Забытая школа

ЧАСТЬ 1.

ВОСПИТАНИЕ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ ПОЗВОЛИТ УСТРАНИТЬ КОНФЛИКТЫ, РАСПРИ, ВОЙНЫ И, НАКОНЕЦ, СПАСТИ ЗЕМЛЮ.

Социализация современных молодых людей проходит под сильным влиянием информационных технологий, формируя новое «цифровое» поколение. В то же время глобальная компьютеризация, интернет породили проблемы планетарного масштаба: произошло ускорение, «сжатие» времени и, следовательно, темпа жизни;цифровые технологии, виртуальная среда все больше отдаляют человека от естественной среды обитания, мироздания, формируют у него иллюзорные ценности. Всё это катастрофически  увеличивает количество людей, обладающих нервными и психическими расстройствами.
В последнее время стали настойчиво говорить о необходимости информационной гигиены. Существует мнение, что человек всего лишь за одну неделю получает такой объем информации, сколько человек средневековья получал за всю свою жизнь. Но и это не предел. Со временем данный объем информации человечество будет усваивать за день, часы, минуты, секунды. Мозг человека вмещает 5,5 петабайт информации. Чтобы просмотреть такой объем видеоматериала, потребуется триста лет непрерывного просмотра.
Авторитетный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, профессор Т.Г. Черниговская утверждая, что мозг человека может хранить практически неограниченное количество информации, подчеркивает, что это не означает, что мозг не может перегрузиться. Здесь речь идет об усилии, напряжении при добывании и восприятии информации. Также она совершенно не уверена в способности нынешних людей выдержать темп современной жизни и информационные перегрузки.
В этой связи сегодня остро стоит вопрос: как отобрать необходимую информацию для школьного образования и как отсеять второстепенную? Пока точно ясно то, что школа не может развиваться в этом направлении экстенсивно, то есть путём расширения содержания образования: увеличения числа учебных предметов, объема материала, увеличения срока обучения. Здесь нужны принципиально другие подходы.
Проблему оптимизации школьных знаний в XVII веке пытался решить выдающийся чешский педагог-реалист Ян Амос Коменский (1592-1670). Его называют Ньютоном в педагогике. Проведя анализ современного ему школьного образования, он установил, что оно содержит множество не актуальных, второстепенных знаний. Коменский смело выступил с предложением пересмотреть наполнение учебных предметов, исключив из них всё нерациональное. При этом, он обосновал новый подход к содержанию образования: ученикам во всем мире следует сообщать такие знания, которые будут способствовать формированию у них всеобщей мудрости. Таким образом, Я.А.Коменский обосновал движение – пансофия (от греч. «мудрость»), направленное на создание универсальных знаний, их обобщение и донесение через школу до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. По его мнению, пансофические универсальные знания будут способствовать устранению препятствий во взаимопонимании между народами, что позволит предотвратить конфликты, распри, войны. Он говорил: «Что значит быть мудрым? Это значит знать различие вещей, всюду предпочитать доброе злому, лучшее менее хорошему». Коменский считал, что показателем мудрости является справедливость и нравственные качества (добродетель). «Удовлетворение, получаемое от самого себя, представляет то величайшее наслаждение, которое испытывает человек, отдавшийся добродетели, радуясь своему внутреннему доброму расположению… Чистая совесть – непрерывный пир».
Помнится в советское время существовала огромная вера в силу науки и в этой связи проводились бесчисленные дискуссии на тему: «Что важнее, ученость или нравственность?». Оказывается, ответ был дан давно Я.А. Коменским: «Уче-ность без добродетели всё равно что золотое кольцо в носу у свиньи». Коменский подчеркивал, что возраст не является показателем мудрости, можно быть мудрым и в 20 лет, и совершенно бездарным в зрелые годы.
Сегодня с позиции пансофии можно попробовать установить насколько со-временные знания во вселенском масштабе отличаются от знаний наших предков. Например, древние китайцы, египтяне, греки имели довольно обширные математические, астрономические знания, знания о строении вещества, не пользуясь при этом телескопами и микроскопами. Современная наука, несмотря на мощные прорывы, особенно в технологиях, пока не смогла ответить на такие глобальные вопросы миропонимания, как: происхождение человека, как и кем осуществляется управление вселенной, сущность категории «время»,имеются ли формы загробной жизни, существуют ли параллельные миры, как устроена психическая деятельность человека, функционирование его мозга и др.
Пансофия Я.А. Коменского позволяет дать оценку продвижения человечества по пути социального прогресса, достижения всеобщей мудрости. Например, позитивным являются достижения современной медицины, которые в целом позволили значительно увеличить среднюю продолжительность жизни человека. Однако, если учесть ускоренный темп жизни и вообще ускорение времени из-за научно-технического прогресса и всеобщей компьютеризации, то окажется, что эти достижения нивелируются, сглаживаются. Современный человек проживает жизнь быстрее.
В гуманитарном плане мировой порядок в наше время испытывает угрозы и потрясения: постоянно происходят вооруженные конфликты, присутствует диссонанс и разлад в межконфессиональном движении, существует постоянная угроза ядерной войны, человечество не решило проблему предотвращения экологической катастрофы земного масштаба. Эти процессы говорят о том, что образование пока не смогло выполнить функцию по формированию всеобщей мудрости.
Похоже, человечество может повторить ошибки предыдущих, исчезнувших земных цивилизаций.

