. Достала из аптечки йод, вату и обработала рану.
– Тебе надо на рану пепел от сигареты посыпать, пока он тёплый. Верное средство от заражения. Любую заразу выведет, – посоветовала она Степану.
– Я не курю, – ответил он огорчённо.
  – Пётр сигареты с собой на дачу забрал, – сочувственным тоном поддержала разговор соседка. – А ты выйди на улицу, может, кого и увидишь из курильщиков.
– Ладно, посмотрю, – пообещал Степан.
Придя к себе в квартиру, он первым делом выглянул в окно. У соседнего подъезда сидел на лавочке и курил дворник, которого все жильцы по-свойски звали по отчеству – Михалыч. Степан вышел на улицу и подошёл к отдыхающему дворнику.
– Слышь, Михалыч, ты пепел с сигареты не смахивай, он мне нужен, – попросил он.
Дворник отвёл в сторону ладонь с зажатой между пальцами сигаретой и спросил удивлённо:
– Зачем?
– Собака меня покусала за ногу, а Катерина  из пятнадцатой квартиры посоветовала рану пеплом засыпать.
– Понятно… А собака какая была: кобель или сучка?
– Почём я знаю? – удивился Степан. – Я же ей под хвост не заглядывал, когда она на меня бросилась!
– Наверняка сучка. Они, бабы, не любят, когда мужик немного выпьет, – принялся рассуждать Михалыч. – Вот и моя жена на меня лаяться начинает, когда запах спиртного учует.
– Да не пил я с утра, ни грамму, – обиделся Степан. – Её хозяин побил, а на меня она от злости бросилась. Ты лучше за сигаретой следи, а то скоро пепел сам упадет.
Дворник поднес окурок ближе к лицу:
– Действительно, пора стряхивать, – подтвердил он. – Куда тебе?
– В ладонь, разумеется.
– А не обожжёшься?
– Нет, у меня руки от работы загрубели – выдержу.
Он поднёс к кончику сигареты ладони, сложенные «лодочкой». Дворник стряхнул на них столбик пепла. Степан поморщился, ощутив жар, но стерпел. Когда пепел остыл, растёр его вокруг места укуса.
– Ну, как? Что чувствуешь? – полюбопытствовал Михалыч.
– Жжётся, зараза! – ответил Степан, морщась от боли. – Когда Катерина йод на рану лила, не ощущал такой сильной боли, как сейчас.
– Терпи, Стёпа, «Пётр» – сигареты крепкие, до самой печёнки пробирают, и пепел от них ядрёный должен быть. А ты бы лучше сходил в поликлинику, вдруг собачка бешеная была. Прививку для профилактики тебе там поставят, а то, не приведи Господь, вирус бешенства она в тебя занесла.
– Ты так считаешь? – забеспокоился Степан. – Думаешь, надо сходить?
– Надо, Степа, надо: потом пожалеешь, да будет поздно, – настаивал дворник.
– Ладно, схожу, – согласился с ним Степан. – Будь здоров, Михалыч!
– И тебе не хворать, Стёпа. Паспорт и полис не забудь с собой взять, – предупредил он.
Придя в квартиру, Степан быстро нашёл нужные документы и сложил их в пакет. Вышел на улицу и, слегка прихрамывая, направился в сторону поликлиники. Беспокоило одно: действительно ли собака была бешеной? Как её укус отразится на здоровье?
Из состояния глубокой задумчивости его вывел громкий окрик: «Стёпа»! Он остановился и огляделся вокруг. Навстречу ему шёл Денис Лопатин – сосед по дому. Когда то они вместе начинали работать в монтажном управлении: Степан – слесарем, а Денис – шофёром служебного автобуса. Потом Денис уволился и занялся более выгодным промыслом – стал водителем-дальнобойщиком. Работа, конечно, прибыльная, но и выдержки требуется немалой: месяцами дома не бывает. Видимо, недавно из рейса вернулся. Поздоровались за руку, обнялись.
– Куда так спешишь? Я кричу тебе, а ты – ноль внимания! – спросил Денис.
– В поликлинику шёл, – пояснил Степан.
– Что случилось, заболел чоли?
– Собака укусила, Михалыч вот посоветовал сходить в поликлинику, укол от бешенства поставить.
– Понятно. Только за укол платить придётся.
– Неужели? – изумился Степан. – Раньше вроде бесплатно ставили?
