Стратегия восточной экспансии УГКЦ

Доклад "Стратегия восточной экспансии УГКЦ" прочитан на Всероссийской Покровской академической научно-богословской конференции, проходившей 16 октября 2019 года в Московской Духовной Академии.

Вопреки ожиданиям большинства православных верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, произошедшая смена власти на Украине не принесла долгожданного мира в религиозной жизни страны. Более того, несмотря на миролюбивые заявления нового президента Украины г-на Зеленского, после его инаугурации сторонники раскольнической ПЦУ заметно активизировали свои усилия по насильственному захвату храмов канонической Церкви.

Так, например, по данным портала РИСУ из 12 тысяч приходов УПЦ МП в новообразованную Православную церковь Украины перешли более 370 приходов (1). И хотя в управлении Киевской митрополии говорят всего лишь о 36 переходах (2), по всей видимости, в реальности, ситуация не выглядит столь оптимистичной. Так, например, только в одной Винницкой области в составе епархии ПЦУ насчитывается 20 приходов (3), а если прибавить сюда насильственные захваты храмов канонической Церкви, перерегистрацию православных общин в местных органах власти (4) и случаи переходов из УПЦ МП в ПЦУ в других областях Украины, то цифра, указанная порталом РИСУ, не будет выглядеть столь фантастичной. А ведь за весь период с 2014 по 2019 годы сторонники самозванного «Киевского патриархата» сумели захватить менее 50-ти православных храмов.

И действительно, даже несмотря на то, что до сих пор количество приходов канонической Украинской Православной Церкви значительно превышает количество приходов всех раскольнических образований на Украине, подобная тенденция роста числа раскольнических приходов не может не настораживать.

Доходит уже до того, что некоторое время назад, пытаясь озвучить проблему насильственного захвата храмов лично г-ну Зеленскому, православные верующие УПЦ МП вынуждены были встречать новоизбранного президента Украины в аэропорту города Ровно (5). Однако, похоже на то, что и эта встреча, что называется – «глаза в глаза», никоим образом не повлияла на сложившуюся ситуацию.

А иначе зачем тогда митрополиту Винницкому и Барскому Варсонофию нужно было обращаться с открытым письмом к президенту, в котором владыка просил главу государства: «…обратить внимание на противозаконные действия представителей Православной церкви Украины, направленные на силовой захват Преображенского храма в селе Лука-Мелешковская» (6)? В частности, речь в данном заявлении шла о том, что представители ПЦУ: «…позволяли себе прямые угрозы в адрес настоятеля храма протоиерея Василия Альмухамеда и верующих УПЦ, непосредственно угрожая им физической расправой, не обращая внимания даже на присутствующих при этом представителей полиции, на которых представители ПЦУ и их адвокат также осуществляли давление» (7).

Анализируя современную религиозную ситуацию на Украине, мы видим, что  подобное давление на православных верующих осуществляется сторонниками ПЦУ не только в Винницкой области, но и в других регионах, причем не только на Западе, но на Востоке страны (8).

Почему не работают договоренности и законы? Или зачем стучаться в закрытую дверь?


Но в чем же проблема? Почему мало что дают усилия православной общественности и усилия правозащитников, обличающих действия украинских раскольников и национал-радикалов перед лицом «прогрессивной» западной общественности? Может быть мы чего-то не понимаем? Или может быть мы упустили нечто важное в этом процессе? В конце концов, почему не работают законы Украины, а Запад делает вид, что ничего особенного не происходит?

На самом деле ответ на этот вопрос достаточно прост: Запад сам заинтересован в том, чтобы количество храмов Украинской Православной Церкви стремительно уменьшалось.
Так получилось, что после развала СССР Украина оказалась в самом центре глобальных геополитических процессов, в результате которых все мы стали свидетелями обострившегося противостояния между западной и восточно-европейской (назовем ее так) цивилизациями. Противостояния, которые продолжаются уже не одно столетие.

И потому не секрет, что в западных политических кругах хорошо понимают, что в целом восточно-европейскую славянскую цивилизацию (имеются в виду современные Украина, Белоруссия и Россия) с полной уверенностью можно назвать цивилизацией  Православной! Именно Православию мы обязаны формированием восточно-славянского менталитета, и именно Православие сегодня является той фундаментальной скрепой, разрушение которой способно (по мнению некоторых западных аналитиков) разрушить и всю Православную-русскую цивилизацию.

Задача эта непростая, и главной помехой в этом предприятии является украинское население, большая часть которого в начале 90-х годов позиционировало себя православными христианами и выступало за тесные, дружеские отношения с Россией.

