Н. В. Покровский. Живопись в Варшавском соборе

Н.В. ПОКРОВСКИЙ

ПРОЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОПИСЕЙ В НОВОМ ПРАВОСЛАВНОМ СОБОРЕ
ВО ИМЯ СВ. БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В ВАРШАВЕ
С ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЮ ЗАПИСКОЮ

(СПб.: Тип. А.О. Лопухина. 1900 г.
Извлечено из журнала «Христианское Чтение» за 1900 г.)


I. Объяснительная записка к Проекту размещения настенных живописей в новом православном соборе во имя св. Благоверного Великого князя Александра Невского в Варшаве.

Стенные росписи православного храма должны представ¬ять собою не простой подбор изображений, вызываемый случайными, декоративными и т.п. соображениями, но определенную систему, основанную на началах древнего символического воззрения на храм и его составные части: как в целой росписи, так и в отдельных группах изображений, расположенных в храме, должна быть выражена тесная связь их с высшим назначением храма и его составных частей, основанная отнюдь не на началах личного субъективного воззрения, склонного к увлечениям и ошибкам, но на началах, установленных древним преданием и практикою церкви. Все важнейшие архитектурные памятники православной старины византийские (в широком смысле этого слова) и русские в своих стенных росписях стоят в полном согласии с этими началами. Правда, в них мы замечаем иногда, наряду с группами изображений, обычно повторяющимися во всех храмах, некоторые черты различия; объясняется это тем, что древний обычай не был строгим непреложным каноном, не допускающим ни малейших отступлений от принятой нормы; он устанавливал лишь главное и основное, указывал места для цельных групп и рядов изображений и направлял мысль художников на соответственные темы. Основные начала этого обычая, легко уразумеваемые при сравнительном изучении всей совокупности памятников византийско-русской художественной старины, раскрываются также отчасти и в памятниках древней письменности: указания на них находим в памятниках письменности литургической - у Софрония Иерусалимского, Германа Константинопольского, Симеона Солунского и др. По изъяснению их Церковь есть образ мipa, состоящего из существ невидимых и видимых... Алтарь - горний мiр и святилище с животворящею трапезою: средний храм видимый мip... Церковь предвозвещена пророками, предъизображена патриархами, благоукрашена иерархами, освящена мучениками; в ней - указания на воплощение Иисуса Христа и искупление». В пределах этих мыслей и понятий вращаются и древние стенописи православных храмов. В алтаре изображалось таинство Евхаристии, как основание для важнейшего из совершаемых в алтаре священнодейств, также св. епископы, как преемники апостолов, приведшее в стройный порядок литургии, и главные совершители последней, и св. диаконы возле алтарных дверей, наблюдение за которыми в древности лежало на их обязанности. Все они составляют небесную церковь: но в этой церкви, в этом небесном рае, высокое место принадлежит Богоматери, которая, поэтому, и изображалась в алтарной апсиде (запрестольный образ); Глава этой церкви - Сам; Господь изображался в зените алтарного свода. Средняя часть храма - церковь земная: Глава ее Иисус Христос изображался в куполе... Церковь предвозвещена пророками, освящена мучениками (см. выше), а потому под куполом изображались апостолы, пророки и мученики (в арках сводов). Посредством четырех Евангелий распространено учение Христово по всем четырем странам Света; отсюда в четырех парусах сводов - Евангелисты. - Сущность вероучения церкви заключается в Евангелии, поэтому на стенах церкви изображались евангельские события. - В западной части храма - страшный суд, как выражение скончания земной церкви. Под влиянием этого обычая явилось нередко встречающееся в наших старинных рукописях и в кормчей книге замечание: «Верх церковный - глава Господня; главу бо церковную держит Христос, шею (трибун купола) Апостолы, пазухи (паруса) Евангелисты, а пояс (стены храма) праздницы».
Этот исконный обычай, как выражение возвышенных мыслей и понятий о храме и его внутреннем убранстве, принят нами в качестве руководящего начала при изготовлении Проекта размещения живописей в Варшавском соборе. Но как в древности обычай этот не налагал стеснительных уз на его адептов, так и мы, удержав его основные мысли, допустили, в интересе более строгой последовательности выражения идей, ясности и выразительности, некоторые отступления от него в подробностях. Известно, что в XVI и особенно в XVII веках, в эпоху наивысшего развития русского искусства, появилось в стенных росписях храмов весьма много символических композиций, отчасти составленных русскими художниками, отчасти заимствованных отвне, замысловатых и не всегда удобопонятных. В своем Проекте мы старались избегать замысловатой символики, предпочитая, согласно с преданиями отдаленной древности, сюжеты простые, удобовразумительные и самою простотою своею возбуждающие религиозную мысль и окрыляющие религиозное чувство. Не оставлены нами без внимания и потребности современного художественного творчества: не всякое место в храме в одинаковой мере пригодно для любого сюжета: как отдельные места, предназначенные для живописи, не одинаковы в своем плане, так и не все сюжеты, по самому существу своему, требуют одинаковых пространств: паруса сводов по своему архитектурному плану не то же, что внутренняя поверхность арки; купол и свод не то же, что ровная стена. Эта сторона дела, при выборе и размещении сюжетов, принята нами в соображение: однако единство и цельность внутреннего содержания росписи от этого не только не пострадали, а напротив получили большую выразительность. Требование единства масштаба оставлено при этом также неприкосновенным.
Исходя из указанных соображений, мы проектируем стенные росписи Варшавского собора в следующем виде:

