Кавказские истории. Мудрая мать

Кавказские истории.
Мудрая мать


Одним ранним утром на улице закричала вдруг женщина и через несколько минут, добавились другие женские и грубые мужские голоса. Вся улица загудела, словно встревоженный улей. Я тоже вышел из дома и спросил соседку что случилось.
«Ламару только что украли, вон, видишь у калитки ведро с водой стоит!»
Вся родня громко шумела, трое братьев Ламары крутились возле старого мотоцикла с коляской. Навесив на себя ружья и кинжалы, они долго заводили его, а он, пыхтел, чихал и заведясь тут же глох. К ним подошел сосед Аполлон Агрба и со свойственной ему прямотой и остроумием спросил: «Далеко джигиты собрались? Кого убивать думаете?». Заури ему ответит: «Куда ехать еще не знаем, но как поймаем того, кто сестру украл, застрелим, зарежем и на куски порвем!».
Стоп, уважаемые родственники и братья, - сказал Аполлон - Я видел как воровали вашу сестру.
- И ты молчал? Еще хорошим соседом считаешься! Не мог вовремя свой рот подлый открыть? – сказал ему с угрозой старший брат Тата, вылезая из люльки мотоцикла.
-Успокойся, Тата! Хвост не распускай фазаном, и слушай внимательно, и вы, родственники, хватит визг поднимать, уже до Сухуми слышно. Я видел, как Ламара сначала выглянула из двери, хитро озираясь по сторонам, потом,  вышла с большим чемоданом, спрятав его под виноградником. Затем ушла обратно в дом, и вскоре снова показалась с ведром, направившись к колонке за водой. Она долго набирала воду, два раза вылив ее под ноги,   внимательно всматриваясь на дорогу. Видно было, что она кого-то поджидала. Постояв с полным ведром, она медленно направилась в сторону дома и в это время из-за поворота показалась «Волга». Ламара, поставив ведро с водой у калитки, вытащила из-под виноградника чемодан и легко побежала к машине. Дверь ей вежливо открыли, ловко подхватив  чемодан                .
  Отъехав подальше от дома, она открыла окно, выглянула и широко улыбаясь закричала: «Вай вай вай!». Вся родня смущенно притихла, и Аполлон добавил: «Ваша Ламара, взрослая девушка! И давно уж висела на заборе и ждала кто б ее снял, засватал или хотя бы украл. Нашелся хороший парень, и слава Богу, украли, сбылась ее мечта. Полюбила и не мешайте ей, ничего страшного, что он грузин, вы братья тоже не чистокровные абхазцы: ваша мама, тетя Феня – турчанка (дай Бог ей здоровья), и моя жена Омалия тоже грузинка. Я вам дорогие мои скажу: «Хорошо разводить чистокровных собак, свиней, а к людям это не должно относиться, Гитлер хотел выводить чистокровных арийцев, сдох Гитлер и арийцев нет, не получилось!
Родственники и соседи стали тихо расходиться. Заури, уходя, виновато сказал Аполлону: «Все же ты Апон, мог бы тревогу заранее поднять!»
Меня удивило тогда поведение матери: Когда все кричали, шумели, она спокойно стояла в стороне, прижавшись к забору из штакетника, нахмурив черные брови, молча смотрела на разбушевавшихся сыновей и родню, и ничего не сказав, взяла ведро с водой и скрылась в доме.
Вечером того же дня к нам заходил Аполлон с Омалией. Мой отец сделал узбекский плов,  пригласил их на ужин. В гостях Омалия рассказала предисторию с Ламариным воровством.
«Недавно Ламара заявила вдруг матери: «Мама, я познакомилась на работе в Сухуми с хорошим парнем, грузином, его зовут Георгий, мы полюбили друг-друга и он хочет прийти к тебе попросить моей руки, т.к. папы нет, а ты для нас за обоих. Уж пожалуйста, не откажи, дай согласие.