Так что разрушение православной ментальности украинцев, а точнее ее переформатирование либо в русле общеевропейской толерантности, либо в соответствии с нормами западно-христианских ценностей, является одной из основных задач в процессе освобождения страны от излишнего человеческого ресурса.
Только этим и можно объяснить тот факт, что все наши попытки остановить насилие над православными верующими Украины не приносят желаемых результатов. Так что, по сути, озвучивая свои претензии западным правозащитникам, мы стучимся в закрытую дверь (9). Проблема заключается в том, что Запад и не собирался реагировать на наши призывы к восстановлению мира. Более того, прикрываясь красивыми словами о своей озабоченности происходящим, наши западные «друзья» сами же и спровоцировали процесс переформатирования ментальности православного населения Украины, а вместе с ним и гонения на православных, умело используя в этом процессе сочетание религиозного и националистического факторов.

И одним из главных двигателей в этом процессе является Украинская Греко-католическая церковь, которая изначально создавалась, а впоследствии и использовалась, как таран, применяемый Ватиканом для своего продвижения на Восток.
Подумайте сами, к чему привели двухсторонние переговоры между РПЦ и Ватиканом в начале 90-х годов, когда украинские униаты начали захватывать православные храмы? Что только не предпринимали православные для того, чтобы избежать напряженности и предупредить насилие над православными верующими Украины. Так, например, с тревогой и озабоченностью происходящим, непосредственно к Римскому понтифику, обращался и сам Патриарх Пимен и другие православные иерархи.
 
Вот что писал по поводу захвата Преображенской Церкви во Львове в своём открытом письме к Римскому Понтифику архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней: «…считаем необходимым довести до вашего сведения, что 29 октября 1989 года, в 8 часов утра, представители Украинской Греко-Католической Церкви, применив насилие, захватили Преображенскую Церковь в г. Львове… Греко-католики, вооруженные металлическими предметами, установили круглосуточное дежурство в захваченном храме. У настоятеля церкви потребовали сдачи ключей от его церкви, угрожая применением физической силы. Некоторые замки в дверях уже варварски взломаны и заменены другими. Греко-католики издевались над православными верующими, насильственно изгоняя их из храма… В этой чрезвычайно сложной ситуации мы обращаемся к Вам: остановите подстрекательство Украинской Католической Церкви за рубежом, примите экстренные меры и сдержите насилие. Греко-католики должны немедленно освободить наш храм… Мы надеемся, что к голосу Вашего Святейшества прислушаются Ваши духовные дети, которые заблудились, презрев не только церковные, но и гражданские законы…» (10).

На первый взгляд могло показаться, что обращение Патриарха Пимена и письмо владыки Иринея возымели действие. Так, 2 ноября в Москве представители Римо-Католической и Русской Православной Церквей обменялись мнениями о сложившейся ситуации и выступили с совместным заявлением, в котором говорилось следующее: «Дух христианской любви требует от всех отказаться от актов насилия, которые не только не решают никаких проблем, но препятствуют продвижению по пути к их подлинному решению» (11).

Затем, 12-17 января 1990 года в Москве состоялись переговоры представителей Ватикана и Московской Патриархии, во время которых обсуждалось положение православных и католиков восточного обряда, а также перспективы нормализации ситуации. Итогом встречи в Москве стало принятие резолюции «О нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине». Данная резолюция была одобрена Папой Иоанном-Павлом II и Архиерейским собором Московского Патриархата. На её основе была создана четырёхсторонняя комиссия, в которую вошли представители Святого Престола, Московского Патриархата, Украинской Православной и Украинской Католической Церквей.

С 8 по 13 марта эта комиссия работала во Львове и других населённых пунктах Западной Украины. В результате чего были приняты совместные решения по разделу храмов в некоторых населенных пунктах, в том числе все стороны подписали соответствующие протоколы о разделе храмов. После этого, 6-11 июня 1990 года, во Фрайзинге под Мюнхеном (ФРГ), состоялось очередное заседание смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу. Комиссия обсуждала вопросы унии и прозелитизма в связи с их активизацией в Западной Украине и на территории других Православных Церквей. Представители Православных и Римо-Католических Церквей осудили унию, как способ достижения христианского единства и методы его действия. В частности, в заявлении, принятом обеими сторонами говорилось: «…термин «уния» означает в данном случае стремление достигнуть единства Церкви путем раскола православных общин, без учёта того, что экклесиологично Православная Церковь есть Сестрою-Церковью, которая является благодатной и спасительной. Поэтому, в соответствии с текстом Венской Подкомиссии, мы отрицаем унию как способ достижения единства, ибо она противоречит общему преданию наших Церквей» (12).

Однако, через некоторое время представители Католической Церкви восточного обряда вышли из состава комиссии, чем фактически сорвали процесс нормализации отношений между православными и католиками на Западной Украине.

Сразу после этого ситуация в Западной Украине начала резко накаляться: участились захваты православных храмов, насилие и беззаконие по отношению к православным. Участились случаи поджогов православных храмов и разбойных нападений на православных священнослужителей. Более того, в своём заявлении от 17 марта 1990 года униатские епископы объявили, что «Украинская Греко-Католическая Церковь – единственная на Украине», а митрополит Владимир (Стернюк) начал даже именовать себя не только титулом «митрополит Львовский», но и «Киевский и Галицкий».

