Золотой век

               
 
        В одном старом советском детективе был описан любопытный разговор следователя с разоблаченным преступником.
        Оправдывая свою жадность, которая довела его до скамьи подсудимых, многоопытный расхититель народной собственности сравнил свои преступные  действия с примечательным стереотипом в поведении обезьян. Суть была в следующем: некоторые племена для охоты на них используют всего лишь банан и тяжелый сосуд с узким горлом. Достаточно поставить сосуд под дерево, на котором сидит обезьяна, и на виду у нее положить банан на дно сосуда. Такое примитивное подобие мышеловки позволяет легко поймать гораздо более организованное млекопитающее, нежели мышь.
         Как только охотники уходят в укрытие, обезьяна спускается с дерева, чтобы заполучить банан. Но все рассчитано таким образом, что просунуть руку в узкое горло сосуда, равно как и вытащить ее обратно, она может лишь без заветной добычи.
         Схватив злополучный плод, несчастная обезьяна уже не может с ним расстаться, и, несмотря на то, что видит идущих к ней охотников, а ей достаточно разжать пальцы, вытащить руку и убежать на дерево, обреченная обезьяна  так и не бросает банан. Жажда легкой добычи оказывается для обезьяны превыше инстинкта самосохранения, что делает ее такой же легкой добычей.
        Этот нелепый стереотип в поведении родственного нам существа кажется забавным лишь на первый взгляд. На самом деле он присущ всем человеческим особям. И именно он может сыграть свою роковую роль в сценарии ближайшего будущего.
      