В главном алтаре, посвящаемом Святому Благоверному князю Александру Невскому, в алтарной апсиде - Богоматерь в сложной иконографической композиции «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Многоглавый храм («Освященный храме») на заднем плане сообщит единство этой грандиозной, олицетворяющей все содержание названного песнопения, композиции. Под этим изображением «Раздаяние Иисусом Христом Евхаристии апостолам (;;;;;;;;;) в общеизвестных и общеупотребительных формах литургических. Ниже - святители вселенской церкви, а возле врат алтарных диаконы. В зените алтарного свода Сам Господь, троичный в лицах. В правом приделе Св. Николая Чудотворца: на алтарной апсиде вместо запрестольного образа - Богоматерь в формах Киевской Нерушимой стены; ниже символико-литургическая композиция на тему «Да молчит всякая плоть человека», в которой совершителями евхаристической тайны, в формах литургического великого входа, являются Сам Иисус Христос, Царь царствующих, и ангелы; в нижнем ряду - Святители вселенской церкви и диаконы: а в зените алтарного свода - Господь Иисус Христос «Великий Архиерей». В приделе славянских первоучителей Св. Мефодия и Кирилла: в апсиде Господь Саваоф, ниже «Се агнец Божий, вземляй грехи мipa»; возле него ангелы с рипидами и святители славянские и русские; последние занимают также нижний ряд алтарной апсиды; св. диаконы по обычаю возле алтарных входов. В зените свода крест в сиянии. Таким образом стенописи алтарей, в согласии с древним обычаем, будут выражать идею алтаря, как места совершения безкровной жертвы и горнего мipa.
На столпах, отделяющих алтарь от средней части храма, согласно с древним обычаем, будет изображено Благовещение Пресвятой Богородицы, как «Главизна человеческого спасения».
В главном куполе - Глава церкви Господь Вседержитель; в четырех малых куполах - Еммануил, Богоматерь, как «Высшая небес», Иоанн Предтеча и арх. Михаил. В парусах сводов, по обычаю, Евангелисты. В полукуполах возле парусов центрального купола девять чинов ангельских. В внутренних поверхностях арок священномученики и мученики. В четырех сводах - воскресение Иисуса Христа из мертвых, вознесение Его на небо, сошествие Св. Духа на апостолов и София Премудрость Божия. Таким образом в верхних частях среднего храма будут изображены - Глава церкви с небесными силами и основания церкви.
На стенах - северной и южной - важнейшие события Евангельской истории, начиная с детства Иисуса Христа до Его воскресения: первая часть, согласно с древним обычаем, будет помещена на южной стене, вторая на северной. Отдельные изображения Евангелия здесь располагаются, по возможности, в хронологическом порядке, как этот последний указан в «Евангельской истории» Преосвященного Феофана: некоторые уклонения от этого порядка допущены с целью дать более видное положение некоторым важнейшим событиям Евангелия. Вся совокупность изображений северной и южной стен храма наглядно будет выражать Евангельскую историю в важнейших ее моментах. На западной стене - изображения, относящиеся к истории и прославлению Богоматери. Здесь же, по связи с посвящением храма и его приделов, несколько изображений, относящихся к славе Св. Благоверного князя Александра Невского, Св. Николая и Св. Первоучителей славян Мефодия и Кирилла; а равно и несколько других изображений русских Святых - князей и княгинь. По связи с изображениями, помещенными на стенах, располагается вверху стен ряд изображений ветхозаветных, имеющих прообразовательное значение, и с ними пророков, пророчествовавших о событиях Нового Завета, как это можно видеть доселе в некоторых храмах древности, напр. в Афоно-Протатском соборе, живописи которого приписываются знаменитому художнику Панселину.
Галлереи, окружающие храм с трех сторон, составляют преддверие церкви, а потому их стенописи, по своему содержанию, будут относиться к Ветхому Завету, служащему сению грядущих новозаветных событий. В сводах галлерей, на всем протяжении их, будут размещены, среди роскошных гирлянд, медальонные изображения праотцев, патриархов и предков Иисуса Христа, по Евангелию Матфея. На стенах галерей - изображения некоторых общепонятных и поучительных событий Ветхого Завета. На восточных узких сторонах южной и северной галлерей изображения Богоматери и Еммануила с предстоящими русскими преподобными. Единоличные изображения преподобных вселенской и русской церкви, а равно мучеников, безсребренников, блаженных, помещены будут также и в некоторых других узких местах галлерей, напр. возле окон, дверей и т.п.
В сводах на хорах будет изображено скончание земной церкви в иконографической композиции «Второе пришествие Христово».
С внешней стороны храма над порталами: над западным средним - Господь Вседержитель на троне, окруженном небесными силами; над северо-западным - Богоматерь на троне с ангельскими силами; над юго-западным собор Архистратига Михаила; над северным Деисис большой с предстоящими Мефодием и Кириллом; над южным - «Слава Св. Александра Невского».
Вся роспись Варшавского собора будет, таким образом, согласована с древним преданием и практикою церкви и будет выражать исконное символическое воззрение на храм и его составные части; отсюда ее историческая и логическая правильность и назидательность.