ЧАСТЬ 2.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ПЕДАГОГ ХХ ВЕКА

В 1988 году специальным решением Всемирной организации ЮНЕСКО из-вестный советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) признан од-ним из величайших педагогов мира, определившим новый способ педагогического мышления в ХХ веке.
Начало своей педагогической деятельности Макаренко осуществлял в обще-образовательной школе, но наиболее впечатляющие педагогические результаты он получил возглавляя воспитательные учреждения, колонии для беспризорных детей, потерявших семьи в результате гражданской войны. Многие из них уже совершили серьезные преступления и доставлялись под конвоем милиции. Пойманных детей считали дефективными и неполноценными. Никто не знал, что с ними делать. Но только не Макаренко. Зачастую он даже отказывался принимать их личные дела, как бы давая каждому из них шанс на новую жизнь с чистого листа.
Антон Семёнович был уверен, что для любого детского коллектива очень важно дать надежду на радость в повседневных школьных буднях. В этой связи он разработал свою знаменитую «теорию завтрашней радости». Он подчеркивал, что если каждый новый день будет похожим на вчерашний, то это будет означать остановку в развитии ученического коллектива, и в конечном итоге, коллектив будет ощущать неудовлетворенность.  Для достижения «завтрашней радости» он ставил перед коллективом и перед каждым воспитанником перспективы трёх видов: близкие, средние, далёкие.
Близкие перспективы были связаны с подготовкой и проведением различных праздников, успешным выполнением очередного учебного этапа, участием в благотворительных акциях, трудовых десантах и др.
Средние перспективы, как правило, связывались с проведением летом увлекательных полуторамесячных походов по южным регионам СССР, отдыхом на Чёрном море. Для этого нужны были деньги и не малые. А где их взять? Если даже в те года не было ни хлеба, ни сапог. Приложив огромные усилия выход им был найден в организации не ремесленного труда воспитанников, а сложного технологического. В начале они изготавливали театральную мебель, кассовые аппараты, а позже, в Харькове, в коммуне имени Дзержинского (1930-1936) были созданы два новейших предприятия: заводы по производству электроинструмента и плёночных фотоаппаратов, раннее закупаемых за рубежом.
Макаренко на практике доказал, что хозрасчёт, заработанные личным трудом деньги, могут сыграть положительную роль в подготовке подростков к жизни. Позже он главной основой своего метода называл именно трудовое воспитание.
Деньги для летнего отдыха собирались в большой чемодан (50-60 тысяч рублей) который увозили с собой. В одном из походов по маршруту Харьков – Нижний Новгород – Сталинград – Сочи – Одесса – Харьков, ребята 15 дней шли на пароходе по Волге. Капитан, как вспоминал Антон Семёнович, был страшный пьяница и однажды посадил пароход на мель. Ребята возмутились потерей времени и денег. Они вызвали его на общее собрание и сделали серьёзное предупреждение. После этого капитан каждый день спрашивал подростков: «Плыть или стоять?», а водку пил только с их разрешения.
Также коммуна, например, закупала на весь год в Харьковских театрах 30-40 лож для эстетического развития подростков.
Далёкие перспективы были нацелены на самоопределение в жизни, выбор профессии, получение специальности. Так, каждый воспитанник овладевал в пол-ном объёме тремя-четырьмя специальностями на уровне высоких разрядов. Многие затем поступали в высшие учебные заведения. Каждому выпускнику выдавалось приданое: кровать, одеяло, полдюжины белья, костюм, пальто. По тем временам это была огромная поддержка. Кроме этого, каждый из них имел на личном счету заработанные денежные средства.
Макаренко доказал на практике простую и одновременно сложную истину: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». В конце своей жизни он писал: «Последние годы у меня было было 600 коммунаров и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 года я работал без обычной в интернатах должности воспитателя».
Однажды Антон Семёнович признался в своём весьма необычном приёме воспитания. У него постоянно было около 10 ребят-воспитанников, которые давно привыкли пить водку и из отлучек часто возвращались пьяные и потом плакали у него на плече. Выгнать их он не мог и постепенно пришел к выводу, что их необходимо учить культуре пития. В 23:00, когда все уже легли спать, он приглашал их к себе домой, накрывал стол с закуской и столовыми приборами, салфетками, завхоз покупал водку. Предупреждал их, что это строгий секрет. Они уже были напуганы обстановкой. Далее он учил их соблюдать три главных правила: на голодный желудок не пей, закусывай, знай на какой рюмке именно тебе нужно остановиться. Таким способом он спас от алкоголизма около 50 ребят. И вот, например, приезжает в гости капитан Красной Армии. Макаренко выставляет графинчик, закуску, а капитан говорит: «Всегда на шестой останавливаюсь, всю жизнь помнить буду».
А.С. Макаренко хорошо представлял стремление многих функционеров от образования к шаблонным подходам в воспитании и поэтому он предупреждал: «Самым опасным моментом ещё долго будет страх перед человеческим многообразием, неумение с разнообразных элементов построить уравновешенное целое. Поэтому у нас всегда будут жить попытки построить всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов». В этой связи он считал, что добиться индивидуального подхода к каждому ребёнку в больших школах очень затруднительно, поэтому настойчиво рекомендовал «Школы-гиганты следовало бы разукрупнить, чтобы каждая имела своё лицо, чтобы дети были знакомы друг с другом, чтобы учителя узнавали в коридоре тех, кого они воспитывают, чтобы весь школьный коллектив дружески общался на школьных праздниках… в кружках».