      Пророк Заратустра, основоположник древней религии, возникшей на территории нынешнего Ирана около 2,5 тысяч лет назад, утверждал, что цикл человеческой истории длится 12 тысяч лет, из которых 3 тысячи приходятся на Золотой век. Глубокие следы этого таинственного века, который никак не вписывается в ортодоксальную картину истории, запечатлены не только в религии зороастризма, но и в искусстве, литературе и науке античного мира.
       «Это был век изобилия и благоденствия, люди отличались добротой и мудростью, при этом жили очень долго…» - так утверждают древние рукописи.
         Предположительно это произошло на Земле более 8 тысяч лет назад, однако сведения о том, что происходило с человечеством в столь отдаленные времена, на сегодняшний день туманны и неопределенны. Но могло ли человечество жить целых 3 тысячи лет в мире и согласии, если опыт всей обозримой истории свидетельствует о нескончаемой череде войн, конфликтов и социальных потрясений?
         Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо обратиться к фразе «…люди отличались добротой и мудростью, при этом жили очень долго…». В этих словах продолжительность жизни человека как бы ставится в зависимость от того морально-психологического климата, в котором он живет. И для того чтобы логически обосновать возможность существования в истории человечества 3 тысяч счастливых  лет, начнем с анализа именно этой фразы.
         Тот факт, что все органы и ткани человеческого организма обладают огромными резервами, является одним из самых непонятных парадоксов для теории эволюции. Человек может жить сотни лет, его иммунная система способна противостоять любым заболеваниям, а нейрофизиологам уже давно известно, что даже современный человек использует лишь незначительную часть своего интеллектуального потенциала.
         Парадокс заключается в том, что на протяжении более или менее обозримой человеческой истории, охватывающей последние 3-4 тысячи лет, эти резервы остаются нераскрытыми, несмотря на стремительный прогресс, в корне изменивший условия жизни, уровень знаний и мировоззрение человека. Почему же природа создала его с такими излишками, которые частично могут реализовываться либо в экстремальных ситуациях, либо вообще неизвестно по каким причинам и в крайне редких случаях? Создается впечатление, что они не запасной «багаж», рассчитанный на длительную перспективу развития, а резерв, необходимый организму человека для функционирования в каких-то особых условиях.
        С биологической точки зрения наш организм – это огромное сообщество живых клеток, в котором отдельные их группы образуют органы. Клетки различных органов выполняют свои специфические функции – одни обеспечивают пищеварение, другие дыхание, передвижение, защиту от посторонних вторжений и т. д. Четкое разграничение функций в этом сообществе обеспечивает организму высокую степень жизнеспособности. Но для этого необходимо одно важное условие – выполнение своих специфических функций каждым органом должно быть скоординировано с деятельностью всех остальных органов. Только четкое и эффективное управление деятельностью всего огромного сообщества живых клеток, обеспечивает высокую степень жизнеспособности всей системы, каковой является организм.
        Это управление осуществляется центральной нервной системой, включающей в себя головной и спинной мозг. Нервная система обеспечивает функциональное единство всех органов, находящихся в организме человека. Но это функциональное единство было бы невозможно без эндокринной системы, тесно связанной с нервной. Эндокринную систему составляют железы внутренней секреции, которые вырабатывают химические вещества, называемые гормонами. Благодаря огромной биологической активности гормоны весьма энергично проявляют себя в ничтожно малых концентрациях. При этом диапазон действия гормонов очень широк. Деление клеток, обмен веществ, умственное и физическое развитие – все эти и многие другие процессы протекают с участием гормонов. Вся наследственная информация реализуется в организме посредством эндокринной системы, которая создает очень сложную гормональную иерархию.
       Такая иерархия позволяет организму регулировать содержание в крови и тканях всех необходимых для его жизнедеятельности веществ. Более того, с помощью гормонального механизма можно воздействовать на весь огромный комплекс биологических процессов в человеческом организме, вплоть до клеточного и молекулярного уровней. И нервная система, имея в своем распоряжении столь мощный механизм, способна вносить в эти процессы как гармонию, так и наоборот.
      Отсюда вытекает вполне логичный вывод, что именно с состоянием нервной системы связана возможность реализации скрытых резервов нашего организма. Вот только, что понимать под состоянием нервной системы?
      Вполне очевидно: данное состояние определяется четырьмя основными факторами – это социальная и природная среда, которая нас окружает, индивидуальные особенности психики, наше мировоззрение и наша нравственность.
      В физике есть хотя и упрощенное, но в какой-то мере аналогичное понятие – состояние термодинамической системы. Термодинамическая система – любое физическое тело (жидкое, твердое или газообразное), а ее состояние определяется набором параметров: давлением, объемом, концентрацией молекул, температурой. Изменение любого параметра меняет состояние системы, при этом один из параметров является главным, доминирующим – это температура, а само понятие «состояние термодинамической системы» является вспомогательным,  не определяемым.
      Аналогия здесь заключается в том, что понятие «состояние нервной системы» также не определяемо и имеет главный, доминирующий фактор, вносящий самый весомый вклад в состояние человеческой психики. Таким фактором является нравственность. Это связано с тем, что  нравственность пронизывает все отношения между людьми, а также играет центральную роль в формировании отношения человека к окружающему миру, именно эта главная человеческая ценность способна, в значительно большей степени, чем научные знания формировать мотивацию поведения человека.