*

II. ПРОЕКТ
размещения живописей в новом православном соборе во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве.

А.
АЛТАРИ.
I.
Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды:
1) Изображение «О тебе радуется»,
2) ниже «Евхаристия» по литургическому переводу (;;;;;;;;;), .
3) нижний ряд - святители вселенской церкви, а возле алтарных столпов диаконы, именно: Иаков Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Григорий Нисский, Петр Александрийский, Климент Римский, Лев Великий, Григорий Двоеслов, Амвросий Медиоланский.
Св. диаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Филипп.
В зените алтарного свода св. Троица в виде «Отечества» с небесными силами.

II.
Придел во имя св. Николая Чудотворца. В алтарной апсиде (на сгибе свода):
 1) Богоматерь «Нерушимая стена»,
2) ниже «Да молчит всякая плоть»,
3) в нижнем ряду святители и диаконы, а именно: св. Николай Мирликийский, св. Кирилл Иерусалимский, Григорий Неокесарийский, Иерофей Афинский, Поликарп Смирнский, Софроний Иерусалимский, Герман Константинопольский, Григорий Просветитель Армении; Константинопольские: Прохор, Никифор, Тарасий, Мефодий.
Св. диаконы: Тимон, Пармен, Руфин, Вениамин.
4) В зените алтарного свода Господь Иисус Христос -  Великий Архиерей.

III.
Придел во имя свв. первоучителей славян Мефодия и Кирилла.
1) В алтарной апсиде вверху Господь Саваоф,
2) ниже «Се Агнец Божий»
3) возле него и внизу святители славянские и русские и диаконы: св. Мефодий, Михаил Киевский, Петр Московский, Алексий Московский, Иона Московский, Филипп Московский. Ростовские: Исаия, Леонтий, Димитрий, Симон Владимирский, Митрофан Воронежский, Феодосий Углицкий.
Св. диаконы: Евпл, Лаврентий, Роман, Николай.
4) В зените свода Крест в сиянии, или Бог-Слово (юный тип) с крестом и свитком.
5) На алтарных столпах (на западных фасадах) «Благовещение Пресв. Богородицы».

Б.
КУПОЛЫ И СВОДЫ.
IV.
1) В центральном куполе Господь Вседержитель (Пантократор).
2) В северо-восточном Богоматерь по греческому переводу «Высшая небес» (;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;).
3) В юго-восточном Иоанн Предтеча.
4) В северо-западном Арх. Михаил.
5) В юго-западном Еммануил.
6) В трибуне центрального купола между окнами херувимы и серафимы.
7) В парусах под главным куполом - Евангелисты.
8) В парусах под малыми куполами  Херувимы.

