Я вырос среди родников и полей...

ЭТО ИНТЕРВЬЮ С ПОЭТОМ, ПИСАТЕЛЕМ, МУЗЫКАНТОМ  ФЕОФАНОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ ЛИПАТОВЫМ (1944 – 2016) БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО В КУНГУРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЕ «ИСКРА» 13 МАРТА 2014 ГОДА

С Феофаном Липатовым знаком около 20 лет. Феофан Николаевич в постоянном развитии и не перестает удивлять своими талантами. На мой взгляд, это один из лучших современных российских поэтов. Его стихи, особенно на военную тему, вызывают широкий общественный резонанс. Но в канун юбилея Феофана Николаевича мы говорили с ним не только о поэзии.

«ПРОСТО ФЕОФАН»
- Тебя по-разному называют: поэт, музыкант, сатирик, юморист, человечище, глыба, самородок, поэтическая атлантида Уральской провинции. А как ты сам себя называешь прежде всего?
- Просто Феофан. Я не ощущаю своей многоликости. Музыка и поэзия, юмор и сатира - всё во мне слито. В юности еще и рисовал, но у меня дальтонизм, поэтому не стал продолжать.
- Одна наша хорошая знакомая сказала: вроде, знаю Феофана Николаевича, и в то же время нет. Почему так может быть?
- В разных ипостасях предстаешь перед людьми. Я себя не считаю гением, но однажды на встрече в «Литературной гостиной» в селе Жилино пермский писатель, в то время зав. краевой библиотекой имени Горького Александр Старовойтов, прочитав стихотворение «Одна винтовка на троих», особо выделил строчки, сказав, что это на уровне гениальности:
Вот если б ротного убили,
То мне достался б автомат.
Но, слава Богу, жив наш ротный,
Вон автоматом тарахтит.
Да, жив наш дедушка пехотный,
Ещё и головой вертит.
- Истоки творчества?
- Видимо, где-то в крови. Дед научил меня читать и играть на гармони, когда я еще в школу не ходил. С 5 лет каждое утро с рёвом, но читал 1-2 листа из Библии. Повзрослев, понял, зачем дед это делал. Читая, и жизнь познаешь, и размышлять учишься. Очень рано стал играть на гармошке на деревенских праздниках. Знал все песни, которые пелись. И военные, и блатные… Иногда не хватит слов - свои прибавишь. Много делал пародий на песни. Никто тогда и не верил, что я сочиняю. Все спрашивали: где ты песни берешь. Как-то на Алтае смотр был, перед выступлением проверяли программу. Спросили: «Это чья песня?» «Сам написал». «А кто тебя уполномочил песни писать?» Мне это так понравилось, до сих пор радуюсь этим словам.

«НИЧЕГО НЕ ВЫДУМЫВАЮ»
- Так и рождаются юморески. Есть на эту тему?
- Примерно. Я ведь ничего не выдумываю, все сюжеты – из жизни. Вижу и художественно оформляю. Юмором хочу показать: наш народ настолько велик, что ухитряется выживать в любых условиях. Я никогда не смеюсь над людьми, я просто показываю, что делают с нашим народом. Не всем это нравится. Бывало в молодости со сцены спою частушки, а потом меня месяц таскают. Отправлял в «Крокодил» юморески. Мне написали: очень талантливо, но нужны конкретные лица и место, иначе нас привлекут за оскорбление советского быта, за издевательство. А что значит тогда конкретно назвать этих людей, коммунистов, которые всю жизнь трудились? Это значит подрезать их под корень. Они сразу, если не срок получат, то слетят с работы.
- Ты не воевал, но, читая твои стихи о войне, зримо видишь её ужасы, чувствуешь боль. Некоторые даже спрашивают, на каких фронтах сражался Феофан?
- Проникновение в войну у меня тоже с детства. Рядом с деревней, где я жил, были леспромхозы. Туда сгоняли тысячи наших пленных. И власовцев, и тех, кто в немецком плену побывал... Они и рассказывали мне о войне. Иногда до того вопросами их доведу, что они от меня прячутся. Солдаты были обижены. Одни и в плену-то были с неделю, а получили срок. В первые дни войны шли в бой с одними саперными лопатками… Бывало, что из окружения командиры на самолетах улетали, оставляли солдат одних, а другие с ними оставались, не бросали, вместе погибали. Всем очень не нравилось, когда гнали к какой-то дате, юбилею взять высоту. Причем иногда даже без артобстрела бросали на пулеметы. И вот все их переживания, чувства, мысли отражены в моих стихах.
- С пленными можно было говорить?
- Как нельзя. Они были на вольном поселении. Там был комендант из НКВД, у которого они отмечались.
- У тебя есть стихи, написанные от имени убитых солдат.
- Я за них очень переживаю. Мне эти люди ближе, чем генералы. Есть, конечно, и среди генералов хорошие стратеги, но и они не всегда людей берегли.

«ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ»
- У тебя около 70 самиздатовских сборников, сайт в интернете. Для чего все это?
- Я пытаюсь все черновики оформить так, чтобы их можно было читать. Хочу поделиться своими мыслями с людьми. Некоторые, действительно, читают и отзывов очень много. Такие, что я не ожидал даже. Стихи мои печатаются в краевых, московских, центральных газетах…
- Чувствуешь ценность изложенных мыслей?
- Мысли настолько ценные, что люди порой не понимают. Вот когда поймут, тогда…(улыбается)
- Наверно, должен прийти серьезный критик, который скажет: вот это да!
- Сейчас критики - это обычные работяги, делают за доллары любую рецензию. Как ведь у нас было? И Есенина не признавали, и Высоцкого. Как Высоцкого гробили, а сейчас все его гробокопатели вдруг стали самыми лучшими друзьями. Называют себя так. А его даже в Союз писателей не принимали. Союз этот, кстати, для того и был создан, чтобы оградить читателя от тех, кто много знает или говорит правду. А таких людей любая власть отгораживает.
- Тебя ведь пермские поэты и писатели хорошо знают, даже в Союз приглашают.
- У меня был очень хороший друг Николай Георгиевич Кинёв, неплохо с Федором Востриковым общаюсь, Ивана Гурина знаю неплохо. Так визуально практически всех писателей знаю, но не стремлюсь в Союз. Писателем сложно себя чувствовать, это такая ответственность. По себе ощущаю - меня постоянно приглашают на встречи, дети пишут рефераты о моём творчестве. Вроде бы, и отказаться пора, но как детям откажешь.

«ДЕТИ МЕНЯ ЛЮБЯТ»
- Ты почти 35 лет проработал музыкальным руководителем в детском  противотуберкулёзном санатории «Ирень».
- В санатории многие дети из социально неблагополучных семей, с ними сложно, они требуют внимания, доверия. Меня вообще-то они любили. До сих пор многие пишут… Тяжело с ними, но мне, с одной стороны, там нравилось. Тогда ребята очень любили хорошую музыку, пели с удовольствием, учились играть на инструментах. Занимался с ними и на баянах, и на гитарах.
- Ты и сейчас постоянно с детьми общаешься, член жюри на фестивале «Начало начал» в Жилино, ребята тепло воспринимают твое творчество.
- Дети, наверное, чувствуют моё настроение. Не ожидал, что они так горячо примут песню, которую я написал к 10-му фестивалю творчества школьников Кунгурского района «Начало начал». Песня попала в точку. Этот фестиваль объединил поколения талантливых ребят. Те, кто выступал 10 лет назад, уже взрослые, отцы и мамы. Фестиваль этот – большое дело. Талантливых ребят очень много, но, заметив, их надо вести, поддерживать.
- Ты как-то говорил, что согласился бы заниматься с ними, но хотя бы за небольшую плату.
- Дело даже не в оплате. С детьми надо заниматься, а это уже тяжело.

«ПОЭЗИЯ - НЕ СПОРТ»
- Какие главные достижения?
- Главное достижение то, что очень многие люди меня понимают. Простые люди. А я для них и пишу. Не приемлю в творчестве витиеватости. Я, конечно, могу тоже так сказать, но кому это надо? Почему некоторых поэтов мало читают? Потому что они так пишут, что не понятно о чем.
- Но ты ведь еще в конкурсах побеждаешь, а песни твои поют.
- В конкурсах я сейчас редко участвую. Вообще, не сторонник конкурсов в поэзии. Это же не спорт. Если бы я был спортсмен и пробежал 100-метровку за 6 секунд, это никуда не денешь – всех победил. А вот прочитал стихотворение, оно не вошло в лучшие, но кто-то из людей прочтет, оно ему понравится. Автор выразил что-то свое. У меня, может быть, лучше получилось, но это не значит, что я лучше всех. Итоги конкурса зависят от того, кто в жюри сидит.
- Ты в жюри тоже часто сидишь.
- Это, пожалуй, самое нелюбимое мое занятие. Тем более сложно оценивать детей. Ребенок пытается высказать что-то, показать, а ему говорят: «Это не годится». Я так никогда не говорю. Может, когда-то сам поймет, как надо писать. Ведь некоторые в стихотворение душу вкладывают, а другие хотят просто порисоваться. Люблю слушать афганские песни ребят, которые там воевали. Они могут быть немного нескладные, но в них чувствуется душа. Человек видел всё это, прошел через это. Никто, даже самый знаменитый поэт, не сможет так сказать, он напишет чисто, гладко, но души-то этой там не будет…