В итоге на Западной Украине были, фактически, разгромлены три православные епархии. Так, например, во Львове из 19-ти действующих на тот момент православных храмов (это конец 1990 года) были захвачены практически все. В Ивано-Франковске были захвачены все 5 действующих православных храмов. Похожая ситуация имела место и в других западных областях Украины.

Безусловно, цинизм Ватикана не может не удивлять. Но с другой стороны, на что мы рассчитывали? Достаточно вспомнить историю Брестской унии и ее насильственное насаждение на исконно православных землях (13), а также то как униатские иерархи уже в новое время подпольно, засылали своих эмиссаров на Урал, в Сибирь и другие отдаленные регионы бывшего СССР (14), как нам сразу станет понятно, что вот уже много веков наши западные соседи всеми возможными способами пытаются разрушить православную-русскую цивилизацию. Конечно, потом они извинятся за содеянное, как это делали уже не раз, когда извинялись перед теми народами, в жизнь которых принесли хаос и разрушение. Но извинения эти так и останутся пустыми словами, как остаются пустыми словами их многочисленные заверения в добрых намерениях.

Похоже на то, что откровенный цинизм и лицемерие стали уже визитными карточками, как Ватикана, так и его «внебрачной дочери» - УГКЦ. Ну, подумайте сами: с одной стороны, совсем недавно в совместном заявлении Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, так называемой «Гаванской декларации», было сказано следующее: «…Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями (п. 24)… А также,.. что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства» (15).

А с другой стороны, Ватикан даже и не пытается скрывать то, что используя УГКЦ в качестве тарана, намеревается окатоличить исконно православное население Востока Украины, как, впрочем, и всей Украины в целом. Более того, если попытаться восстановить в памяти высказывания католических иерархов и даже самого римского понтифика, мы не обнаружим ничего похожего на оценку унии данную в гаванской декларации. Так, например, уже после принятия гаванской декларации летом 2016 года во время своего визита в Украину госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин назвал Патриарший собор Воскресения Христова УГКЦ в Киеве не больше - не меньше, как «Центром единения всей Украинской Греко-Католической Церкви» (16).
 
Ну, а совсем недавно (5 июля 2019 года) по инициативе папы римского Франциска в Ватикане состоялась встреча с представителями УГКЦ, делегацию которой возглавлял предстоятель униатов Святослав (Шевчук). В итоге, как сообщают новостные агентства, «…папа римский желал продемонстрировать свою близость к Украинской греко-католической церкви» (17).

После двухдневных  переговоров в римской курии выпустили итоговое коммюнике, в котором речь шла о том, что: «Святейший Отец Франциск… стремился выразить свою близость к этой Восточной Католической Церкви своего права (sui iuris). Вместе со своими сотрудниками Папа Франциск высоко оценил историю Церкви (а ведь в гаванской декларации осуждался униатизм прежних веков - прим. автора), ее духовную, литургическую, богословскую и каноническую традицию, ее верность сопричастию со Святейшим Отцом, утвержденную и запечатанную кровью мучеников. Анализ предложенных тем состоялся в духе взаимного слушания и сопровождался молитвой, ища необходимые условия для того, чтобы обеспечить развитие и расцвет этой Церкви в современном мире. Особое внимание было уделено пастырской работе, евангелизационному служению, экуменизму, особому призванию Украинской греко-католической церкви в контексте современных социально-политических вызовов, особенно в условиях войны и гуманитарного кризиса в Украине, а также ее служения в разных странах мира»(18).

Чем, как не лицемерием и двойными стандартами по отношению к православным, можно еще назвать подобные заявления? После такого поворота событий уже не стоит удивляться факту созыва в Риме очередного заседания синода УКГЦ (19).
Впрочем, нужно быть излишне наивным для того, чтобы ожидать от Рима каких-либо действий в этом направлении. Наоборот, похоже на то, что история развивается по спирали, а потому, сегодня, на новом витке истории, как и во времена Брестской унии, как и в начале 90-х годов, именно украинские униаты играют первую скрипку в процессе переформатирования ментальности украинского населения.
В этом смысле показательными является недоумение профессора Украинского Католического Университета Я. Грыцака, в котором он сокрушался по поводу того, что: «Советское прошлое преодолеть относительно легко, но что делать с византийско-православным наследием?» (20).

