Встреча с Дугласом Томпкинсом

О Дугласе («Даге») Томпкинсе хочется писать и писать. Для меня он представляет собой тот тип американца, который лучше всего, быть может, описан в романах Джека Лондона, и возможно ближайший, кто приходит на ум, это  Элам Харниш, золотоискатель, герой романа «Время-не-ждет». Красота дикой природы была для Дага дороже золота (как и для Харниша).

С Дагом меня познакомил Дэвид Ортон, основатель теоретического  направления «левого биоцентризма», организовавший интернет-форум в конце 90-х, куда попал и я.     Это была группа людей, в основном философов –радикалов и активистов, разделяющих идеи глубинной экологии (экоцентризма), и возможность  перестройки общества на основе сохранения дикой природы  и отказа от капитализма и индустриализма . Мы шли дальше прав животных.  Группа была небольшой (около 30 -40) человек, дискуссии велись  оживленно, иногда напряженно,  охватывали философию, политику, этику, «прямое действие»,  The Earth First!,  “Sea Shepherd”   (капитана Пола Уотсона),  активистку  Джуди Бари, приковавшую себя к секвойе,  др. Среди нас был также Дуглас Томпкинс, о котором  я мало что знал.

Увлеченный идеями глубиной экологии, я предполагал начать переводить и  публиковать некоторые труды по глубинной экологии.  Но издательства, в которые я обращался, не проявляли ни малейшего интереса. В то время главными темами издательств были эзотерика и пособия по бизнесу. Так, работая с киевским издательством «София», мне удавалось издать только книги по восточной философии (веданта, йога, тантра) и паранормальным  явлениям  («Голографическая вселенная»).  Я все же,  убедил редактора Инну Старых издать несколько важных книг Фритьофа Капры  (Паутина жизни, Скрытые связи). Другие проекты, намеченные после знакомства с радикальной экологией, не были поддержаны. Из переписки с Ортоном я пожаловался на трудности издания книг. Он сразу же обратился к Дагу Томпкинсу с просьбой мне помочь.  Так у меня началось знакомство с Дагом.

Переписка с Дагом продолжалась не менее 10 лет, вплоть до его внезапной гибели в 2015 году.
Постепенно,   я узнавал о Даге все больше и проникся к нему огромным уважением.  Это был человек открытый,  смелый, без предрассудков, с массой идей, широким кругозором, идеалист, но  и с колоссальной   предприимчивостью, характерной для американца. Бросив школу  (недоучившись два года и будучи отчислен за плохое поведение), он увлекся лыжами и   попал в олимпийскую сборную США по горнолыжному спорту.  Затем решил совершенствоваться в спорте  самостоятельно (скоростной спуск, серфинг, альпинизм и т.д.) Занятие экстремальными видами спорта  (Даг съехал с нескольких высоких гор Северной и Южной Америки) надоумило его начать разрабатывать удобное спортивное снаряжение -  лыжные крепления, палатки, рюкзаки, одежду. Так он заработал свой первый миллион, основав фирму The North Face. (Если у вас есть удобный рюкзак, с массой карманов, пристежек, широких ремней, круглая палатка – помните: это Даг).  После встречи с первой женой, он организует фирму Еsprit по продаже модной  и  в тоже время простой молодежной одежды.  Открываются филиалы по всему миру – в Париже, Лондоне, Гонконге. Его капиталы растут с невероятной скоростью.  Но тут с Дагом происходит  неожиданная метаморфоза. Он читает книги Арне Нейсса и становится фанатом глубинной экологии.  Роскошный образ жизни, бизнес-партнеры, предпринимательство  и т.п. начинают его  угнетать. Он понимает, что вся эта торговля, вся капиталистическая экономика наносит непоправимый урон природе   И он предпринимает фантастический ход, вполне достойный романа Джека Лондона:  продает свои многомиллионные фирмы  и    покупает девственные ландшафты в Чили и Аргентине с целью сохранить их для будущего и не допустить прихода хищнических «девелоперов».   Он учреждает фонд глубинной экологии, охватывающий широчайшую многоплановую деятельность – консервация дикой природы, спасение редких животных, возрождение традиционных ремесел,  обучение молодежи агрокультуре,   возрождение почв,  издательская деятельность  и многое другое.  Вместе с женой  Крис,  Даг переезжает из Сан-Франциско в свою любимую Патагонию и строит там среди гор экологическую ферму.

Я узнавал о нем постепенно, от коллег, публикаций в интернете.  Даг был очень скромный человек и писал больше  не о себе, а о деле, о том, что сделано, какие проблемы с устройством заповедников, кто выступает против и т.п.  Даг присылал мне ссылки на самые интересные работы, благодаря ему я узнал о многих радикальных ученых, и среди них о  проф. Уильяме Каттоне и Джерри Мандере. Оба были его друзьями.   Когда я предложил ему список авторов, которых хотел бы издать,   первым был Каттон, вторым Мандер. Даг предложил мне участвовать в конкурсе  и подать проект перевода,  и я, к огромной радости,  получил грант от Tides Foundation.  Этот грант надо было получить, и это была проблема.  Отдельные личности не могут получать иностранные гранты в нашей стране. Нужна легальная организация, которой у меня, естественно не было. Я бросился ее создавать.  Два раза я подавал документы в Министерство юстиции Украины с целью зарегистрировать  экологическую организацию и два раза мне отказывали без объяснения причин. После долгого поиска экологических НПО, я наконец нашел киевскую организацию Эко-право, занимающейся юридической защитой, которая согласилась взять меня «под крыло».

