Там хорошо, где нас нет

Первоисточник выражения - комедия «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829): Софья: « Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше?»  Чацкий : «Где нас нет.»

 Осветим несколько вариантов трактовки соответственно степеням открытого, намёка и скрытого.

1) «Будучи русским, Грибоедов имел в виду русских.»  Излагая данные мысли на русском языке, автор пожалуй-таки можно сказать, является русским - и поддерживает в этом мнении классика. Смею думать, как и большинство моих соотечественников. Возможно, дело в болезненной тяге к справедливости, свойственной русскому народу. Справедливость-то у каждого своя, поэтому большое количество разновекторных желаний создают некомфортного «ёжика», от которого лучше держаться подальше. Вот и уезжают классики (и не только), как только смогут – кто на Кавказ, кто в Персию, кто на Капри, кто в Женеву или Париж, кто вообще в Азию.  Хоть тушкой, хоть чучелом - но валят.

2) «Хорошо там где нас нет» - имеется в виду людей вообще. Опять же трудно не согласиться  – где появляются люди, они загаживают природу и потом там становится не так хорошо. В конце концов любая цивилизация заканчивает самоликвидацией. Остаётся лишь оплавленный ядерным взрывом песок – Мохенджодаро или планета Марс как пример.  Так что "Дайте мне другой глобус!" тоже не прокатит, он вскоре будет таким же.

3) И последний вариант прочтения – хорошо там, где нет НАС, то есть нет МЫ. "МЫ" - это которые "СЛИ". Мысли. "Мы", которые "шли" и "идут" куда-то из точки в сердце и, бесконечно разматываясь, определяют - место, время, имя, национальность, страну...судьбу. Этих "нас" необходимо пресечь.

  Где нет "видимых" (определяемых) объектов как следствий понятий и умственных ограничений, и в конечном счёте нет мыслей - нет страдания.
  Дело обстоит просто: если вы что-либо наблюдаете (ощущаете)и о чём-то думаете – значит, у вас есть принимающая мембрана (тело), которая не может быть вечна. То есть, значит – вы смертны. То есть появились, пребывали, прекратитесь. При этом ощущая страдания. (Все изменения мембраны сопровождают субъективные ощущения – роды, болезни, старость и смерть). Логично, что лучше бы существовать вообще без страданий. Но тогда что такое жизнь?.. Это материализованные омрачения понятий в собственном сознании, именуемых "телом". Нет понятий – нет объектов – нет «жизни» как «Ж и Знания» (где Ж – жужжание, роение, суета). При остановке деятельности ума пропадают и знание, и А и Б и все объедки объектов, остаётся на трубе даже не та самая И («длительность, продолжительность»), а – точка.  Которая то ли есть, то ли кажется.

Это и называется «нирвана» - не рваный процессами экран саморефлексии самонебытия.
      "Когда не схватывается образ - итаковая Таковость не движется."   (Будда Шакьямуни). Реально - горе от ума...


Рецензии