Вот почему не стоит удивляться тому, что сегодня на Украине униаты сумели занять практически все ведущие посты, как в СМИ, так и в государственных (в том числе и силовых) структурах. Причем работа эта велась с самого начала 90-х годов при полном содействии украинской (в основном греко-католической) диаспоры за рубежом. Именно с Запада (США и Канады) в Украину засылались пронационалистически и проуниатски настроенные журналисты, политики и общественные деятели.
Естественно, что они направляют государственную политику в области религии в нужное им русло, лучше сказать – задают тон в отношениях между государственными структурами, светскими СМИ и УПЦ. Т.е. именно они и их западные коллеги являются инициаторами и вдохновителями информационной войны против Православия. Инициаторами гонений и дискриминации православных верующих украинцев (21). В том числе и инициаторами майдана в 2014 году были именно униаты и сочувствующие им право-радикалы (22).
 
Но более всего удивляет роль униатов в процессе создания так называемой Православной церкви Украины. В этой связи, как бы сам собой напрашивается вопрос, - а им то, зачем это нужно? Зачем депутаты–униаты из Верховной Рады ездили с президентом страны в Константинополь за получением пресловутого «Томоса»? Зачем они подписывали обращение в Константинополь с призывом к Патриарху Варфоломею выдать этот пресловутый «Томос»?

Ответ на эти вопросы становится понятен, когда знакомишься с многочисленными заявлениями, как украинских политиков, так и представителей УГКЦ и ПЦУ о возможности и даже необходимости объединения всех православных верующих Украины.
Так, экс-президент Украины Петр Порошенко уже не скрывает того, что хочет объединить ПЦУ с греко-католиками. Похоже на то, что свой личный выбор в этом направлении он сделал уже давно, а точнее тогда, когда стал причащаться в Греко-католической Церкви (23) .

Точно также и сами представители УГКЦ в лице своего высшего руководства давно уже озвучили идею объединения всех православных конфессий Украины. Так, например, на встрече главы УГКЦ с Чрезвычайным и Полномочным послом США в Украине Мари Йованович Святослав Шевчук отметил, что создание единой Православной Церкви является только первым шагом для достижения единства Церквей: «Следующим шагом является экуменический диалог между УГКЦ и объединенным украинским Православием в направлении восстановления первоначальной единства этой Церкви» (24). И это не единственное его заявление на эту тему.

По сути, идея униатов понятна. Сначала нужно внести раскол в ряды самих православных, оторвав, путем политических манипуляций и игры на патриотических чувствах людей, некоторую часть верующих канонической Украинской Православной Церкви, а затем, прикрывшись словами Христа о единстве, объединить их с УГКЦ. Что в итоге неминуемо приведет к подчинению новосозданных раскольнических организаций непосредственно Ватикану и, следовательно, укрепит позиции последнего в современной Украине. Именно эта тактика отрабатывалась веками западным политическим истеблишментом и Ватиканом с помощью униатов на исконно православных землях. И именно теперь ее пытаются применить с новой силой и нескрываемым цинизмом.

И действительно, наши западные «друзья» даже и не пытаются скрывать своего участия в процессе уничтожения украинского православия. В этом смысле союз Константинопольской Церкви и Госдепа США (хотя, казалось бы, какое им дело до православных в Украине?) имеет общую конкретную цель – ослабить Русскую Православную Церковь. Таким образом, каждый из участников этого союза надеется получить свои дивиденды: если Фанар с помощью «Томоса» ПЦУ надеется утвердить в мировом Православии свою позицию «первого без равных», то для Госдепа «Томос» – всего лишь средство достижения определенных целей по утверждению мировой гегемонии США.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного, так как еще полвека назад во время одного из первых интервью журналу Evening Independent новоизбранный Константинопольский патриарх Афинагор сказал: «Я всегда буду продвигать Америку и американские интересы, жить американскими идеалами и проповедовать их» (25).

Почему Шевчук постоянно лжет?

 
Не вызывает сомнений, что эти идеалы предполагают полное окатоличивание православного украинского населения. А иначе зачем тогда предстоятелю УГКЦ так откровенно врать в лицо украинской общественности, выдавая себя за православного? Что это если не подготовка почвы для предстоящей унии?
Данные выводы подтверждаются и многочисленными высказываниями главы украинских униатов Святослава Шевчука, который при каждом удобном случае пытается убедить украинцев в том, что между УГКЦ и Православной Церковью практически нет никаких различий.
 
Чего только не наговорил в этом ключе Святослав Шевчук, обращаясь к широкой общественности?
Так, например, во время встречи с Патриархом Варфоломеем он заявил, что для Украинской Греко-Католической Церкви Вселенский Патриархат является Церковью-матерью (26).
 
А чего стоят его постоянные заявления о том, что и Православная Церковь и УГКЦ вышли из одной крещальной купели?
Или вот, например, во время своего выступления в Университете колледжа св. Михаила в Канаде глава украинских униатов во всеуслышание объявил следующее: «Нас сегодня называют единственной самой большой преградой для православно-католического примирения мирового масштаба. Вот почему для меня сегодня очень важно предстать перед вами в этом прекрасном университете и однозначно заявить: УГКЦ, крупнейшая из Восточных Католических церквей, никаким образом не противопоставляется ни одной из Православных Церквей. Мы – вполне православная Церковь, с православным богословием, литургикой, духовностью и канонической традицией» (27).

