Шумов. Глава 7

              Глава 7. Краснодеревщик Шумов

Никаких трудностей в последние полгода учёбы в техникуме, несмотря на месячный пропуск занятий, Мишка не испытал. Перед ноябрьскими праздниками была успешно сдана последняя сессия, и Мишка с хорошим настроением укатил на недельку на родину.

В первый же вечер ему случайно встретилась двоюродная сестра друга Серёги Ковалёва – Валя, которая училась в Пензе вместе с Алиной и тоже приехала на праздники к матери. Разговорились о студенческом житье-бытье. Мишку, разумеется, интересовало своё:

– Валь, скажи, только честно, почему Алёна решила распределиться в какой-то Бийск и не захотела поселиться со мной в Подмосковье?

Валентина улыбнулась, посмотрела на Мишку влюблёнными глазами и с некоторым оттенком грусти сказала:

– Мишаня, почему ты обратил внимание не на меня, а на неё? Ты ведь нравился мне, я думала, что у нас с тобой может что-то получиться. Не получилось. Так и Алёна, она тебе два года мозги пудрит, наверное, письма писала хорошие, только в первый же год учёбы у неё появился другой Миша, он родом из Бийска. Дальше надо прояснять? Она потому и распределяется туда к нему, там, говорит, красивая больно природа.

– Всё мне ясно, Валя, я так и предполагал. Спасибо за откровенность. Меня извини, что не сумел разглядеть в тебе ту, которая… Одним словом, прости меня.
– Ладно, Мишаня, это жизнь, сердцу трудно приказывать.

Всю неделю Мишка посвятил матери и братьям, хотя Алёна не выходила из головы ни на один день, будоражила юношеская досада в связи с таким банальным обманом любимой девушкой. Вернувшись в Москву, Мишка всё же решил написать Алёне очень злое и нехорошее письмо, о чём потом жалел, погорячился, ведь право выбора должно быть у каждого, что же привязывать к себе с юных лет человека, если он сомневается в своих чувствах, а выбор есть. Да, он и должен быть, ты не один такой на свете, ишь ты - жених.

Для дипломной работы Мишке дали тему: сделать эскизный проект мебельной фабрики по выпуску письменных столов. Григорий Иванович Алексеев, заведующий отделением сказал так:

– Шумов, ты должен готовиться к серьёзной работе, учился ты отлично, можешь вполне справиться с такой темой, она тебе по силам, а краснодеревщики сейчас на вес золота. Дерзай.

Дипломная работа действительно увлекла Мишку, сердечные дела отошли на второй план. А тут Володька Фадеев подвернулся с идеей:

– Слушай, Михаил, справишься ты со своим дипломом. Тут мне шабашку предложили в одной старинной семье – попросили обновить уникальный шкаф из натурального дуба, ему лет сто. Шкаф-красавец, с рельефной резьбой, вещь антикварная. Я с такими делами не знаком, а вдвоём мы могли бы подзаработать, если возьмёшь меня своим помощником.

Интересное кино, диплом, конечно, главное, а подзаработать хочется, братишкам что-нибудь купить в подарок можно будет после выпуска.

Поехали с Володькой в Столешников переулок посмотреть на старинную реликвию. В просторной старинной квартире они увидели шкаф красоты несусветной. Вещь была сделана со вкусом, крепко сделана из массивной древесины дуба, на века сделана, только лаковое покрытие от времени поизносилось и потрескалось, да несколько мелких элементов было утрачено, их надо было восстановить. Хозяева назвали такую приличную сумму за работу, от которой нищим студентам просто нельзя было отказаться.

– Берёмся, – уверенно сказал Мишка, – день нам нужен, чтобы приготовить инструмент для работы, потом лак хороший купить, ну и дней пять-шесть уйдёт на работу…

– Ребята, спасибо, что согласились, это наша семейная реликвия, она нам очень дорога,– обрадовались муж и жена, хозяева антиквариата, видимо, не в первый раз предлагавшие мастерам такую работу, но цена профессиональных исполнителей никак не устраивала, а студенты вот согласились.