V.
Четыре места возле парусов центрального купола:
1) В восточном Спаситель и три чина ангелов.
2) В западном Богоматерь с младенцем и два чина ангелов.
3) В северном Нерукотворенный образ и два чина ангелов.
4) В южном Уготование престола (;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;) с звездами и два чина ангелов.

VI.
СВОДЫ.
1) Воскресение Христово.
2) Вознесение И. Христа на небо.
3) Сошествие св. Духа на Апостолов.
4) София Премудрость Божия.

VII.
Внутренние поверхности арок под центральным куполом:
1) В восточной арок священно-мученики в медальонах (1). Дионикий Ареопагит, Мефодий Патарский, Игнатий Богоносец, Ириней Лионский. Херсонские: Агафодор, Елпидий. Александр Иерусалимский, Киприан Карфагенский, Стефан Римский, Дорофей Тирский.
2) В остальных трех арках мученики, а именно: в западной: Авив, Агапий, Валентин, Иустин Философ, Порфирий Стратилат, Христофор, Феодор Стратилат, Иаков Персидский, Феофил.
3) В северной: Диодор, Авдон, Евфимий, Гордий, Андроник, Кесарий, Трифон, Андрей Критский, Флорентий, Астерий.
4) В южной: Фотий, Роман, Прокопий, Платон, Никифор, Макарий, Клавдий, Евгений, Игорь блаж., Димитрий Царевич.

В
СТЕНЫ ХРАМА.
VIII.
Южная стена.
1-ый ряд нижний (от правого клироса): 1) Рождество Христово, 2) Поклонение пастырей, 3) Сретение, 4) Поклонение волхвов, 5) Явление ангела Иосифу, 6) Бегство в Египет, 7) Избиение младенцев.

IX.
2 ряд.
1) 12-ти летний И. Христос в храме Иерусалимском, 2) Крещение И. Христа, 3) Преображение Господне, 4) Нагорная проповедь, 5) Беседа с самарянкою, 6) Исцеление сына Царедворца, 7) Воскрешение сына вдовы Наинской.

X.
3-й ряд. Возле средняго окна: 1) Исцеление слепого, 2) Исцеление бесноватого.
3) По сторонам двух малых окон по два апостола: Петр и Андрей; Иаков и Андроник; Филипп и Клеопа; Матфей и Фаддей.
4) В средине между Евангельскими событиями у среднего окна и апостолами с обеих сторон орнаменты.

XI.
Северная стена. Первый ряд. 1) Воскрешение дочери Иаира, 2) Брак в Кане, 3) Укрощение бури, 4) Умножение хлебов, 5) Исцеление расслабленного, 6) Благословение детей, 7) Воскрешение Лазаря.

XII.
Второй ряд: 1) Вход И. Христа в Иерусалим, 2) Молитва в саду Гефсиманском, 3) Предательство Иуды, 4) Суд Пилата, 5) Несение креста, 6) Явление И. Христа ученикам на море Тивериадском (или сошествие И. Христа во ад), 7) Явление И. Христа ученикам в Еммаусе.

XIII.
Третий ряд. Возле среднего окна: 1) Св. жены у гроба И. Христа, 2) Явление И. Христа по воскресении св. женам (;;;;;;;:).
3) По сторонам крайних окон апостолы: Иоанн и Варфоломей, Фома и Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда Иаковлев, Павел и Варнава. 4) В промежутках орнамент.

XIV.
Западная стена. Первый и второй ряд совместно (два больших места над боковыми входами): 1) Успение Богоматери, 2) Покров Пресв. Богородицы.

XV.
Четыре места по сторонам хоров: 1) Рождество Пресв. Богородицы, 2) Введение во храм Пресвятыя Богородицы 3) Одно из чудес Св. Николая (против придела св. Николая), 4) Проповедь христианства славянам (против придела Славянских Первоучителей).

XVI.
Четыре места вверху возле окна: 1) Константин и Елена, 2) Владимир и Ольга, 3) Борис и Глеб, 4) Александр Невский и Андрей Боголюбский.

XVII.
1) Над арками хоров «Недреманное Око», 2) Над арками среднего входа - Херувимы.

XVIII.
Верхний 4-й ряд изображений на стенах - южной, северной, западной и восточной. Южная сторона: 1) В средине над окном «Жертва Авеля и Мельхиседека». 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Аввакума, Софонии, Малахии, Езекииля, Михея, Аггея.

XIX.
Северная сторона: 1) В средине над окном: Моисей и Аарон приносят жертву в скинии, 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Илии, Елисея, Амоса, Ионы, Иеремии, Захарии.