Это уже, что называется, – предел всему! Уверен, сам пан Святослав хорошо осведомлен о том, что между католичеством и православием лежит глубокая и непреодолимая пропасть в догматическом и каноническом поле. В этом смысле нынешнему главе украинских греко-католиков не помешало бы определиться – с кем он? С православными или с Римом? На деле же это означало бы отказ от одной богословской традиции в пользу другой. Т.е. для того, чтобы стать православным, необходимо со всей определенностью осудить все основные заблуждения католицизма. Как говорится – ни больше - ни меньше! Пока же одновременное объявление себя католиками восточного обряда и православными, по меньшей мере, является недоразумением, а по сути – попыткой намеренного обмана определенной части украинского населения, формально относящих себя к православной традиции.

На самом же деле, согласно Кодексу канонов Восточных Церквей, который является основным правовым документом Римо-католической Церкви касательно Восточно-католических Церквей, истинным главой УГКЦ является не кто иной, как Римский Понтифик, который одновременно является главой иностранного государства Ватикан. Так что УГКЦ вовсе никакая не украинская, не независимая, не православная церковь. Именно поэтому наши униаты так активно работают на Запад, на Ватикан. И именно поэтому, сразу же после распада СССР, стратегической целью для украинских униатов вновь был объявлен «поход на Восток»: уже в самом начале 90-х годов вокруг УГКЦ собираются национал-радикалы разного толка, а также создается и развивается система международного финансирования и материального обеспечения восточной экспансии УГКЦ.

В итоге униаты создали на Востоке Украины сеть центров реализации восточной стратегии. Кроме этого, ими были определены и объекты воздействия, т. е. наиболее податливые, слабые, чувствительные к воздействию звенья: в современных условиях это население, терпящее бедствие и молодежь. Разумеется, важнейшим положением такой глобальной стратегии является официальная международная поддержка и информационное обеспечение, которые взяли на себя Ватикан и США. Дабы не быть голословными, позволим себе подтвердить выше озвученные выводы цитатами от самих униатов.

Так, например, 19 июня 2016 года глава УГКЦ Святослав Шевчук в присутствии госсекретаря Ватикана кардинала П. Паролин, сам же отвечая на свой вопрос «Куда дальше поведет нас Святой Дух?», объявил: «Нам на это указывает сам Папа Римский», фактически утвердил претензии УГКЦ на глобальный статус и сформулировал стратегическую цель УГКЦ, заявив на проповеди: «Наша Церковь есть Церковь глобального масштаба… Будущее УГКЦ и Украины куется там, где сейчас война… Не бойтесь агрессора… Выдвигаемся на восток Украины…» (28).
И опять это заявление было сделано практически сразу после подписания гаванской декларации.

Да и сам кардинал П. Паролин, обращаясь к студентам Украинского католического университета и Львовской духовной семинарии Святого Духа 18 июня 2016 года во Львове, обозначил роль УГКЦ в евангелизации востока Украины следующим образом: «Если вы традиционно развивались на западе Украины, а сегодня восток Украины нуждается в вас – не стоит колебаться в служении. Это будет испытанием вашей церковной зрелости: способность стать «всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9, 22). Такой дух мобильности в служении покажет, что ваша Церковь – не провинциальное явление, для понимания которого необходимо принадлежать к какому-то особому клану, но полное проявление универсальности... Каждая Церковь, сосредоточенная на себе, которая не проповедует, – это лишь ностальгия по идеальному несуществующему прошлому» (29).
И эти планы уже воплощаются в жизнь: «…Всемирный конгресс украинцев выделил средства на постройку 10 греко-католических храмов на востоке Украины, на территории Донецко-Харьковского экзархата…» – сообщает декан Краматорского деканата Донецко-Харьковского экзархата Украинской Греко-католической Церкви В. Иванюк. Так бюджет строительства храма УГКЦ в г. Доброполье составит 100 тыс. долларов.

Точно так же стратегия восточной экспансии УГКЦ предусматривает создание сети центров реализации планов на местах. Так, например, с 7 по 8 июня 2016 года Синод епископов Киевско-Галицкого архиепископства УГКЦ принял решение создать пасторально-социальные миссии на линии разграничения в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Синод УГКЦ постановил, что каждая епархия Киево-Галицкого архиепископства должна организовать работу одной миссии.