«ВЫ ВОСПИТЫВАЕТЕ РЕБЕНКА ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА ВАС НЕТ ДОМА»

Заслуживают внимания мысли Макаренко о воспитании в семье. Он считал, что главные черты характера формируются у детей до пяти лет, и то что родители сделали до пяти лет, – это 90% всего воспитательного процесса. Также до пяти лет родителями постоянно должен решаться вопрос о соотношении строгости и ласки, то есть вопрос о дисциплине и родительской нежности. Под строгостью он не понимал гнев, визг или истерику: я мог сказать совершенно вежливо, ласково и спокойно слова, от которых бледнели мои воспитанники.
Ребенку в семь-восемь лет можно дать возможность рисковать в своем пове-дении, чтобы он был смелым. Но это должна быть некая доля риска и под вашим контролем. Под воспитанием воли он понимал не только умение чего-то пожелать и добиться. Самое главное здесь упражнять ребенка при достижении какой-то цели в случае необходимости уметь отказаться в данный момент от исполнения данного желания. Умение притормозить и есть проявление большой воли.
Антон Семёнович подчеркивал: «Каждый отец и каждая мать должны хорошо знать что они хотят воспитать в своём ребёнке». Он рекомендовал родителям руководствоваться принципами:
- вы обязаны постоянно знать, что делает, где находится, и кем окружён ваш ребёнок;
- не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь;
- не платите и не наказывайте за результаты труда;
- никогда не приносите себя в жертву ребёнку.
А.С.Макаренко был убежден, что только в семье, где есть несколько детей, родительская любовь и забота имеют нормальный характер. Он многократно напоминал родителям о том, что хорошо воспитать своего ребенка могут все, а вот перевоспитание это уже дело очень трудное и не всегда возможное.
Прорывом в педагогике явилось открытие Макаренко типичных ложных авторитетов родителей, подробное описание которых изложил в «Книге для родителей». Это авторитеты – подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа.
Огромное значение в воспитании и развитии признанный педагог придавал игре. При этом он выделил три вида неправильных действий родителей. Одни родители вообще не интересуются игрой своих детей, думая, что они сами знают, как лучше играть. Другие уделяют игре слишком много внимания, вмешиваются, дают постоянные советы, а зачастую сами вместо детей что-то им вырезают, лепят, клеят и т.д. В данном случае дети не привыкают преодолевать затруднения, им кажется, что только у взрослых получается делать все хорошо. Третьи родители больше заботятся о количестве игрушек. Они как раз любят покупать сложные механические игрушки, которые быстро надоедают детям и становятся просто предметами для коллекционирования. Ребенок не должен ломать игрушки.
А.С.Макаренко убедительно доказал – в семейном воспитании важны не слова, а сила примера родителей, их поступки и поведение в целом. Обращаясь к родителям, он высказал блестящую мысль: «Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь... – всё это имеет для ребенка большое значение».
Через несколько десятков лет знаменитый советский педагог – гуманист, народный академик В.А. Сухомлинский, считавший себя учеником Макаренко, скажет: «Я тысячу раз убеждён, что всё живое и творческое, что есть в нашей школе, – это детище А.С.Макаренко. Убежден тысячу раз».

ЧАСТЬ 3.

