Хотя бы дождались...

Хотя бы дождались...

Этими словами мама часто встречала меня с работы в 90-е годы."Хотя бы дождались, когда нас не будет, а потом начинали врать", — так звучала фраза полностью.
Мама к концу жизни полностью потеряла зрение, единственным средством связи с миром были телефон и радио. Но телефон звонил все реже, уходили ее друзья, знакомые, родные. А радио, украинское радио - другого не осталось, так как российские каналы были отключены после наступления эпохи "незалежности" почти сразу, вещало целый день.  И оно рассказывало маме о демократизме и гуманности Петлюры, о несправедливых, гнусных наветов на него и его сотоварищей, обвинявших их в, якобы,  страшных еврейских погромах, о переименовании одной из центральных улиц Киева в улицу имени  национального героя Симона Петлюры.
Но мама-то помнила, как им всей большой семьей пришлось бежать от погромов из Березани — железнодорожной станции под Киевом  —  в маленький городок Переяславль, который не имел железнодорожного сообщения и для банд был менее доступен. Не всем тогда из большой родни посчастливилось спастись. А других, как моего прадеда и его жену, в том же Переяславле расстреляли фашисты уже у 41 году.
Спустя 20 лет после маминого ухода я и сама все чаще вспоминаю ее слова.  С началом эпохи пренебрежения всеми нормами этики, эстетики, библейскими ценностями  и вытекающими из них культурными ценностями, когда не надо даже утруждать себя написанием текстов, просто набрать его, не дав себе труда осмыслить сочиненное, и сразу пустить гулять по просторам интернета, я стала получать ссылки на публикации о событиях, связанных  со страшными годами ГУЛАГА. Мои, действительно добрые друзья, родственники искренне хотели меня просветить сведениями об истории тех мест, где я родилась и выросла в те самые годы.
Но мы, и те, кто был тогда детьми, и наши родители знали много такого, что не известно по сию пору. Как и солдаты, прошедшие войну, не все свои воспоминания поведали миру, так и те, кто жил в те  жестокие времена на территории,  не хотели  ворошить воспоминания,  а значит заново переживать, то, что хочется забыть. Они имели на это право. Поэтому, если что-то и вспоминали, то обычно в узком кругу близких, которые способны сопереживать,  сочувствовать, "ведь нам сочувствие дается, как нам дается благодать".
В тех сведениях, которыми меня снабжали, не было ни сочувствия, ни сопереживания, одно стремление открыть ужасные тайны, скрываемые властями, от жаждущего правды общества. Придумывались такие страшилки, которые  должны были уже раз и навсегда открыть глаза на все преступления режима.
Но что делать, если мы уже достаточно долго живем и читать эту чушь и обидно, и противно. К таким историям относится эпопея затертого во льдах в 1934 году ледокола "Красин". По утверждению сочинителей той леденящей душу истории, которую мне прислали, кроме ледокола "Красин", льдами затерло еще и пароход "Пижма", шедший следом за "Красином", в трюмах второго парохода находились сотни заключенных, которых надо было доставить на Чукотку для добычи олова на прииске Депутатский.
И вот с этого места, как говорится, хочется разобраться по подробней, благо мне известна и история, и география тех мест.
 Начнем с того, что прииск Депутатский совсем не на Чукотке, а на севере Якутии на реке Яна. Что же касается крупнейшего месторождения олова в тех местах, то один из его первооткрывателей Давид Кац в 1934 году учился вместе с моим отцом в ремесленном училище при  трамвайном заводе в Киеве. В следующем году оба они поступили на геологический факультет Киевского университета, а  в 40-м году после окончания учебы были направлены на работу на Колыму. Они были не только друзьями, но и родственниками: сестра папы была замужем за братом Давида Михаилом. Михаил погиб в Отечественную войну.
В 1947 году Давид Кац был назначен начальником геологической экспедиции, целью которой были поиски прогнозируемых еще в 30-годы месторождений олова. Тогда это были совершенно безлюдные места, поселок, получивший название прииск Депутатский, был основан через несколько лет. Известна точная дата открытия крупнейшего в Союзе оловянного месторождения — 3 сентября 1947 года. Но сам Кац не дожил до триумфа первооткрывателя, он умер во время полевого сезона в 1951 году.
Что же касается олова на Чукотке, то в 1936 году геологом М.И.Рохлиным было открыто месторождение олова Валькумей, а в 1937 году Н.И.Миляевым месторождение вольфрама Иультин. Эксплуатация месторождений на Чукотке началась гораздо позже — в начале 60-х годов.
Я не хочу разбираться в других "загадках" эпопеи ледокола Красин. которые вдруг стали будоражить общественность, я указываю только на те факты, которые мне известны достоверно, а они, мягко говоря, не согласуются с придуманной легендой. Я прекрасно понимаю, зачем она сочинялась: мифотворцам казалось, что без их истории это страшное слово ГУЛАГ будет не таким страшным. Но они представить себе не могут насколько действительно страшным было "слово и дело".
Почему я вспомнила эту историю, которая будоражила интернет лет 10 назад. Мне прислали ссылку, опять-таки из самых лучших побуждений, на фильм "Колыма", набирающий огромное количество просмотров на YouTube. Я пробовала посмотреть фильм, мне было достаточно нескольких минут, чтобы понять цель этого произведения —  беспроигрышно потоптаться на очень больной  теме, заработав хорошие деньги и лайки. "Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба", — это очень точная пастернаковская  формула настоящего в искусстве. Ну, а Дудь, в моем понимании раб, но других ценностей.
     2019 год
 


Рецензии
Ваша заметка ценна своей ненавязчивой конкретикой. А личные подробности из семейной истории делают её по особому тёплой и атмосферной..

Алекс Разумов   12.10.2023 09:01     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Алекс!
Рита

Рита Леках   12.10.2023 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.