В итоге на канонической территории Украинской Православной Церкви на Востоке Украины уже появляются форпосты католичества – новые храмы общины УГКЦ. Об этом заявил глава УГКЦ С.Шевчук в эфире Радио Ватикана в октябре 2015 года. По его словам это обусловлено деятельностью греко-католических военных капелланов, т. е. военных священников, помогающих справиться с душевными проблемами и найти путь к спасению людям. «Окормляя духовно» ВСУ, С.Шевчук планирует опираться на силу вооруженных людей и их капелланов для продвижения собственной Церкви: «В течение последних месяцев мы видим такой интересный феномен, что в местах постоянной дислокации военных частей и даже в зоне АТО очень много местных общин начинают обращаться к власти с просьбой создать греко-католические парафии, – заявил лидер греко-католиков. – Мы понимаем, что военный капеллан в первую очередь является священником для армии, а не для гражданского населения, – продолжил Шевчук, – но сам факт, что спонтанно со стороны местных людей проявилось такое уважение к УГКЦ, является для нас вызовом. Поэтому нужно знать, как на это правильно ответить, как послужить тем людям, которые ищут Божьего слова именно в нашей Церкви» (30).

Понятное дело, что лидер УГКЦ выдает желаемое за действительное, ибо о каком уважении может идти речь, когда свою миссию наши униаты выполняют с помощью военных? Впрочем, это только усугубляет проблему, т.к. Запад не только не собирается выполнять гаванские договоренности, но более того, использует гражданскую войну на Украине в целях дальнейшего продвижения на Восток. Кстати, этот вывод подтверждает и недавнее заявление Святослава Шевчука, в котором он призывает продолжать войну на Востоке Украины и пытается заклеймить позором тех, кто по его словам устал от войны (31). Так что, попросту говоря, война выгодна и Ватикану, и УГКЦ.

И, между прочим, подобные методы на Западе применяются, что называется, - не в первой. Стоит вспомнить только то, как в Ватикане «закрывали глаза» на геноцид православных сербов, устроенных хорватскими усташами, во время Второй мировой войны? Геноцид, который по сути своей осуществлялся при полном одобрении  Ватикана: «Так, комиссия Синода Сербской Православной Церкви установила, что 800 тысяч православных сербов было убито, 300 тысяч изгнано, 240 тысяч насильственно перекрещено… И во всем этом принимала участие Римо-католическая церковь и ее представители. 5 мая 1941 года Павелич и министр образования и культа Миле Будак приняли «Закон о религиозном обращении», принуждавший православных принимать католичество. Это тот самый Миле Будак, который заявил в своей речи в Госпиче 22 июня 1941 года: «Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них.
 Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль»… Отметим, что эту людоедскую речь перепечатали в официальном периодическом издании курии Загреба «Katolicki List»… Вслед за этим то же самое издание выпустило сообщение архиепископа Загреба монсеньора Алоиза (Степинаца), который называл сербов «ренегатами Католической церкви» и одобрял новый закон. Данное издание 31 июля того же года призывало ускорить процесс обращения сербов в католичество. В 1943-м году Степинац писал в Ватикан, что в НГХ обращено в католичество 240 тысяч сербов…. Более того, римский папа Пий XII благодарил Степинаца и католических священников за усилия по обращению «схизматиков». Он же докладывал папе о том, что в католичество обращено 240000 православных сербов… В уничтожении православных сербов активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями, и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью... Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: “Позовите могильщика”». Рассказывают про него также, что он с удовольствием пил кровь своих жертв, говоря: «Дайте мне напиться коммунистической и жидовской крови». Он был далеко не единственным клириком-палачом в Ясеноваце. В нем прославились монахи-надзиратели концлагеря Ясеновац Майсторович, Брклянич и Буланович, убивавшие узников лагеря… И таких примеров были тысячи. По подсчетам Международной комиссии по Ясеновацу, 1400 католических священников, то есть 2/3 из них, так или иначе приняли участие в геноциде. Бесчеловечная жестокость католических клириков настолько превосходила все мыслимые понятия о дозволенном, что приходилось вмешиваться даже немцам, которые, не дрогнув, могли расстрелять 100 сербских заложников за одного убитого немецкого военнослужащего. Так, священник Мата Граванович вместе с несколькими усташами был казнён гитлеровцами за… зверства по отношению к сербам. Участие католических священнослужителей в геноциде продолжалось вплоть до конца войны» (32).

Заключение
 
Учитывая все вышеизложенное, невольно приходишь к выводу о том, что на современном историческом этапе отношения между Русской Православной Церковью, с одной стороны, и Ватиканом с УГКЦ, с другой, требуют либо фундаментального переосмысления, либо серьезной корректировки.
Причем особое внимание здесь нужно обратить на явную русофобскую, национал-экстремистскую деятельность Украинской Греко-Католической Церкви, приходы который есть и на территории Российской Федерации (33).
 
С учетом того, что в последнее время все больше и больше граждан Украины получают российское гражданство, а также с учетом многочисленных фактов непрекращающегося давления Запада на Россию, сам собой напрашивается вопрос о том, - не станут ли приходы УГКЦ в России плацдармом для распространения национал-радикальных идей в российском обществе, и, как следствие, плацдармом для дальнейшего продвижения УГКЦ, а с ней и западной идеологии, на Восток?