Ламара в то время уже закончила институт и работала инженером в архитектурном отделе в Сухуми. Когда Ламара заявила матери о скором визите сватов, та сидела у стола и чистила картошку. Выслушав просьбу дочери, она опустила голову и молчала. Ламара стояла возле матери и терпеливо ждала свой приговор. Наконец у дочери лопнуло терпение, и она выпалила: «Мама, не молчи, скажи мне в конце концов свое решение!».
-А что тут говорить, доченька, - сказала мать. бросив картошку в ведро, - дело серьезное, решается твоя судьба, я знаю твой капризный характер, а ведь жить ты будешь в грузинском селе с его родителями. Тебе предстоит выучить их язык, традиции и культуру, и не только уважать, но и любить их как свои, потому что вольешься в их семью. Я – турчанка, вышла замуж за твоего отца абхазца, выучила его язык, обычаи, и меня приняли, полюбили, хотя вначале не все так сладко было. Мы с твоим отцом прожили счастливо и вас вырастили, жаль только, что с ним случилось несчастье и он ушел рано из жизни. Тебя я дочка знаю, ты своенравная, нетерпеливая и не выдержишь, потому я против и сватов не приму.»
Через три дня после воровства к Фене приехали сваты. Мать приняла их.
На следующей неделе сыграли свадьбу. На нашей небольшой улице натянули длинный брезентовый шатер и внутри в два ряда, были поставлены сколоченные из досок столы. Кавказские свадьбы проходят шумно и весело, потому что у них в отличии от европейцев и нас, где троюродный брат считается дальним родственником, у кавказцев близкий и им очень дорожат. Поэтому набирается гостей из родни и друзей не одна сотня. Кстати, никто с пустыми руками не приходит, особенно родня. Одаривают обычно деньгами и не скупятся, поэтому хозяева и жених с невестой остаются в большой прибыли. Как правило празднества проходят у жениха и в доме невесты.
    Шумно отгуляв свадьбу, Георгий увез свою невесту в грузинское село к родителям. Но не прошло и месяца, как Ламара на такси прикатила к матери домой со своим огромным чемоданом. Навстречу к ней вышла из калитки мать, и встала на проходе не давая дочери зайти во двор.  Нахмурив брови, она строго спросила дочь:
- Ты почему одна приехала? Где твой муж?
- Ой, мамочка, как ты была права! У них все не так как у нас, и язык их трудный, они требуют, чтобы я его выучила, стала разговаривать по-грузински, да ну их, не хочу, надоело мне все это. Дома жить буду!
Красивые черные брови матери нервно передернулись:
- Нет, дочка, твой дом теперь там! Иди к мужу! Ты что думала, когда замуж пошла, в куклы играть будешь? Я тебя предупреждала, но ты такая умная, не послушала меня, а теперь, ты жена Георгия и без него, я тебя в дом не пущу. Смирись и возвращайся к мужу.
Таксист в это время стоял возле машины и не спешил уезжать, ему интересен был разговор матери с дочерью, а так же потенциальный заказ в обратную сторону. Он слушал и улыбался.
Ламара расплакалась.
-Ты мне не мать больше! Ты жестокая и я никогда к тебе не приеду! – прокричала она, взяв чемодан направляясь к таксисту.
Феня, обращаясь к таксисту сказала: «Дорогой, прошу тебя, отвези эту козочку бодливую назад к ее мужу!»
- Хорошо, мать, отвезу!
Прошли годы, у Ламары с Георгием родилось трое детей, жили они дружно и часто приезжали с детьми в гости к бабушке. Однажды обнимая мать она ей сказала: «Спасибо тебе мамочка, что ты тогда развернула меня и я сейчас благодаря тебе счастлива со своим мужем и детьми!»


Рецензии
Всё правильно. Если изначально не смогли воспитать до замужества, то нужно попытаться хотя бы после, пусть даже и жёсткими методами. Но это не мудрая мать, а всего лишь умная. Мудрый правильно воспитывают с детства

Нарт Черкес   25.11.2019 21:21     Заявить о нарушении
Благодарю за Ваш отзыв!

Гарри Велиас   26.11.2019 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.