Жди меня и я вернусь

Солнце не хотела сдавать свои позиции – ночи. Оно цеплялось своими руками – лучиками
Верхушки деревьев сада, за окошки хат, за ноги аистов, за нашу телегу, на которой мы возвращались с поля.  Солнце даже пыталось  зарыться в охапку свежескошенной травы. Но горизонт уже взбивал для него перину, а  художник – вечер  менял краски солнца на свою палитру. Мы доехали до околицы. Это были своеобразные ворота   из плетеных веток ивы. Я всегда смеялась: «Ворота есть, а забора нет!»  Возле этих ворот стояла скамейка, на которой каждый день, с утра до вечера сидел старик. Выцветавшей соломенной  шляпе,  в штанах в заплатах на коленях. Положив сухие пальцы на старую, как, наверное, он сам, - палку. Иногда старик подносил  ладони ко лбу, защищая глаза от солнца, вглядывался вдаль. Вздыхая, он садился на скамейку и сидел до тех пор, пока солнце не поцелует его в седую бороду, а вечер, взяв его под руки, проводит до хаты. Старик встал со скамейки:
 -Здоровеньки булы!
– Здорово Егор,- отвечали отец с дедом.
– Папа, почему  он такой странный? Сидит возле этих ворот кого он ждёт?
-Весну! – ответили деда с отцом.
– Кого?  Но сейчас, же лето. Весна уже была.
- Он, Доню, и зимой и летом ждёт свою Весну. После ужина я попросила деда рассказать про деда Егора. Была у  на селе хорошая дивчина  со  странным именем Весна, а распустит косу становится похожей на берёзку весной. Красивая! И недаром  батьки дали ей такое имя. Хотя батюшка не хотел  сначала крестить, но её отец был зажиточным  крестьянином видно настоял. Хотя в метриках  всё равно написал – Оксана. Но на селе её звали, как назвал отец – Весна.
– А  ласково как – Веснушка! - Я  засмеялась.
-Не перебивай если что- то хочешь узнать. И был  у нас на селе парубок. Высокий, кудрявый. Батьки его от тифа умерли. Он ходил то к одной хате, то к другой, брался за любую работу  чтобы заработать на кусок хлеба. Пришёл он и к родителям Весны. Заставили его коров, коней. И была у этого парубка особенность одна, уж гарно он спивал песню. Пасёт коней, а сам поёт. И  такое ощущение, Доню, шо вместе с ним поёт: и солнце, и небо, и сад и даже рыбы в речке.
Я  заулыбалась, представила, как окуни высунули  головы из воды  поют, а дирижирует ими щука. Дед продолжал:
-Полюбили друг- друга Егор с Весной, но батьки Весны были против: «Босяка нам ни треба!. Весняночка!» (вот как звал Егор свою любимую).
–Я всё равно буду тебя ждать. Сколько бы лет не прошло! Я люблю тебя! И я тоже. Родненький мой! - плакала Весна.
Грянула война. Ушёл на фронт Егор. Ушла в партизаны и Весна. После тяжёлого боя, без сознания попал Егор в плен. Очень обидно  стало Егору на своей земле, возле дома родного. Партизаны решили отбить наших бойцов. В отряде и встретились Егор и Весна. «Вскоре вновь смуглянку я в  отряде повстречал».  Дали клятву только смерть их разлучит. По заданию партизанского штаба Весна пошла в город. Но случилась облава, немцы схватили  Весну, как и других молодых людей,  для отправки их в Германию. Одному из парней удалось убежать от немчуры. Весна передала записку на клочке своего белого платка, углём написала: Любимый, меж двоими кто любит нет ни смерти ни разлук».! Только ты выживи! Егор выжил, вышел из окружения, дошёл до Берлина .Но про Весну ничего не мог узнать. Искал, писал  без результата. Проходило лето, осень, приходила весна, да только не его Весняночка. Так и не женился наш Егор. Поставил хату возле околицы и ждёт свою Весну. Деда вздохнул тяжело:
- Эх, война, война!. – Ладно, Доню пойдём, треба спать. Солнце поцеловало меня, сдёрнуло  одеяло, заставило поиграться со мной  брызгами воды - жемчужинками, в бочке. После завтрака, я спросила у папы:
-Можно я схожу до деда Егора? – Иди, а то всю ночь кричала: «Весна, Весна!» Деда Егора я застала на прежнем месте, он опять смотрел в даль.
«Я гляжу на дорогу догорает закат.
У родного порога наши ивы грустят.
А я помню когда- то, нам сказала мечта:
«Что не будет заката у любви никогда».
 – Можно я с вами посижу?
– Сидай будь ласка. А шо, деда, в поле не взял ?
- Нет не взяли,- почему-то устало вздохнула я, – сказали будь атаманом у гусей, да у своей козы Зойки.  Деда Егор заулыбался,  казалось его  седая борода, словно занавес на сцене, чуть приоткрылась, чтобы выпустить улыбку.