       Обратимся теперь к циклическому процессу познания реальности нашим сознанием (см. статью «Универсальный алгоритм развития»). Такой процесс обращает человеческую историю в подобие механического маятника, который, после очередного отклонения в крайнее положение, неминуемо возвращается в положение равновесия. Достигнув крайней точки, в которой разрушительная энтропия оборачивается глобальным катаклизмом, маятник истории начнет удаляться от того положения где доминируют категории холодного прагматизма. По мере такого движения содержание жизни для человека будет все больше доминировать над ее средствами и формой, а нравственные ценности будут становится  главным мерилом человеческой сущности. Постепенно могучие силы жизни восстановят больную природу, в полной гармонии с которой будут жить совершенно другие люди. Отступление на задний план рационалистического мировосприятия и выход на первый план мировосприятия через призму морально – нравственных  ценностей приведет к раскрытию совершенно нового содержания нравственности.
       Это новое содержание позволит человеку осознать нравственную сущность его отношений с окружающей природой. Оно создаст предпосылки для возникновения в сообществе людей мощной единой нравственной направленности,  которая включит в работу всепобеждающие силы самоорганизации, противостоящие разрушительной энтропии.
        Раскрытие нового содержания в мире нравственных ценностей окончательно разрушит в сознании человека философию антропоцентризма и установит гармонию между рациональным и иррациональным мировосприятием.
       С этого момента начнется новая эра в истории человечества. Высокий уровень согласованности в социальной среде и общей гармонии во всем окружении человека обеспечат гармонию и согласованность в работе всех систем его организма. Это будет «эра изобилия и благоденствия, люди будут добрыми и мудрыми, и жить будут очень долго».
         Таким образом,  Золотой век на Земле вполне вписывается в циклическую картину человеческой истории. В картину, в которой исторический процесс предопределен особенностями познания человеком двойственной структуры мироздания. Однако для нынешних поколений людей самым актуальным в этой картине оказывается крайнее положение маятника, в котором разрушительная энтропия должна достичь своего апогея и закончиться катаклизмом, призванным обратить его ход вспять. Таким должен стать финал рационалистической деградации человеческих особей, которая набирает сегодня стремительные обороты.
          Новая мировоззренческая парадигма, новая идеология и новый мировой порядок, который призван положить конец глобальной нестабильности в мире – все это не одномоментный процесс, он может растянуться на столетие, во время которого утвердит себя другой сценарий.
          Дальнейшая эволюция деформированного человеческого сознания, выдвигающая на первый план собственное благополучие здесь и сейчас, приведут к тому, что человек будет вести себя в соответствии со стереотипом  поведения своего младшего собрата по разуму, не способного разжать волосатый кулак внутри тяжелого металлического сосуда. Взаимоотношения между людьми и государствами, пронизанные духом прагматизма, через скрытые механизмы будут постоянно приводить к противостоянию и конфликтам.
        В горниле конфронтации и стремления к экономическому процветанию будут дальше сгорать «Гималайские горы» средств и ресурсов, с каждым днем приближая человечество к экологической трагедии. «Противоречия жизни должны быть развиты до конца, дабы из трения их вспыхнула истина». Смысл этих слов, сказанных писателем М.Горьким, человечеству придется осознать очень глубоко.
       Невидимые механизмы, осуществляющие взаимодействие между различными подсистемами нашей планеты, неминуемо приведут к глубоким природным катаклизмам, противостоять которым человек будет не в силах. Произойдет апофеоз очередного эволюционного фрагмента, связанного с включением в кругооборот биосферы огромных запасов утилизированного в результате предшествующих экологических катастроф углерода.
      Глобальный природный катаклизм в условиях нехватки жизненно необходимых ресурсов и обостренной борьбы между государствами и целыми регионами ввергнет человеческий род в критическое состояние, которое станет главным итогом и главным смыслом экологической трагедии.
      Но даже если нынешние поколения сумеют избежать этого худшего сценария, сумеют построить новый мировой порядок на основе государств, с принципиально новой формой организации, это не изменит тех неумолимых закономерностей, которые определяют ход человеческой истории. Деформированное рационалистическое мировосприятие,  отвергающее нравственность – как главный антиэнтропийный фактор в людских сообществах, не позволит добиться социальной стабильности.
       Государства нового типа, которые воплотят в себе диалектическое единство демократических и тоталитарных инструментов управления, в своей основе будут опираться на принцип целесообразности, на беспристрастный рационализм, который в итоге и обеспечит стабильность в мире. Однако новое мироустройство может оказаться всего лишь инкубационным периодом развития еще более жестоких и абсурдных форм социального бытия, что в итоге все равно закончится ударом по маятнику истории, который станет инструментом перехода человеческих особей на более высокий уровень самоорганизации.
       Есть ли в таком случае смысл в поиске и утверждении новой мировоззренческой парадигмы, новой идеологии и нового мироустройства? Конечно же есть.
        65 миллионов лет назад на нашей планете произошел самый опустошительный для земного биокомплекса природный катаклизм. Тем не менее, для биосферы в целом это был процесс плавного развития экстремальных экологических условий, поскольку длился он около 2 миллионов лет. Если глобальный катаклизм заложен в алгоритм развития жизни на Земле, то, осознавая свою будущую фатальную перспективу, люди всегда будут действовать в соответствии с главным стереотипом своего поведения – будут стремиться выжить. Поэтому наиболее благоприятным сценарием будущего для человечества будет такое развитие событий, при котором маятник истории изменит свой ход не в результате апокалипсического удара, а в результате плавного торможения, исключающего глобальные потрясения. Этот сценарий не противоречит алгоритму развития, тем более что он уже был реализован 65 миллионов лет назад.
         Такой оказывается общая стратегия выживания людского рода на нынешнем этапе истории. Она вытекает из того циклического характера исторического процесса, который предопределен универсальным алгоритмом развития, и в котором Золотой век представляется самым невероятным феноменом.
         Однако современный уровень научных знаний позволяет дать более серьезную и убедительную аргументацию в пользу 3 тысяч счастливых лет в истории человечества.
                (ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ).
      

      


Рецензии