Увы, поведение украинских униатов на территории России часто заставляет задуматься о том, что подобные опасения отнюдь не напрасны. Так, например, еще в начале двухтысячных годов диакон одного из московских приходов УГКЦ Александр Шведов объявляя Православие извращением христианства, заявил что: «Потребуются немалые усилия для разоблачения многовековой клеветы на Русь, для восстановления исторической памяти и чистоты христианской веры русского народа» (34). А затем и вовсе призвал к уничтожению территориальной целостности Российской Федерации, заявив в 2011 году на своей странице в ЖЖ, буквально следующее: «…может американские братья и НАТО помогут патриотам русским сбросить иго Орды…» (35).
Похожие русофобские и антиправославные выпады позволяют себе и алтарник греко-католического прихода в Москве Константин Шевченко, а также священник униат из Санкт-Петербурга Кирилл Миронов (36).

Правда, нас могут спросить, а что в этом такого плохого? Может быть смена ментальности пойдет на пользу будущим поколениям Россиян? Увы, многовековая история западной экспансии на исконно русских-православных территориях не подтверждает этого вывода. По всей видимости и в будущем заигрывание с западными ценностями не сулит нам ничего хорошего.
Просто потому, что новому окатоличенному поколению судьба России будет уже не так близка, как она близка людям с православной ментальностью. Вряд ли эти новоиспеченные граждане России, будут сильно волноваться за ее судьбы и заботиться о целостности государства. Уверен, в приступе либерально-демократического угара они с успехом развалят свою страну. А нашим западным друзьям это только и нужно: легче будет завладеть, а потом и контролировать ресурсы России.

Я бы не делал таких категорических умозаключений, если бы в реальности не наблюдал, как этот процесс осуществляется сегодня на Украине, где новое поколение евроинтеграторов собственными же руками разрушает свою страну при активной помощи украинской Греко-католической церкви, являющейся восточно-европейским филиалом РКЦ.
Вот я и предостерегаю всех нас от того, чтобы мы не пустили в свою ограду этого волка в овечьей шкуре. Уверяю читателя, никакой другой цели, кроме того, чтобы перебить там всех овец, у него нет и никогда не было.


Ссылки:

1. BBC NEWS/Украина: официальный сайт [Электронный ресурс] //300 или 60? Сколько украинских приходов перешли в новую церковь и как это считают. – URL: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-47368276
2. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Епископ Виктор рассказал о реальной статистике переходов из УПЦ в ПЦУ. – URL: 3. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // «Иерарх» ПЦУ Симеон: я потерял очень много. – URL: 4. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Черновицкая ОГА перевела в ПЦУ три храма против воли религиозных общин УПЦ. – URL: В Винницкой области симпатизирующие ПЦУ чиновники областной администрации сумели перерегистрировать 170 общин УПЦ МП. Дошло даже до того, что данный случай стал предметом судебного разбирательства (Газета 33-й канал: официальный сайт [Электронный ресурс] // Игоря Салецкого полиция и МП в Винницы привлекают к суду за регестрацию общин ПЦУ . – URL:
5. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Прихожане захваченных храмов УПЦ встречают Зеленского в аэропорту Ровно. – URL: 6. Православная жизнь: официальный сайт [Электронный ресурс] // Президента Зеленского просят обратить внимание не бесчинство ПЦУ в селе Луке-Мелешковской. – URL: 7. Там же.
8. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Под Харьковом семью клирика УПЦ пытались сжечь заживо, позже - расстрелять. – URL: 9. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // УПЦ обратилась к ООН и ЕС в связи с массовыми нарушениями прав верующих. – URL: 10. ЖМП, № 3, 1990 г. Архиепископ Львовский и Дрогобычский Ириней. Открытое письмо Святейшему Папе Иоанну Павлу Второму.
11. ЖМП, № 3, 1990 г. Заявление для прессы, принятое представителями Римо-Католической и Русской Православной Церквей, участвовавшими в обмене мнениями, 2 ноября 1989 года.
12. Православный вестник. Киевская митрополия. №4, 1991 г.
13. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Как православные украинцы унию принимали. – URL:
14. «В 1951, получив известие о смерти К. Шептицкого и проанализировав ситуацию с укр. греко-католиками, репрессированными сталинским режимом и переселенными в Сибирь, Слипый принял решение о назначении для азиатской части Рос. экзархата администраторов: для Зап. Сибири с центром в Новосибирске — свящ. Н. Ревтя, для Центр. Сибири с центром в Красноярске — свящ. И. Блаватского, для Вост. Сибири с центром в Иркутске — свящ. С. Ратича, для Казахстана с центром в Караганде — свящ. А. Зарицкого, для Средней Азии с центром во Фрунзе (совр. Бишкек) — свящ. И. Федорика. Назначения были совершены тайно, в ситуации подпольного существования Укр. Греко-Католической Церкви». (Католическая энциклопедия. Т. 4. «Р-Ф». Статья «Слипый Иосиф». – М. Издательство Францисканцев. 2011. – 875 с.)
15. Официальный сайт Московского Патриархата/Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/4372074.html
16. РИСУ: официальный сайт [Электронный ресурс] // ДЕРЖСЕКРЕТАР ВАТИКАНУ: СОБОР УГКЦ В КИЄВІ - СИМВОЛ ВАЖКОЇ ТА ГЕРОЇЧНОЇ ІСТОРІЇ ЦЕРКВИ. – URL: 17. Парламентская газета: официальный сайт [Электронный ресурс] // В Ватикане проходит встреча папы римского с украинскими греко-католиками. – URL: 18. Народный корреспондент: официальный сайт [Электронный ресурс] // Рандеву у папы: почему греко-католики остались без патриархата. – URL: 19. Credo press: официальный сайт [Электронный ресурс] // В Риме проходит Синод Украинской Греко-Католической Церкви. – URL: https://credo.press/226365/