  – Когда, в советские времена? А теперь капитализм – за всё деньги платить.
– И во сколько мне этот укол обойдётся? – озабочено поинтересовался Степан.
– Думаю, сотни на три потянет, если не больше.
– Нет у меня таких денег! – огорчился Степан. – Две недели как дома сижу. Нет работы.
– Да, ситуация, – посочувствовал соседу Денис. – Кстати, как себя сейчас чувствуешь?
– Вроде нормально, только рана зудит. Наверное, потому, что я её пеплом от папиросы растёр.
– Тогда всё в порядке. Собака здоровой была, только ей твой запах не понравился, – решительно заверил Денис. – Выпил, наверное, с утра?
– Да не пил я сегодня! – раздражённым тоном ответил Степан. – шёл скалымить, а тут эта сучка на меня набросилась. Все планы разрушила.
– Может, зайдёшь ко мне, «обмоем» это дело? – предложил Денис.
– Нет, что-то не хочется, лучше домой пойду, – отказался Степан.
– Ну, как знаешь, будь здоров, – сказал на прощание Денис.
Они разошлись. Степан направился в сторону дома, а Денис заспешил по своим делам.
Придя в квартиру, Степан сразу же лёг на диван и включил телевизор. На экране замелькали кадры какого-то детективного сериала, посмотрев немного, не особо вникая в сюжет, незаметно заснул. Разбудила Степана трель дверного звонка. Он быстро встал, и, прихрамывая, пошёл открывать дверь. На лестничной площадке стояла его жена – Вера. Она держала в руках пакеты с продуктами. Степан молча взял у неё пакеты и отнёс их на кухню.
Жена проследовала за ним.
– Что с тобой случилось? – встревоженным тоном спросила она, глядя на прихрамывающего мужа.
– Собака покусала, – ответил он спокойным тоном, поднимая вверх брючину трико. – Видно, день у меня нынче неудачный, хотя и не понедельник. Вера посмотрела на его покусанную ногу, всплеснула руками и села на табурет.
– Ты в поликлинике был? – спросила она мужа.
– Пошёл было, да встретил Дениса. Он мне сказал, что уколы сейчас за деньги делают. А какие у меня сейчас капиталы, сама знаешь.
Вера обхватила руками голову, поставила на стол локти и стала раскачивать её из стороны в сторону:
– Господи, ну что за жизнь у нас такая? Бьёмся как рыбы об лёд, никакого просвета не видим! – запричитала она. – После этой проклятой перестройки как ухнули в яму нищеты, так из неё выбраться не можем до сих пор! Тут ещё нас мировым кризисом пугают. Озвереем мы от такой жизни, как собаки!
Степан подошёл к жене, наклонился, обнял за плечи.
– Перестань причитать, Вера! Жизнь мы с тобой прожили хорошую, а главное, честную. Сына вырастили – отличного парня. Когда из армии вернётся, женится, внуков нам со снохой нарожают, нам на радость в старости, – попытался утешить он жену. – А что жизнь хреновая стала в последнее время, так в том не наша вина, а чья – точно не знаю. Главное для нас с тобой, чтобы «погода в доме» была не штормовой, как Долина поёт.
Вера склонила голову к плечу мужа. Степан поцеловал её в щёку.
– Ты бы, лапушка, дала мне денег на «четок» водки, рану обработать, – ласковым тоном попросил он.
Вера снисходительно улыбнулась.
– Ох и хитёр ты, Стёпа, знаешь с какого боку ко мне подъехать. Только денег я тебе не дам.         
Заметив разочарование на лице супруга, продолжила:
– У меня есть спирт медицинский не разведённый. Так я его разведу. Хватит, чтобы рану твою обработать и за ужин нам с тобой по рюмочке выпить.
– Согласен, только не бродяжь его сильно водой, – отозвался на её предложение Степан.
– Тогда иди в зал и подожди там немного, я пельмени сварю. Кстати, как твоя нога, сильно болит?
– Ничего, терпимо.
Степан прошел из кухни в зал и подошёл к окну. Сквозь стекло увидел стаю бездомных собак, бегающих по двору. «И жизнь ваша собачья:  за куском еды приходится побегать, да в помойках порыться. Только вам никакой мировой кризис не грозит, если человек не убьет, чтобы ему жить не мешали» – подумал он.


Рецензии