– И то добре. Несколько минут мы молчали. Мне захотелось, что-то ему сделать хорошее, что-то подарить. В кармане у меня лежало зелёное стёклышко и самая большая моя драгоценность, ножичек – подарок отца. Два чувства боролись в моей душе. Очень жалко было старика, но и ножечка тоже было очень жалко.
–Дедушка Егор, вы не грустите. Весна обязательно придёт! Вот возьмите. - Я протянула деду своё сокровище. Улыбка опять тронула седую бороду старика. Он  прижал меня к себе, полез в карман пиджака, достал белый, вышитый гладью платок. Развернул на нём лежали конфеты – подушечки, почему-то их в народе называли «дунькина радость». Я всегда приставала к своей тёте, её звали Дуня. Когда мы покупали в магазине эти конфеты, я говорила: «Тётя мы сейчас твою радость съедим, как ты без неё  жить будешь?», вызывая смех у родных и  грозное махание мне пальцем – тёти.
–Угощайся, Доню. Так  мы ещё посидели, уплетая конфеты.
– Простите я пойду,  а то моя «армия» разбежится по селу. Ругаться будут.
– Да, да, Доню, беги.
– А я завтра приду!
– Доню. забери. Это же подарок!?  Я кивнула .
-Батько, наверное подарил.
-Да! радостно сказала я, - а стёклышко я возьму, добре ?
-Конечно!
Я бежала  по улице, соседские куры и гуси  хватались за сердце, не понимая моей радости. И теперь каждое утро, пока моя «армия», гогоча ела завтрак из рук моей бабули. Я бежала к деду Егору. Он угощал меня  яблоками – белым наливом, то  «дунькиной радостью», то приносил мне игрушки –свистульки из глины. А однажды дед запел, сначала тихо, а потом всё громче. Украинские мелодичные песни, проникали во все уголки моей маленькой детской души. Пел про тяжёлую крестьянскую долю, вызывая мои слёзы к краю глаз. Про Родину и про берёзку  белую. И вдруг его голос, по седой бороде словно на санках сбежали слёзы: «Неужели сердце прощается, со всем дорогим на свете: с этим вечером мглистым, с этим  безлистым лесом. А сны всё грустнее снятся, а глаза твои всё роднее и без тебя оставаться всё немыслимей! Всё труднее!» Мне захотелось его обнять, но и мои слёзы забыли надеть парашюты прыгали на землю:
- Прости, Доню, пойду я . Однажды сидя на скамейки , уплетая за оби щёки «дунькину радость», дед Егор  встал, прищурясь посмотрел вдаль:
- Я встречаю рассветы от тебя в  стороне.
Но мне верится: где-то ты грустишь обо мне,
эту грусть не умерить, эту боль не унять.
Остаётся лишь верить, остаётся лишь ждать.
Дед тяжело вздохнул сел продолжая достругивать мне лодочку  из дерева.
–Деда Егор, не переживай. Она придёт ваша Весна. Я это чувствую, вот здесь, и постучала  по груди где билось моё детское сердечко. Дед Егор обнял меня:
- Добрая ты Доню и батьки у тебя хорошие. Эх, у меня были бы  такие же  внуки. Да, нет  видно придётся уже ставить  лестницу на небо Бог даст там и встретимся.
- Как это лестницу? - спросила я. Дед промолчал. Подошли две женщины. Одна молодая как моя мама, другая седая чуть сгорбившись, держалась за тросточку:
- Здравствуйте, извините вы не подскажите где хата Тарасенко Егора. Я хотела сказать, да вот он сам.
 Как дед Егор вскрикнул:
- Весна, Весняночка любимая !- и упал на колени:
-Егорушка! - и женщина тоже опустилась на колени. Мне показалось, земля качнулась, я не знала что делать. Я никогда не видела чтобы два пожилых человека, стоя на коленях, плачут, целуя друг – друга. Я побежала по улице:
- Весна пришла, Весна у деда Егора приехала!
В тот вечер всё село собралось возле хаты деда Егора. После войны Весна вернулась не на Родину, а вышла замуж и уехала в Казахстан поднимать целину. Она тоже  искала Егора, но сказали, что он умер. Через дочь узнала, что Егор живой. Вот и решила перед смертью попросить  у него прощения. Они сидели за столом, такие счастливые, такие красивые казалось морщинки на их лицах, расправились стали гладкие. И молодостью засветились глаза. А когда дед Егор запел …… Всё было  за этим столом: и смех, и  слёзы и воспоминание. А через два дня не стало Егора, а на  девятый день его смерти, не выдержало сердце у его Весняночки. Возле холмика  деда Егора, появился другой холмик, дождался дед Егор своей Весны. Взявшись за руки они по  лестнице поднялись в небо , в небытиё.:
ОТДОХНЁМ  ПОЙДЁМ ДОМОЙ ТОЛЬКО ТЫ ДА Я……. МЫ СЧАСТЛИВЫЕ С ТОБОЙ.
МИЛАЯ ВЕСНЯНОЧКА МОЯ !.


Рецензии