Целесообразность и смысл

«Когда ты думаешь,
что карты у тебя в руках,
жизнь начинает играть
с тобой в шахматы».


Если у развития нет цели, то это не развитие, а перебор вариантов - спонтанное усложнение структуры. Но далеко не всякое усложнение является развитием. А если материя действительно развивается, значит у неё есть цель и потенциал развития. Следовательно, помимо материи есть нечто нематериальное, что определяет смысл процесса.

Поэтому никто так и не сумел назвать целесообразно организованный объект, возникший спонтанно без плана и творца. Например: лапоть, горшок, самолёт...

Поэтому не получается назвать и живой объект, организованный не целесообразно, поскольку абсолютно все живые формы от вируса и до человека, преследуют, как минимум, три универсальные цели.

Толковый словарь Ожегова, "целесообразность"  - целесообразный, -ая, -ое; -зен, -зна- соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный - целесообразное решение - поступок.

Словарь синонимов: "целесообразность, желательность, полезность, разумность, уместность, трезвость, рациональность, соответствие..."  (плану?) - Всё буквально "кричит" о наличии творца.

"Телеономия" (от греч. «заключительный, совершенный», закон) — явление повышения внутреннего порядка биологических систем, что можно интерпретировать, как их целеустремлённость. https://ru.wikipedia.org/wiki/Телеономия

"Телеология" (от греч.«заключительный, совершенный» — учение) — онтологическое учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. https://ru.wikipedia.org/wiki/Телеология

"Энтелехия" (греч. «осуществленность», от «законченный» и «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. https://ru.wikipedia.org/wiki/Энтелехия

То есть мы видим, что уже 2500 лет назад древние обратили внимание на наличие целей в живой природе.

Закон органической целесообразности (закон Аристотеля) гласит: целесообразность присуща всем видам. Она выражается в тонком взаимном соответствии структур и назначения биологических объектов, в приспособленности живых форм к условиям жизни, в естественной целенаправленности особенностей индивидуального развития, в приспособительном характере форм существования и поведения биологических видов.

Из вышесказанного следует:

«Целенаправленность» характеризует действие в предположении, что цель его известна или может быть установлена.

«Целесообразность» же допускает двоякую интерпретацию: такую организацию, которая делает возможным достижение данной цели, и такое воплощение, которое соответствует заранее намеченной цели.

Эти две интерпретации термина «целесообразность» не противоречат одна другой, а друг друга дополняют:

"Целесообразность" есть такая организация какого-либо объекта, которая предусматривает возможность осуществления им целенаправленного действия.  Очевидно, что обеспечить такую организацию какого-либо объекта можно только одним способом – построить его в соответствии с заранее намеченным ПЛАНОМ.

Это очень важное утверждение. Смысл его состоит в том, что целесообразно организованные объекты не могут возникать случайно, в силу «удачного» стечения обстоятельств.

Уже само слово "целесообразно" означает "сообразно с целью" – т.е. хронологически, прежде чем появился объект, его цель уже была кем-то сформулирована...

Поэтому Дарвин и не мог отрицать наличие целесообразности в живом мире, но вот его попытки интерпретации этих "целей" вызывают у думающих людей лишь ироничную усмешку. Ведь из дарвинизма следует, что "целесообразная организация создается в ходе истории органической формы путем постоянного уничтожения менее целесообразных (!)." (Источник: © факультет МСХА)

Однако, в трудах самого Дарвина трактовка понятия "органическая целесообразность"  отсутствует. В контексте похоже на интерпретацию социал-дарвинистов и даже фашистов: «…высшая арийская раса должна подчинить себе все низшие расы… этот закон, обусловленный самой природой, является единственным логически верным законом жизни на Земле» (из речи Гитлера в 1933 году на съезде Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрнберге).

Таким образом можно заключить: без ясного и однозначного ответа на ключевой вопрос "зачем?", говорить о наличии какой-либо целесообразности бессмысленно. Видимо поэтому эволюционисты делают оговорку: "органическая целесообразность носит относительный характер...", снимая с себя ответственность за необходимость точной передачи сути ключевого понятия.