– Мы предлагаем вам, ребята, чтобы вы не отвлекались, питаться у нас, это дополнительно к гонорару, готовьте материалы и инструмент, вот деньги на материалы. Работать можно на лестничной площадке, она у нас очень большая и удобная для работы.

Вот она – практика, применим полученную теорию и маленько заработаем, думал Мишка после того, как у них с Володькой пошло дело, да так споро, что они уложились с работой в одну неделю. Шкаф отциклевали, содрав старый потускневший от времени лак, тщательно отшлифовали все плоские и рельефные поверхности, изготовили утраченные элементы, покрыли бесцветным лаком и слегка располировали лаковое покрытие. Шкаф приобрёл такой привлекательный вид, что хозяева ходили вокруг и тихо восхищались работой молодых умельцев. За пять дней ребята заработали больше, чем их месячная стипендия, они остались довольны как результатом своей работы, так и гонораром, а ещё больше - неуёмной радостью заказчиков.

Вечерами после десятичасового трудового дня Мишка писал свою дипломную работу. Да к тому же втемяшилась ему в башку такая блажь: для большей привлекательности сделать генеральный план своей фабрики тушью и акварелью, а ещё – красивые цветные вставки с названиями разделов своего проекта. Они так хорошо вписались в него, так понравились руководителю Григорию Ивановичу, что он решил оставить работу после защиты себе на память, поскольку в таком необычном оформлении в своей преподавательской практике он студенческих работ не видел. А вот защищаться  он позволил Мишке самым последним, чтобы не смущать таким "роскошеством" остальных студентов и государственную комиссию.

Перед распределением директриса Валентина Николаевна вызвала Мишку к себе и предложила: раз он идёт по распределению первым, она советует поехать посмотреть на предполагаемое место работы в город Жуковский в Подмосковье – зелёная зона, станция «Отдых», близко к Москве, город хороший, для здоровья, мол, как раз будет хорошо. Вот ведь какая женщина, – думал Мишка,– даже в этом она хочет для меня лучше сделать, цены ей нет, как мать родная.

Поехал Мишка в Жуковский, нашёл деревообрабатывающий цех (а вовсе не завод) при домостроительном комбинате, расположившийся в огромном деревянном сарае. В цехе изготавливались оконные и дверные блоки для строящегося в городе жилья. И так ему стало грустно при виде полукустарного производства, что, приехав в техникум, он вошёл в кабинет директрисы очень расстроенным.

– Валентина Николаевна, я же хотел быть краснодеревщиком, а в таком цехе я работать не хочу. Я лучше поеду в свой родной город, у нас там фабрика пианино, это же совсем другое производство, там культура, и работают там настоящие мастера, у которых есть чему поучиться. А потом – мне матери надо помочь, нам с ней предстоит ещё трёх младших братьев в люди вывести. Отправьте меня туда.

– Так у нас же путёвка есть, мы Витю Сипагина туда распределили, а он ехать отказался. Что же, поезжай ты на свою родину, может, действительно, это для тебя лучший вариант. Так что защищай свой диплом и в добрый путь!

Целую неделю пришлось Мишке ждать дня защиты своей дипломной работы, которая была давно готова, получена положительная рецензия главного инженера одной из московских мебельных фабрик. Защита прошла блестяще, Мишкин диплом комиссия рассматривала, как иллюстрированный альбом братьев Васнецовых.

С чувством удовлетворённости ехал Мишка Шумов на работу в свой родной город с красным дипломом кармане и путёвкой к своей родимой матушке и братьям.

Как же была довольна мать, что сын её не остался где-то на чужбине, а вернулся домой с направлением на такое хорошее производство, да в родном городе. Не простым рабочим будет сын на фабрике, бригадиром сразу поставили, значит, признали, надеются на молодого специалиста. И батькина мечта сбывается, он же хотел видеть сына образованным специалистом.
Так закончился Мишкин первый, весьма нелёгкий, этап  жизни, после которого предполагались серьёзные перемены.


Рецензии