«Я ЕЩЁ НАПИШУ»
- Каковы твои планы?
- Дело в том, что я бесплановый человек. Записываю не все, что сочиняю. Ленивый я. Есть у меня еще несколько блокнотов, но ты знаешь мой почерк. Некоторые страницы не могу разобрать – выбрасываю, лучше новое напишу. Много-много у меня уже утеряно, в том числе и песни. Вот иногда слышу по телевидению свои песни, которые написал, когда жил на Алтае, но у них уже другие авторы.
- Не обидно?
- Нет. На какой хрен тогда песни писать, если их не поют. Поют люди, значит, нравится – пусть. А я еще напишу.
- Поэт живет и творит не в вакууме.
- У меня надежный тыл и добрые друзья. С женой Любовью Павловной живём 40 лет, и она все терпит мои писания. Со мной не только сложно - тяжело, толку-то ведь никакого от этого творчества, одни расходы. Спасибо ей за такое долготерпение. Очень мне помогает в творчестве Саша Бабиков – прекраснейший мой друг, аранжировщик. 19 лет состою в литературном объединении «ИВА», который действует в редакции газеты «Искра». Очень мало таких творческих объединений, где такая теплая, дружеская обстановка. Там люди, которым можно доверять. Без лести, без лжи.

ИЗ БИОГРАФИИ
Феофан Николаевич Липатов родился 12 марта 1944 года в селе Романово Усольского района. Закончил Верещагинский техникум механизации и электрификации сельского и лесного хозяйства по специальности «техник-механик», заочный народный университет искусств (г. Москва). Работал на Дону, в Волгограде, на Алтае, в Соликамской сельхозтехнике, последние 35 лет музыкальным руководителем детского противотуберкулезного санатория «Ирень». Музыкой и поэзией занимается с пяти лет. Автор книг: «Боготворю, тебя, деревня», «Войны последняя гармошка», «Плачущие кони», «По грибы не ходит кошка», «Душа России» и других. Произведения Феофана Липатова публикуются в периодической печати, в том числе центральной, а также в Интернете. У него есть сврой сайт, а также страничка на «Стихи.ру». Многочисленный победитель районных, краевых и российских конкурсов.

ГЛАС НАРОДА: «СПАСИБО ЗА ЖИВОЕ СЛОВО!»
Алена Ладушкина: «По Москве еще нет 12 дня, а уже посетителей 627! Я так рада, что такое возможно – сайт стихов, поэтический сайт, сайт ОДНОГО поэта – и такой ИНТЕРЕС! Это не какой-нибудь файлообменник, а ПОЭТИЧЕСКЙ сайт. Ура! В России стихи читают! А праздник Победы Россия празднует стихами Феофана. Сама в прошлом году на митинге услышала стихи Феофана, ветераны плакали… И хорошо, что стихи эти дошли до народа! И без всяких книжек дошли, без спонсоров… Я, когда прочитала в комментариях, что Феофан сам на свою пенсию выпустил свои сборники стихов маленьким тиражом в тонком переплете, слезы навернулись…Ваши стихи дети в школе будут учить, они в учебниках будут…»
Антон Трунов: «Это просто феноменально! На вашем сайте сегодня побывало уже 1233 человека! Вот уж действительно – НЕ ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА».
Владимир: «Уважаемый Феофан Николаевич, я осмелился на Ваше стихотворение из сборника «Войны последняя гармошка» написать музыку и прошу Вашего разрешения исполнить ее на празднике Победы».
Любовь Толкунова: «Как хорошо, что есть у Вас сайт. Я желаю, чтобы Ваши книги выпускались в твердом переплете огромными тиражами и Ваше творчество изучали на уроках литературы в школе».

С творчеством Феофана Липатова можно познакомиться на сайтах: http://feofan-lipatov.narod.ru, http://paskudino.wordpress.com.

ПОД ФОТО
Феофан Липатов на фестивале "Начало начал" в Жилинской школе Кунгурского района.
Фото автора


Рецензии