Песочные часы

Я сидела в лодке и пыталась что-нибудь  поймать, но видно рыбы не хотели стать едой для вредного кота Мурзика, который трётся об мои  бока  и уронил ведро с водой приготовленное для улова. Вчера улов был хорош и окуньки сами прыгали в ведро, а сегодня наверное жарко. Зной. Речка словно уснула. «В этом зное утопают звуки. И не раскрываются цветы». А камыши  забывшие о ветре, пьют напиток солнца - желтизну .Я встала в лодке со стороны хаты запахло борщом. Услышала голос отца:
- Доню, обедать! Свернув удочки, я наступила на кота, который дико заорал и напугал гусей шедших тоже на обед. В два прыжка я была возле кухни, так как речка была в конце нашего сада. Вкусный обед бабули склонил меня в сон. Я во сне вижу, как блестит наша речушка, летний зной ушёл за кукурузное поле. А речка вдруг превратилась в красивую девушку, которая расчёсывала косу из ручьёв. А коса толстая, длинная как у сестры Зины. А я стою под этими ручьями. И струи воды что невнятное мне шепчут. Встаю на цыпочки хочу губами поймать тугую, круглую струю. «Она дугой взлетает звонко, спеша в орешник молодой и пересохший рот ребёнка  едва целуется с водой». А рыбы высунули  морды из воды смеются. И мне так хорошо, так радостно…Но вихрь нежданный – жужжание пчелы в крынке прервал мой сон. Вышла из хаты стояла тишина. Куры зарывались в песок. Полкан дремал в будке. Солнце взъерошило мои волосы. Поцеловало в глаза и заставило умыться в бочке с водой. Удивлённо прислушиваясь к тишине, я спросила сама себя:
-А где все? Не улышав ответа, пошла на кухню.
-Шо, дитё, выспалось?
- Бабуля, а где все? - я вскарабкалась на лавку запихав два абрикоса в рот, медленно проживав спросила. Бабуля чистила абрикосы.
- Да кто где. Кто в магазин за сахаром пошёл, дед с батькой в поле поехали. Я варенье вам варю, скоро же вам ехать. Зимой чай пить будете, Украину споминать. Нас с дедом, козу Зойку. Бабушкин голос задрожал и из добрых глаз выбежала слеза и упала на морщинистые в мягкости абрикоса руки. Я подошла к бабули обняла:
 – « Не плачь, я люблю тебя. Ещё впереди целая неделя. Прости меня, Доню, соринка в глаз попала. Бабуля взяла рушник, где были вышитые крестиком петушки, казалось они мне подмигнули, и поднесла рушник к глазам.
- Доню, будь ласка принеси из горницы песочные часы. Я открыла шкаф на самой высокой полке как царь на троне, стояли часы. Большие и тяжёлые, наверное,  не один век. Мои предки отсчитывали время глядя на них. Отец рассказывал, что у каждой семьи есть свой скелет в шкафу. Тайна. Мне, казалось, что скелет в шкафу у бабули – это часы. Даже стекло из которых они были сделаны, было холодное и казалось, что каждая песчинка несёт в себе  тайну. Мне стало страшно, когда я взяла часы и чуть не уронила их на пол.
- Доню, тебя как за смертью посылать! За какой смертью?- ставя часы на стол спросила я.
Бабуля посмотрела на меня, вздохнув сказала:
– Да не слушай меня, старую, просто так старые люди говорят.
- Злыдни! - спросила я. Бабуля отрезала свежий кусок хлеба.
-Пей, Доню лучше молоко.
-Бабуля, а сколько здесь песчинок?
- Один Бог знает, - вздохнула бабуля, помешивая варенье.
-А откуда он знает? - настойчиво спрашивала я.
- Да у каждого из нас есть такие песчаные часы. У кого-то бежит ручейком песок, у кого-то по–крупинкам, но у каждого свои часы. Закончится песок и человек пойдёт на небо – тяжело опять вздохнула бабуля.
- Умрёт?
- Не знаю как Богу угодно.
- Но можно их перевернуть, не унималась я.
- Молодёжь может, а старики уже нет. Я поглядела на часы, маленькой струйкой выбегал песок.
- Бабуля и для меня у Бога есть часы? И у папы тоже?.- И у мамы и у батьки и у деда, и у меня тоже. Голос бабушки задрожал и она снова поднесла рушник к лицу.
-А  вот почему, когда деда идёт со мной на рыбалку или лезет на горище за самосадом, ты ворчишь: А ты куда старый у тебя песок из попы сыплется!. Бабуля закашляла торопливо стала поправлять платок:
- Иди, Доню, гусей с речки приведи. Перепрыгивая через вилки капусты, шары арбузов, я припала на колени поцеловав одного из них.
