Людей теряют только раз...

 



 
     Ох уж эта фатальная цифра 37! Когда-то Владимир Высоцкий написал :
     Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
     А Маяковский лег виском на дуло...
    
     Обратите внимание, что цифра эта - роковая для многих и многих творческих людей. Байрон,  Роберт Бёрнс, Хлебников, Одоевский, Пушкин, Маяковский, Николай Рубцов, о котором я уже делала доклад в январе... Но сегодня я расскажу о Геннадии Федоровиче Шпаликове, давно и незаслуженно, на мой взгляд, забытом. Но сначала стихи, которые, как оказалось, прочно вошли в жизнь многих и многих почитателей поэта.

     По несчастью или к счастью
     Истина проста.
     Никогда не возвращайся
     В прежние места.

     Даже если пепелище
     Выглядит вполне,
     Не найти того,что ищем,
     Ни тебе, ни мне.

     Путешествие в обратно
     Я бы запретил.
     Я прошу тебя, как брата,
     Душу не мути.

     А не то рвану по следу
     Кто меня вернет ?
     И на валенках уеду
     В сорок пятый год.

     В сорок пятом угадаю,
     Там, где- боже мой !
     Будет мама молодая
     И отец живой !

Если кто-то помнит, это стихотворение очень хорошо, просто замечательно когда-то прочитал Михаил Ефремов.
     В городе Сегежа 6 сентября 1937 года родился Геннадий Федорович Шпаликов. Мама, Людмила Никифоровна, занималась домой и сыном, а отец- Федор Григорьевич работал на строительстве бумажно-целлюлозного комбината. Началась война и он ушел на фронт. В 1944 году, в одном из боев при освобождении Польши, получил серьезное ранение, от которого вскоре скончался.
     Сам же Геннадий вначале учится в Киевском суворовском военном училище, затем поступает в Московское высшее командное училище, но вскоре из-за травмы ноги его комиссовали.
     В 1962 году Шпаликов начинает работу с Георгием Данелия. 25-летний юноша, не имеющий образования, создает сценарий к фильму "Я шагаю по Москве". И песня, которая звучит в этом фильме, также принадлежит перу Шпаликова. Помните ? "А я иду, шагаю по Москве...И я пройти еще смогу..."
     Затем, в 1966 году под нажимом друзей и того же Данелии, он остановится студентом сценарного факультета ВГИКа. Сокурсниками были два Андрея- Тарковский и Кончаловский. Все трое очень тесно общались. Во время учебы Шпаликов пишет еще один сценарий. Эта работа приводит его к сотрудничеству с Марленом Хукциевым. Но Генсек Хрущев не оценил работу и фильм подвергся жесточайшей критике.
     Шпаликов дважды вступал в брак. Первой супругой была актриса Наталья Рязанцева. Но влюбленность быстро прошла и молодые люди расстались. И тут появляется Инна Гулая. Тоже актриса. Такая же талантливая и красивая, уже снявшаяся в фильме "Когда деревья были большими". У них рождается дочь Дарья. Но молодой папа уже катился по наклонной. Отсутствие постоянной работы, проблемы с цензорами и критиками, безденежье, все это толкало к любимому развлечению- застолью.
     Пил с друзьями, позже присоединилась и супруга. Постоянное выяснение отношений не добавляло романтизма, поэтому Геннадий решил уйти из семьи. Он фактически стал бездомным.
     И в это время, будто что-то предчувствуя, пишет "Стих- завещание".
     Не прикидываясь, а прикидывая,
     Не прикидывая ничего,
     Покидаю вас и покидываю,
     Дорогие мои, всего !
     Все прощание - в одиночку,
     Напоследок- не верещать !
     Завещаю вам только дочку-
     Больше нечего завещать !

     Судьбе их дочери не позавидуешь. После самоубийства матери, девушка бросает карьеру в театре и отправляется в Свято-Троицкий монастырь в Коломне. Через пару лет она попыталась вернуться в театр, но ее не приняли. Гибель родителей, психологическая травма детства сказались на ее здоровье и сейчас Дарья  Геннадьевна Шпаликова находится в Научном центре психического здоровья в Москве.
     Но вернемся к поэту.
     В 1974 году, неожиданно для всех, Шпаликов вновь возвращается к работе. Он пишет сценарий "Девочка Надя, чего тебе надо?" и отправляет в Госкино. Но ответа так и не дождется. Это и станет  последней каплей в судьбе поэта и сценариста.
     Вернувшись в Переделкино, где он проживал в последнее время, поднявшись на второй этаж дома, сворачивает  шарф в петлю и уходит из жизни в возрасте 37 лет. Первым его увидел Григорий Горин. Но спасти Геннадия не удалось. На столе, среди грязной посуды, лежала предсмертная записка :
     "Вовсе это не малодушие- не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни ! Шпаликов."
     Могила Геннадия Федоровича находится на Ваганьковском кладбище. Памятник выглядит очень скромно.
     В память о поэте в 2005 году создан документальный фильм "Людей теряют только раз". Позже появилась еще одна лента, куда вошли песни на его стихи . "Пароход белый-беленький", "А я иду , шагаю по Москве..." , "Рио-Рита". В фильме "Гений" Александр Абдулов поет песню на стихи Шпаликова "Ах, утону я в Западной Двине...".

Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как-нибудь иначе,-
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Не будет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают,
Прости-прощай, Центральный Комитет,
Ах, гимна надо мною не сыграют.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.


     И напоследок .
     В 2009 году при входе в здание ВГИКа был открыт памятник Шпаликову, Тарковскому и Шукшину, как трем выпускникам, вдумайтесь в эти слова!- "определившим художественное лицо общественной и мировой кинематографии второй половины 20 века."
     Вот такая судьба.
     "Велика Россия- а позвонить некому..." (Ген. Шпаликов).

Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии
А где сейчас Дарья Шпаликова? Может ей помощь нужна? Светлана это не у Вас случайно завтра в ЦДЛ презентация книги Архимеду 60 лет?

Залимхан Абдулаев   23.02.2021 02:40     Заявить о нарушении
Извините...только сейчас увидела ваш отклик... Дарья находится в Москве в клинике для людей, с психическими нарушениями... Я живу в Севастополе и не имею отношения к ЦДЛ...

Светлана Ковалева 2   08.10.2021 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.