Соллернский крысолов часть 6

За ночь из беспорядочно скачущих идей постепенно сложился довольно стройный план. Венгерские слова, наспех записанные на бумажке, прочно осели в памяти и срывались с языка свободно и естественно. Под утро усталость взяла свое, и Леон незаметно для себя уснул на неразобранной кровати.

Около полудня он появился на набережной, слегка напряженный и полный решимости. В гостиничном номере он оставил собранный чемодан и письмо. Если он не вернется сегодня (а именно такой исход дела он считал самым вероятным),  письмо передадут Эмме. На всякий случай он снова набрал номер Анны, не получил ответа и сунул бесполезный телефон в карман. Все же хотелось перекинуться словом хоть с одной живой душой, так что Леон направился к знакомой фигуре, склоненной над мольбертом. Заглянул через плечо художника и замер в недоумении.
С широкого белого листа на него смотрело лицо, несомненно знакомое. Но вот чье оно, Леон решительно не мог понять. На наброске был изображен глубокий старик, а у Леона не было знакомых такого почтенного возраста. Чем больше он вглядывался в рисунок, тем больше убеждался - он знает этого старика, но вот откуда?
Художник тем временем отложил в сторону карандаш, критически рассмотрел свое творение, вздохнул с досадой и только тогда заметил Леона.
- А, szia bar;tom! - воскликнул он. - Что, пришли на новый урок? Или желаете повторить пройденное?
- Повторить пройденное, - криво улыбнулся Леон. - Послушайте, я правильно говорю?

Выслушав и заставив повторить  каждую фразу трижды, художник восторженно хлопнул себя по колену:
- У вас определенно способности к языкам!  Точная интонация, и акцент почти не слышен. В крайнем случае, можно подумать, что вы слишком долго прожили в западной части страны, там многие так говорят. Но каков, а!? Тонкий слух и идеальный голос - вот что это такое!
- Ну хоть раз пригодилось мое музыкальное образование, - невесело усмехнулся Леон.
- Талант, талант! - качал головой художник. - Ну что, продолжим обучение? Нет? А зачем же...
Леон сделал вид, что не расслышал вопроса, заинтересовавшись незаконченым портретом. Художник помрачнел.
- Не дается мне с утра! - досадливо проворчал он. - Не похож, хоть тресни! С натуры бы рисовать... Может тогда бы понял, в чем загвоздка.
"Видимо, натурщик не может позировать, потому что не дожил до наших дней," - решил про себя Леон и только сочувственно покивал в ответ. Оставалось прояснить еще один вопрос.
- Скажите, а как выглядел ваш дед Золтан? - спросил он. - Вы его помните?
- Помнить своего двоюродного прадеда Золтана я не могу, потому как в жизни его не встречал! - веско заявил художник. - Только на фото, оно до сих пор висит в музее. Зайдите да поглядите на него. Видный был мужчина, высокий, осанка гордая, взгляд острый...
- И его портрет вы, наверное, нарисовали? - с замиранием сердца спросил Леон.
- А как же, и портрет есть. Вот в следующем году будут празднования годовщины основания Соллерна, и передам музею в дар и портрет, и пару городских пейзажей. Вот только не пойму я что-то...
- Просто думаю - похож я на него или нет, - быстро ответил Леон.
Художник рассмеялся:
- Да нет, общего у вас маловато. Типаж другой, да и повыше он был... А, я понял! Наверное, к празднику готовят постановку какую, и вы хотите роль Золтана?
- Да-да, именно роль Золтана! - покивал Леон. - Так что, думаете, нет шансов? А если загримироваться? Вот вы сможете меня загримировать?
- Ну как сказать... - художник подергал себя за мочку уха и оценивающе осмотрел Леона с ного до головы. - Текст-то вы скажете хорошо, не спорю. А вот внешне... Ну если только гример хороший, да издали на вас смотреть... А в гриме я ничего не понимаю, это вам в театр надо.
- Ладно, я понял, - вздохнул Леон. - Спасибо вам. Всего доброго.
- До встречи! - жизнерадостно подмигнул художник.
Не отвечая, Леон повернул в сторону старого квартала.

Толкнув дверь с потертой вывеской "Музей Соллерна", он замер на минуту, привыкая к полумраку, и услышал знакомый голос:
- Все-таки решили зайти сюда! Добро пожаловать! Осмотр удобнее начать отсюда.
К нему подошла Мария и мягко увлекла к застекленному стенду с пожелтевшими вывесками и старыми фотографиями. Леон поначалу слушал ее довольно рассеянно, но постепенно рассказ захватил его. Подумать только, каким мужеством должны были обладать люди, поднявшиеся с насиженных мест и выстроившие здесь целый город! Леон представил себя, вынужденного жить в наскоро сколоченном деревянном домике на этом негостеприимном берегу, довольствуясь скудной пищей, и поежился. А ведь первых поселенцев ничего не пугало, они трудились, строили, верили в прекрасную новую жизнь, которую они создают своими руками - не столько для себя, сколько для своих потомков. Леон даже на время позабыл о цели своего прихода, но тут одна из услышанных фраз напомнила ему, зачем он здесь.
- Крысы разносили болезни? - повторил он. - И доктор Золтан боролся с болезнями, а его пирош мачка, рыжий кот - с крысами, верно?
- Как приятно, что вы помните, о чем я рассказывала, когда вы гостили у меня, - Мария казалась польщенной. - Да, именно так! А вот и наш герой - сам доктор!
И она указала на висевшую отдельно фотокарточку. Леон подошел поближе. С фотографии смотрел немолодой, но крепкий черноглазый мужчина с поседевшими висками.

Мария уже с гордостью рассказывала о процветающем заводе соллернского стекла и какой-то современной художнице, а Леон все возвращался к мыслям о событиях более чем вековой давности. Первоначальный план - попытаться обмануть кота, загримировавшись под Золтана и сказав несколько слов по-венгерски, показался ему нелепым в своей наивности. Оттого, что жизнь его оказалась комфортной и почти безоблачной по сравнению с жизнью поселившихся здесь когда-то людей, он даже испытал какую-то неловкость. Какими мелкими и незначительными оказались его проблемы, которые он когда-то считал очень важными! Анна была права, называя его сетования "капризами"... Анна! Может быть, она сейчас мечется, пытаясь найти выход и вернуться из... как местные называют это место - "вечный май"? А он так и не придумал, как ей помочь, как вытащить ее оттуда, откуда еще никто никогда... Стоп! Так уж и никто?
- Вы хотели что-то спросить? - Мария прервала свою речь на полуслове и доброжелательно улыбнулась.
- Просто я вспомнил историю про инвалида, который вернулся из вечного мая, - стараясь унять дрожь в голосе ответил Леон. - Он рассказывал, как ему это удалось?
Взгляд Марии потускнел. Нехотя она проговорила:
- Не могу вам ответить точно. Эту историю не любят вспоминать, так что многие детали стерлись из памяти. Жена этого человека говорила, что просто бродила по улице и умоляла Пироша вернуть ей мужа, уверяла, что жить без него не будет. Она очень любила своего... своего супруга.
- Вы думаете, что Пирош отпустил обратно того, кого забрал, потому что здесь остался любящий его человек? - медленно, обдумывая каждое слово, произнес Леон.
- Мы можем только догадываться о настоящей причине, но вполне вероятно, что так и есть, - сдержанно кивнула Мария.
- Так и есть, - машинально повторил Леон и решительно шагнул к выходу. Он не был уверен, что верно расслышал брошенные ему вслед слова:
- Вот только ничего хорошего из этого не вышло.

(продолжение следует)


Рецензии