Поэтому надо вспомнить о наличии абсолютных и универсальных целей у всех без исключения живых форм, от вируса и до человека - питание, размножение и самосохранение.  Здесь уже сложно будет говорить о какой-либо относительности целей. Термин "релятивизм" (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Ведь если цели условны, то условны и смыслы.

Например, когда мы собираем стол из частей, то получить «плоскую и прочную горизонтальную поверхность» — это цель наших действий. Аристотель называл смысл в аспекте цели целевой причиной.

Однако, в современном научном мировоззрении понятие целевой причины отсутствует. Считается, что все события обусловлены ТОЛЬКО предшествующими событиями, которые являются причиной для последующих событий. Отсюда возникает концепция детерминизма. А самой первой причиной в цепочке событий считается событие большого взрыва.

Но целостное мировоззрение не может обойтись без понятия цели. Смысл как целевая причина как бы заставляет объекты стремиться к своей цели, к своей самореализации. Максимально наглядно это видно на живых существах и организмах. Растение стремится вырасти из семени и принять форму, свойственную его виду. Животное стремится к тому, чтобы стать взрослой особью и оставить потомство.

Разумеется, это стремление безотчетно. И можно сказать, что смысл как цель определяет существование живого существа. Заставляет его быть таким, а не другим. Только определяет не из прошлого, как в примитивном механическом детерминизме, а из будущего. А точнее, из вневременной сферы.

Обратите внимание на тот факт, что через жизнь отдельных особей живёт вид и род. А вид и род — это чисто смысловые категории. Греческое слово эйдос — вид, приобрело значение смысла. Род и вид — это чисто логические, т.е. смысловые отграничения. Но вместе с тем, они наглядно проявляются в живой природе. И на примере родов и видов животных мы можем воочию увидеть, как в живой природе функционирует смысл.

Но материалистическая философия есть одна из форм языческой пантеистической философии. Подобно всем прочим формам язычества, она усматривает первопринцип бытия в безличной природе, абсолютизирует бытие природы, наделяя его Божественными свойствами. "Атеистический материализм делает важное открытие: идол состоит из материи, он есть материя."

Вершиной религиозных представлений язычников-материалистов о материи становится приписывание ей способности к творческому целеполаганию и целеосуществлению. На этом и держится весь современный "эволюционизм", рассчитанный на невежество масс.

Поэтому здесь уместно будет подчеркнуть, что главным критерием искусственности объекта является его целесообразная организация.

Забавно бывает наблюдать, как воинствующие атеисты в буквальном смысле "зависают", пытаясь отразить в безбожном сознании смысл, вытекающий из вышеизложенного. Иные же проявления их активности в отношении логики целесообразности вполне симптоматичны и различаются лишь уровнем шельмования оппонентов.

Однако, для людей знакомых с логикой, факт того, что постановка цели является неотъемлемым атрибутом разума, не требует отдельных доказательств. Именно поэтому вся современная математика строится на формализации законов логики Аристотеля.
 
"Смысл" (слова, предмета и т.п.) возникает в том случае, когда осмысляемое ставится в соответствие с чем-то внешним, находящимся за пределами осмысляемого предмета т.е. с "контекстом": любая информационная единица осмысленна лишь в той мере, в какой она соотносится с другими информационными единицами и вне контекста целого никакого содержания не имеет. Чтобы знать одно, нужно знать и все остальное.

Смысл любого предмета, очевидно, не совпадает с самим этим предметом, но как бы «присоединяется» к нему извне. Смысл, безусловно, возникает тогда, когда осмысляемый предмет соотносится с некотором знанием об этом предмете. Чем больше я знаю о предмете, тем более богатым и определенным смыслом он обладает. В сирийском языке «смысл» и «прозрение» — одно и то же слово (sukkala).

Таким образом, "смысл" - внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование; предназначение каких-либо вещей, объектов, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.

Любой элемент знания является осмысленным лишь постольку, поскольку он связан со всеми другими элементами знания, составляет с ними единое целое. Чтобы знать, например, что такое «интеграл», необходимо знать, что такое «дифференциал», что такое число, знать элементарные арифметические операции и т.д.