«ЧТОБЫ УЧИТЕЛЯ ХОРОШО УЧИЛИ, А ШКОЛЬНИКИ ХОРОШО УЧИЛИСЬ У НИХ ДОЛЖНО БЫТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ»

Современные учителя и родители бьют тревогу по поводу потери у многих детей интереса к учению, стремления к новым знаниям. В то же время существует большая группа детей, которых называют «маленькие взрослые». Они повышенно серьезны и ответственны, и как бы обминули своё детство. Этой проблемы вообще не существовало в средней школе посёлка Павлыш Кировоградской области в Украине. Её бессменным директором являлся Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Ему удалось создать «школу радости». Свой главный девиз он сформулировал так: «Сердце отдаю детям».
В школе витала удивительная атмосфера сотрудничества между учителями и учащимися.Сухомлинский был уверен в том, что, чтобы учителя хорошо учили, а школьники хорошо учились у них должно быть как можно больше свободного времени. Поэтому никаких письменных отчётов учителей, никаких дежурств, тетради проверять только выборочно.
В своё время у премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер российские журналисты спросили: «Какие школы вы строите?». На что она ответила: «Как какие, такие, как рекомендовал ваш Сухомлинский, не более, чем на 250 учащихся». Действительно, в Павлышской школе дети не торопятся. Здесь старались сохранить им душевное равновесие, уверенность в своих силах. Первоклассники к режиму школы привыкали постепенно. Первые 3-4 месяца им разрешалось выходить из класса когда захочется. Сухомлинский был уверен, что 85% всех неуспевающих ребят отстают из-за каких-то скрытых недугов. Поэтому главное внимание в школе уделяли их здоровью: нормальный завтрак, спят на свежем воздухе и др. В результате многие отмечали, что дети здесь румяные, без синих жилок под глазами. Василий Александрович подчёркивал, что успех ученика зависит не от того, сколько он проводит времени за уроками, а от того, каково его общее развитие, как много он читает. Он старался так организовать деятельность школьников, чтобы они поменьше времени тратили на домашние задания и больше на занятия по собственному увлечению.
Исходя из того, что не все дети развиты одинаково, особенно в начальной школе, Сухомлинский предлагал давать им дифференцированную нагрузку. Он говорил, давайте дадим всем ученикам первого класса одно и то же трудовое задание – носить воду. И мы увидим, что для одних будет достижением принести 5 ведерок, а для других – 20. Так и в умственном труде. Можно одному ученику дать 2-3 задачи, другому только одну. Одному – сложную, другому – простую задачу. При таком подходе все ученики продвигаются вперёд и учение приносит радость. В этой связи он обращался к учителям со словами: «Не судите о ребенке по знаниям, судите по его старанию, по нравственным качествам; обращайтесь не только к уму, но и прежде всего к сердцу ребенка».
В начальных классах Павлышской школы вообще не ставили плохих оценок. Если задание не выполнялось, то его предлагали проработать ещё раз. В.А. Сухомлинский добился того, что родители его учеников не требовали от детей высоких оценок. В результате отличники не чувствовали себя превосходящими счастливчиками, а успевающие на удовлетворительные оценки не испытывали чувство неполноценности.
Сухомлинский считал, что ученикам надо тщательно разъяснить, что из учебного материала необходимо твердо запомнить, а что просто глубоко осмыслить. В этой связи чтобы быть компетентным в содержании школьного образования, он, будучи филологом, досконально изучил все учебные дисциплины, перерешал все математические задачи.
Василий Александрович справедливо был убежден в том, что каждому ученику нужно дать возможность почувствовать успех в учении. Для этого он должен хорошо уметь пользоваться своим главным инструментом – умении читать и писать. Придавая этому умению особый акцент, Сухомлинский требовал от учителей оттачивать его не только в начальных классах, но и на протяжении всего обучения в школе.
Какой смысл вкладывался в умение хорошо уметь читать:
- читать бегло и сознательно;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь между ними;
- давать анализ тексту в процессе чтения;
- уметь выделить главное и второстепенное;
- определить ключевые слова и мысли в тексте;
- находить в книге материал по интересу.
Умение хорошо писать:
- писать бегло, быстро и правильно;
- уметь слушать учителя и кратко записывать содержание его рассказа;
- отличать устную речь от письменной.
Суть педагогики Сухомлинского заключалась в следующем: видеть перед собой не школьника, а человека. Ученик должен быть уверен, что от учителя всегда получит помощь и совет. Он также подчёркивал, что главное в школе – воспитание чувств.
Родители приходили в школу два раза в месяц в течение всего срока обучения и прослушивали курс психологии и педагогики в объеме 350 часов. Это было больше университетского курса. Сегодня многие родители не знают элементарных психолого-педагогических знаний о воспитании детей.
В Павлышской школе частенько случались выпуски, когда выпускники целиком поступали в вузы. Для сельской школы и вообще для того времени – это была большая редкость.
Василий Александрович Сухомлинский признан классиком гуманной педагогики прошлого века.


Рецензии