Об одной из фундаментальных категорий - Свободе

Тема необъятная, поэтому набросаем наиболее общую схему:
-Свобода во времени
-Свобода в пространстве

Итак, история - как процесс освобождения.
Начнем с древнейших времен. Времен, когда человек был дитем природы, частью природы, был в неразрывных отношениях с ней, буквально растворен в ней. Будучи всецело зависимым от внешних явлений, изменений природы, человек менялся вместе с ними.
Соответственно, говорить о какой-то свободе не приходится. Не было осознания себя как отдельной единицы.

Позднее, когда человек начал возводить жилища, огороженные поселения, овладел огнем, он отделился от природы, он начал противостоять ей, появились некоторые дополнительные степени свободы у человека. Появился зазор между изменениями в природе и реакцией человека.
В сознании человека появился миф - собственное представление о мире
Тем не менее, индивидуальной личности все еще не было - она была растворена в коллективной личности племени. Человек ощущал себя как неотрывная часть сообщества. Отрыв от сообщества, изгнание - означал гибель.

Эмансипация продолжается. На следующем этапе появляется развитое магическое мышление: магия как протонаука, как инструмент воздействия на мир.
Появляется мифический герой - человек или бог, или полубог - который восстает против рока, против предопределенности, бросает вызов стихиям, силам природы, хтоническим существам то есть своеволие.
Здесь речь, конечно, не о буквальном герое, побеждающем дракона, как олицетворение древних стихийных сил, а о форме сознания, отраженной в коллективном творчестве, в эпосе.
Однако, здесь же мы видим, во-первых то, что герой чаще терпит поражение (Прометей), во-вторых, люди верят в астрологию (астрологическое сознание) - то есть в то, что их судьбой управляют некие внешние силы, звезды, стихии. Люди стараются узнать свою судьбу, общаясь с духами, прорицателями, высчитывая астрологические прогнозы, чтобы жить в гармонии со своей судьбой. Считалось, что жизненные беды и невзгоды - только из-за того, что человек идет в разрез со своей судьбой. Поэтому люди боялись задумываться о том, что судьбу можно строить, планировать. Люди боятся свободы.

Но тут появляется нечто новое в истории, культуре и сознании - это монотеистические учения. Учения о том, что существует некий центр абсолютной свободы - Бог-творец. В отличие от языческих богов, сохранявших свою зависимость от обстоятельств, от сил рока, от времени-хроноса, Бог-творец абсолютно независим, более того, он сам - создает правила игры, оставаясь над ними, вне правил. Он неограничен ни временем, ни пространством.
Появляется совершенно новая антропология. Человек мыслится как носитель божественного начала, то есть частицы абсолютной творческой свободы. 
Заключая завет с Богом, человек освобождается от необходимости служить и поклоняться каким-либо иным силам.
То есть, человек отныне подчинен только Богу, ответственен только перед Ним.
Это не значит, что он получил независимость от сил природы - он также нуждается в пище, тепле и т.д., но появляется перспектива, образ будущего, к которому можно стремиться, дабы освободиться от всяких зависимостей.
Царство Божие - как царство свободы.
По мере приближения к этому царству, к Богу, человек приобретает соответствующие качества, в т.ч. бессмертие.

Наконец, ближе к современности, мы видим разного рода экзистенциальные учения, согласно которым, источник свободы - не где-то вовне, но внутри человека.
Об этом, кстати, говорил Христос: Царство Божие внутри вас есть.
Экзистенциализм развивает эту тему вместе с психоанализом. Развиваются теории и практики самосознания, саморефлексии, поиска себя, поиска причин внутри себя и ответственности перед самим собой. Все это ставится в основу самореализации, творчества.

Конечно, необходимо отметить и реакционные явления - появление учений, мировоззрений, отрицающих свободу. И здесь очень широкий спектр - от научно-академических материалистических учений, утверждающих, что свобода - это иллюзия, до реанимации всяких эзотерических, астрологических учений.
И очень многие люди делают выбор в пользу последних.
Как материалисты, утверждающие, что есть лишь объективные законы материи, всецело подчиняющие человека себе, так и астрологи - все они обращают человека в состояние детства, состояние безответственности.
Это отдельная тема разговора - инфантилизация населения планеты.
Отдельный человеческий организм и психика проходят те же стадии, что и историческое человечество.
Вспомним легенду о Великом инквизиторе, который рассуждал о главной ошибке Бога - даре свободы человечеству. Эта легенда пророческая - люди на глазах превращаются в детей, верят в сказки, басни, накапливают свои игрушки, обустраивают свои детские уголки и не хотят брать ответственность за судьбы страны и мира.

Если говорить о свободе в пространстве, то имеется в виду география.
Восток здесь являет собой зарю человечества, его детство, когда индивидуальная свобода не мыслилась. Нормой здесь является коллективизм, тоталитаризм, подчинение, низкая ценность человеческой жизни.
Запад является более поздним явлением, здесь развивается учение об индивидуализме, эмансипации. Здесь развивается философия как абстрагирование.
Но здесь свобода понимается как нечто внешнее - как совокупность развитых правовых институтов.  Чем более развита демократия, тем больше свободы - для того, кто в этой системе участвует, естественно. Раб не наделен внешними правами, поэтому он не может считаться свободным человеком.
Здесь, кстати, главный камень преткновения между западниками-либералами и славянофилами.
Западники, обвиняя русский народ в отсталости, варварстве, рабстве, ищут решение проблемы в копировании западных моделей - стоит установить здесь такие же демократические институты и автоматически настанет свобода.
За этой иллюзией стоит непонимание, что понимание свободы в русской культуре иное. Здесь свобода понимается не как что-то внешнее, но как внутреннее качество человека - воля.

При этом, свобода воли вовсе не отрицает внешних правовых институтов, но лишь придает им вторичное значение. Внутренняя свобода всегда важнее, и обеспечивается она духовной культурой, воспитанием. Никакие внешние структуры, парламенты, суды и т.д. не сделают вас волевым человеком.
Западники могут возразить, что вся история русского народа - это история рабства (забывая при этом, что это еще и история страшных бунтов и гражданских войн).
Здесь имеет место непонимание и незнание русской культуры. 
Власть на руси именно потому и являлась тиранической, потому и пыталась всегда придушить, закабалить, посадить на короткий поводок народ, что знала силу его свободолюбия.
Русский народ - самый свободолюбивый на Земле, самый творческий. Нужно лишь понять русское культурное наследие и правильно распорядиться им, чтобы расковать и пробудить эту огромную внутреннюю свободу. 


Рецензии