Работа над переводом и  редактированием двух классических трудов проф. Уильяма Каттона «Конец техноутопии» (в оригинале Overshoot) и Джерри Мандера «Когда не остается ничего святого» (в оригинале In the Absence of the Sacred) продолжалась около двух лет (2006-2008). Обе книги удалось издать тиражом 1000 экз.       
 Поскольку рассылка слишком дорогое удовольствие, я решил во-первых раздать всем знакомым.  Эффект здесь оказался не такой большой, как я ожидал.  Знакомые –  не всегда те, кто разделяет ваши идеалы и надежды.   Но мне удалось съездить в Санкт-Петербург и выступить  среди журналистов и в университете. Я провел несколько круглых столов в Киеве и выступлений в киевском Доме ученых и Могилянской академии, заходил в книжные магазины и оставлял экземпляры на полках. Надеюсь, что след все-таки остался.  Кроме того,  есть краткий обзор книг на моем сайте proza.ru. По-видимому это самый удобный способ,  хотя чтение книг не заменит. Это серьезная литература. Ее  надо читать вдумчиво.   

Встретиться с Дагом мне удалось только в 2008 г. Он прилетал в Европу, в  Румынию, где помог организовать эко-ферму по выращиванию  органических продуктов.  Заодно он решил заехать в Украину  с той же целью.  Он рассчитывал на меня.   В то время я находился в Финдхорне,  по программе Living in Community.  Узнав, что Даг едет в Киев, я свернул свое пребывание   в Шотландии и полетел в Киев.

Даг добрался из Румынии сначала в Одессу, там взял на прокат машину и вместе с женой Крис начал путешествие по Украине.   Это не было простой увеселительной поездкой. Даг брал образцы грунта и анализировал их на предмет подходящего места для органической фермы (у него были простые анализаторы химического загрязнения).   
Проделав путь через всю Украину  по карте (с заездом в Крым)  Даг и Крис добрались до Киева.  Там их встретила моя жена.   Дал попросил показать ему какую-нибудь экодеревню под Киевом. Лена отвезла их к знакомым в Ромашки. Эту деревню трудно назвать «эко», просто пара семей "натуристов", которые проводили лето с детьми. Ясно, что всерьез заниматься органическим земледелием они не будут.  Но зато Даг и Крис искупались голышом в речке, к ужасу моей жены.

 В Киеве я встретил Дага и Крис в одной из гостиниц и мы пошли гулять по Киеву.  Я показал ему главные архитектурные примечательности  (Софию, Лавру, Подол), но это его не очень волновало. Даг говорил о том, что для себя он давно решил, что никогда не будет жить в городе. Идя пешком, мы обсуждали  много идей, в том числе возможность организации органического земледелия. Даг  признался, что, к сожалению, его пробы земли оказались неутешительными. Земля отравлена химией, и предстоит не менее десяти лет,  чтобы она очистилась при условии, что на ней не будут ничего выращивать. Мы говорили о возобновляемой энергетике (ветростанциях), но Даг выражал сомнение в их  эффективности.  Он видел будущее Украины в органическом земледелии (возрождении «несущей способности» земли,  ее природного потенциала) и снижении техногенной нагрузки.   С ним и Крис было чрезвычайно легко  общаться. Через пару часов я говорил с ними, как с давно знакомыми друзьями.  Никакого барьера. И это были люди,  обладающие, больше, чем кто-либо в мире, территориями  невероятной красоты.    (Сегодня большая часть заповедников (более 2 млн акров) подарена правительствам Чили и Аргентины).

Я рассказывал о Даге всем своим знакомым, я восторгался им.  Я хотел работать  с ним.

В 2015 году,  я получил от него приглашение приехать, уже подыскивал билеты на самолет.   За месяц до моего прилета,  Даг перевернулся в кайяке на озере с ледяной водой во время непогоды (озеро питается таянием ледников). Пока друзья вызывали помощь, он пробыл в ледяной воде около двух часов.  В больнице, куда его перевезли на военном вертолете, он так и не пришел в себя.

 Его работу по открытию новых заповедников продолжила Крис.    Она хочет реализовать идею Дага расширить заповедники Южной Америки  и соединить их с заповедниками Северной, в одну полосу от мыса Горн до Аляски.  Сумасшедшая идея. Я думаю, что Даг  на этом бы не остановился.

*  *  *

Фильмы сделанные Дагом Томпкинсом
The Next Economy - https://www.youtube.com/watch?v=Jv-JXrSLsWE
The Making of Parklands - https://www.youtube.com/watch?v=Vlny_3qSCWY
Patagonia National Park - https://www.youtube.com/watch?v=OIeBQGMNlec

Фильм о Даге
180 degrees South
https://www.youtube.com/watch?v=mqhh7c1SUHY

Альбом, при участии Дага
Overpopulation, Overdevelopment, Overshoot
https://populationspeakout.org/the-book/


 


Рецензии
В мире много хороших людей, но такие, как Дуглас Томкинсон, делают честь Человечеству. Они дают надежду, что хоть что-то можно сделать, хоть часть Природы ещё можно спасти.
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   20.10.2019 10:10     Заявить о нарушении
Хорошо сказано, Виктор.
Такие как Даг Томпкинс не позволяют мне окончательно стать мизантропом.

Виктор Постников   20.10.2019 10:38   Заявить о нарушении
А ведь для многих это, действительно, реальный вариант((

Виктор Афсари   20.10.2019 11:06   Заявить о нарушении