20. Конт: официальный сайт [Электронный ресурс] // Несколько слов о создании умышленного кризиса на Украине. – URL: https://cont.ws/@alexandrpasichnik/459944
21. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Цинизм, что греко-католики из Рады вмешиваются в дела православных. – URL: 22. Конт: официальный сайт [Электронный ресурс] // Украинская греко-католическая церковь и майданы на Украине. – URL: https://cont.ws/@alexandrpasichnik/601587
23. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Великий или двуликий: почему Петр Порошенко делает ставку на утиатов. – URL: 24. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Президент выступил с речью о Томосе на молитве с греко-католиками. – URL: 25. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // Фанар, Ватикан или Госдеп: кто стоит за Томосом ПЦУ. – URL: 26. РИСУ: официальный сайт [Электронный ресурс] // НА ЗУСТРІЧІ З ПАТРІАРХОМ ВАРФОЛОМІЄМ МИ ГОВОРИЛИ, ЩО ДЛЯ УГКЦ ВСЕЛЕНСЬКИЙ ПАТРІАРХАТ Є ЦЕРКВОЮ-МАТІР'Ю, - БЛАЖЕННІШИЙ СВЯТОЛАВ. – URL: 27. Regnum.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Почему украинские греко-католики назвали себя «Православной Церковью». – URL: https://regnum.ru/news/society/2190065.html
28. Живе Телебачення: [Электронный ресурс] // Проповідь Блаженнішого Святослава в Архикатедральному соборі Святого Юра у Львові на свято Зіслання Святого Духа (19 червня 2016 року). - URL: https://youtu.be/8-Rnpcztysc.
29. Украинский католический университет: официальный сайт [Электронный ресурс] // Держсекретар Ватикану звернувся до семінаристів УГКЦ. - URL: http://ucu.edu.ua/news/33706/
30. Независимая газета: официальный сайт [Электронный ресурс] // Греко-католики обустраиваются на Востоке Украины. - URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2015-10-21/4_catholic.html
31. СПЖ: официальный сайт [Электронный ресурс] // От войны устали те, кто думает лишь, как спасти свою шкуру, - глава УГКЦ. – URL: 32. Pravoslavie.ru: официальный сайт [Электронный ресурс] // Протодиакон Владимир Василик. Роль римо-католической церкви в геноциде сербского народа на территории «независимого государства Хорватия». – URL: https://pravoslavie.ru/113349.html
33. Не стоит забывать, например, о том, что большинство лидеров украинских националистов, как прошлого, так и настоящего являются либо выходцами из семей греко-католических священников, либо связаны с таковыми тесными родственными узами. Так, например, Степан Бандера был сыном униатского священника. После убийства Бандеры лидером украинских националистов стал сын униатского священника Степан Ленкавский. Сыном униатского священника был Ярослав Стецько  возглавлявший Провод ОУН(б), с 1968 года.  Первым руководителем краевого провода был сын униатского священника Богдан Кравцив. Референт провода по оргработе Степан Охримович, референт по идеологической работе Иван Габрусевич, тоже были выходцами из семей униатских священников, а казначей ОУН Ярослав Чемеринский сам был священников в униатском храме во Львове. Эта тенденция сохраняется и по сей день в украинской политике.
34. Конт: официальный сайт [Электронный ресурс] // Греко-католики в России: пропаганда нацизма, бандеровщины, сепаратистские движения, поддержка майдана и финансирование ВСУ. Часть 1. – URL: https://cont.ws/@alexandrpasichnik/696843
35. Там же.
36. Конт: официальный сайт [Электронный ресурс] // Греко-католики в России: пропаганда нацизма, бандеровщины, сепаратистские движения, поддержка майдана и финансирование ВСУ. Часть 2. – URL: https://cont.ws/@alexandrpasichnik/706210


Рецензии