- Скорее поспевай, я тебя съем! И не обращая на крик бабули, - Куда по огороду! Я уже была возле речки. Любимая речка. Рыбалка, купание. Жемчужные брызги, когда играешь с солнышком в ладошки. «Государство ромашек у края, где ручей задыхаясь – поёт!». Я бы так и лежала на воде, запрокинув лицо в голубой небосвод. Гуси не стали меня ждать, пока я накупаюсь, уже сами подымались по тропинке к хате. Во дворе отец с дедом выгружали сено. Ух ты, привет, рогатые. Потрогала я морды валов. Здорово! Значит, сегодня прокатимся до фермы на быках. Мне нравилось садится в телегу, дед даёт длинный хлыст. И валы подчиняясь моей руке, важно бредут до фермы. «Геть, геть «даже звонкий мой голос, не нарушал ход быков. Мне казалось они спят, но медленно жуют свою жвачку. Вечером дед снимал с чердака мешки. Я сидела под вишней строгала ветку ножичком подаренным отцом.
- Деда, а почему у тебя песок сыплется?
- Какой песок?. Это же не песок. Це шелуха от семечек. Завтра в мешки наберём семечек, поедим с тобой на маслобойню. Олия вкусная будет. Ты же любишь хлебом в масло макать.
- Да бабуля говорит, что песок у тебя, ну из этого, ну места сыплется, - я покраснела. Деда сел на перекладину лестницы, снял с головы картуз, тряхнул его об колено.
- Песок говорит сыплется? - улыбнулся, одел картуз, - а ты её сказки больше слушай. Да у неё ещё с молодости, песок стал сыпаться. – Ну, Дарьюшка!,-  дед засмеялся, закашлял.
Когда дед смеялся, он превращался в ребёнка, так как смеялся от души. Лицо становилось добрым, добрым, возле глаз как лучики солнца пробегали моршинки.  Дед становился похожим на ДЕДА МОРОЗА. И в его синих глазах, как на батуте прыгали зайчики. От его смеха становилось легко и весело. Казалось вместе с дедом смеётся и сад, и Полкан, и аисты и даже мои окуньки в речке.
После ужина бабуля попросила отнести часы обратно. Взяв часы  я спросила:
-А если хоть одна песчинка останется, я буду жить?
–Конечно, до сто лет, - заулыбалась бабуля. Поставив часы на полку я почему-то закрыв двери шкафа, я подставила к нему стул, а ручки перемотала верёвкой. Будто боялась, что часы убегут. Облегчённо вздохнула и пошла спать. Долго не могла уснуть, всё думала о часах. Я вертелась с боку на бок, чем вызывала недовольстве братьев и сестёр. Старая железная кровать, предательски пела колыбельную, своим ржавым, скрипучим голосом.
-Ещё раз твоя кровать «заржёт», пойдёшь спать к своей козе Зойке, - рявкнул брат. Натянув одеяло на голову, я уснула. Снился сон, что иду по большому коридору. По правой и левой сторонам находятся ниши, освещённые светом. В них стоят песочные часы. В некоторых свечах песок закончился и горит свеча. Где-то в часах песок бежит быстро, а где- то по крупинкам. Иду дальше, вдруг стало темно. И я упёрлась руками в холодное стекло. Было страшно, очень темно, где–то раздавался стук падения чего-то «тук, тук». Я вспомнила, что у меня в кармане есть спички. Я забыла отдать их деду, когда разжигали печку в летней кухни. Зажигаю спичку, но она потухает и так пока в коробке осталась только одна спичка. Я зажигаю её, перед до мной стоят высокие даже выше моего роста песочные часы. А на дне только несколько песчинок. А на стекле написана дата моего рождения, а даты смерти нет. Солнце стянуло с меня одеяло. Вспомнив сон я улыбнулась и поцеловав  солнце в кружке с компотам, не одеваясь, в пижаме выскочили из хаты. Куры схватились за сердце, кинулись в рассыпную, напугав при этом Полкана, что тот бедный не залаял, а закашлял, рассмешив, при этом аистов на крыше.
–Бабуля! Я буду Жить! Но бабули не где не было. Я радостно бежала мимо сада, через речку в поле
«Где ромашки застряли в стогу, и забытье задыхается мята». Захотелось обнять: и речушку, и сад, и поле  с аистами и журавлями, любимую козу Зойку, и небо, и солнце. И обнимая всё это я вдруг поняла что:
ХЛЕБНЫМ КВАСОМ ПАХНЕТ СИЛОС, СПЕЛОЙ КЛЮКВОЙ ПАХНЕТ СНЕГ! 


Рецензии