XX.
Западная сторона: 1) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Осии, Авдия, Варуха, Наума, Нафана и Захарии (отца И. Предтечи).

XXI.
Восточная сторона: на стене над аркою среднего алтаря: 1) Тайная вечеря (по историческому переводу); 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков, именно: Соломон, Даниил, Иоиль, Моисей, Давид, Исаия.

XXII.
Два места под парусами малых глав с восточной стороны: 1) Распятие И. Христа, 2) Положение И. Христа во гроб.

XXIII.
С северной стороны под парусами: 1) Медный змей, 2) Св. Троица (ветхозаветная).

XXIV.
С южной стороны: 1) Купина Моисея, 2) Лествица Иакова.

XXV.
С западной стороны: 1) Явление Богоматери апостолам (по Успении), 2) Богоматерь в храме Иерусалимском.

Г. Галлереи.

XXVI.
В сводах галлерей следующие (по выбору) изображения ветхозаветных лиц (в гирляндах, или в медальонах).
1) Адам, Сиф, Енос, Енох, Мафусал, Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Иуда, Фарес, Есром, Арам, Аминадав, Наассон, Саммон, Вооз, Овид, Иессей, Давид, Соломон, Ровоам, Aвия, Аса, Иосафат, Иорам, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манасия, Амон, Иосия, Иоаким, Иехония, Салафиил, Заровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф.

XXVII.
Южная сторона южной галлереи: 1) Создание ангелов, 2) Творение миpa, 3) Рай и грехопадение.

ХХVIII.
Северная сторона южной галлереи: 1) Столпотворение вавилонское, 2) Иосифа продают братья, 3) Иосиф изъясняет сны Фараону, 4) Переселение Израильтян в Египет.

XXIX.
Восточная сторона южной галлереи. 1) Над киотом образ Богоматери, поддерживаемый ангелами, а по сторонам: 2) Антоний и Феодосий Печерские, Серий Радонежский, и Кирилл Белозерский.

XXX.
Северная сторона северной галлереи. 1) Спасение Моисея из воды, 2) Исход евреев из Египта, 3) Чудо изведения воды из скалы.

XXXI.
Южная сторона северной галлереи. 1) Синайское законодательство. 2) Давид побеждает Голиафа, 3) Суд Соломона, 4) Есфирь пред царем.

XXXII.
Восточная сторона северной галлереи. 1) Под киотом медальонный образ Еммануила, 2) а по сторонам - Зосима и Савватий Соловецкие, Авраамий Ростовский, Нил Столбенский.

XXXIII.
Единоличные изображения в галлереях в промежутках между сложными композициями: 1) Преподобные на южной стороне южной галлереи и северной стороне северной галлереи: Антоний Великий, Феодосий Великий, Блаженный Иepoним, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Афанасий Афонский, Михаил Маленн, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Савва Тверской, Александр Свирский, Нестор летописец.
Мученики, безсребренники и др. на северной стене южной галлереи и на южной стене северной галлереи и в западной паперти на свободных местах: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Антоний, Евстафий, Иоанн Виленские: Феодор Черниговский, Михаил Тверской, Косьма и Дамиан, Василий Блаженный, София, Вера, Надежда, Любовь, Царица Александра, Прав. Елизавета, Ксения, Татиана, Великомуч. Екатерина, Великомуч. Варвара, Людмила Чешская, Нина Грузинская. В Западной паперти будет помещена также летопись о сооружении собора.

XXXIV.
В своде галлереи над средним порталом. 1) Господь «Аз есть свет миpy», а по сторонам Его: Св. Николай Можайский и Св. Александр Невский с моделью храма в руках.

XXXV.
В сводах на хорах: 1 - 3) Второе пришествие Христово.


Д. Наружные изображения.
XXXVI.
Порталы.
1) Западный средний портал: Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами.
2) Северо-западный портал: Богоматерь с ангельскими чинами.
3) Юго-западный портал: Собор Архистратига Михаила.
4) Северный портал: Деисис большой с предстоящими (в числе их свв. Мефодий и Кирилл).
5) Южный портал: Слава Св. Благоверного Великого князя Александра Невского.

ПРИМЕЧАНИЕ:
(1)Изображения мучеников могут чередоваться с изображениями херувимов.

АВТОР СТАТЬИ:
Николай Васильевич Покровский (1848 — 1917) — русский археолог и общественный деятель. Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-учредитель Русского собрания.

(Текст к новой публикации подготовила М.А. Бирюкова).


Рецензии