Следовательно, осмысление какого-либо чувственного элемента нашего сознания с необходимостью требует задействовать сразу ВСЁ наличное знание об окружающем нас мире и о себе самом. «Объективный» смысл той или иной вещи - это  то «место», которую данная вещь занимает в системе мироздания. Смысл есть «отношение всего в едином», т.е. отношение осмысляемой вещи к универсальному контексту, в пределе тождественному Абсолюту, как устверждал философ Владимир Соловьев.

Смысл вещи — это, во-первых, целое, выходящее за пределы своих частей.
Во-вторых, смысл не зависит от субъективной интерпретации. Потому что, если что-то может интерпретироваться так или иначе, то это означает, что существует единая основа для любых интерпретаций. Эта основа, этот предмет множества субъективных интерпретаций и есть смысл, существующий еще до всяких интерпретаций.

Если существует множество проявлений чего-то, то значит, существует и это что-то, которое проявляется. Или: если есть явления, значит, есть и сущность, которая в них проявляется. Смысл невозможно изменить. Потому что изменение смысла означает просто-напросто переход к другому смыслу. Можно стол превратить в табуретку, но невозможно смысл стола превратить в смысл табуретки — это два разных смысла.

Все отрицания единой сущности, лежащей в основе явлений — это всё проявления нигилизма, не имеющего под собой никакой логики. Сюда же относится понятие «предназначение». Мы спрашиваем: «для чего предназначен этот предмет?» Интересно, что слово предназначение прямо указывает на предзаданность цели. Цель и предназначение предмета предшествуют его существованию.

Адекватный зритель понимает, что декорации нужны для того, чтобы показать смысл происходящего на сцене. А зритель, который вместо того, чтобы постигать то, что ему показывают, начинает изучать строение декораций, механизмы их перемещения, строение осветительных ламп, и тому подобное, будет, очевидно, неадекватен.

Совершенно неудивительно, что с таким взглядом на мир современный человек совершенно утратил понимание своего положения в этом мире и понимание смысла своей жизни. Поэтому и подлинная наука должна строиться на умении видеть в материальном идеальное.

Очевидно, что современную науку такой взгляд на вещи совершенно не интересует. Вместо того, чтобы постигать смысл данной нам картины мира, она изучает ее отдельные материальные части, состав этих частей, законы их взаимодействия и т.п.

Нормальный человек, в отличие от прочих живых существ, ориентируется не на привычки и инстинкт, а на понимание целого. Глобальный ориентир — это вывод из целого. Охватывая всё, он из этого выводит цель, которая всегда лежит за рамками жизни. В рамках жизни лежат цели, основанием которых являются инстинкты.

Охват целого — это охват двух типов бытия: вечного и однажды появившегося. Первое бытие, выражаясь религиозным языком — это «прежде всех век». Прежде и вне времени и пространства, энергии и материи. Второе бытие начинается с определенного мига во времени и пространстве, состоит из энергии и материи.

Чтобы охватить эти два бытия, нужно уловить их природу, самую сущность. Понять, что есть макрокосмос (Небо) и микрокосмос (человек). Далее связать их воедино, и осмыслив как целое, вывести частное — цель и смысл жизни человека и человечества.

Для чего изучать эти абстрактные вещи? Для того, чтобы впоследствии обнаруживать, как эти фундаментальные принципы проявляют себя в разных сферах действительности. Если раньше мы смотрели на действительность просто как на огромный массив фактов, которые непонятно как упорядочить, то теперь мы узнаём основные законы функционирования этих фактов и начинаем понимать, как их оценивать, классифицировать и использовать.

Поэтому мировоззрение есть знание целого мира. Упор делаем на слово «знание». Это слово предполагает верное знание, ибо неверное знание называется иным словом — заблуждение. Когда вы говорите «я знаю», то подразумеваете знание истины...


Литература:

1. Православная энциклопедия: https://azbyka.ru

2. Информация как основа жизни. ISBN:5-87905-125-0 М. 1999, Корогодин В.И., Корогодина В.Л.

3. "Об онтологии смысла", "Человек и Абсолют", Е.М. Иванов, 2010. Т.10. Серия Философия. Психология. Педагогика. Вып.3. Саратов. С.16-21. ISSN 1819-7671

4. Project-i - https://vk.com/projecti

5. "Смысл как цель" Таран Роман Александрович.


Рецензии