New! невеста. the bride by adorah nworah

New! Невеста. «THE BRIDE» by Adorah Nworah
Творческий перевод с английского Алексея Горшкова

 Автор рассказа «Невеста», молодая нигерийская писательница Adorah Nworah. получила премию Содружества 2019 года. С огромным удовольствием представляю читателям этот захватывающий рассказ, который впервые переведён на русский язык. Этот рассказ (о сильных эмоциональных переживаниях невесты перед свадьбой) как будто является зарисовкой из реальной жизни, а возможно,- это и есть личные переживания самой писательницы.....


Мужчина на заднем сиденье тёмно-синей Тойоты RAV4 вовсе не твой жених Даниэль Нвокеоча.  А вот ты — невеста. Твоё  имя Самадина, но тебя редко так зовут. Почти всегда, тебя называют Адиной, Малышкой, Дин Дин, Шоколадкой, Тихоней, Пышечкой или просто шлюхой... всё зависит от настроения и рта, который произносит твоё «имя»....
Сегодня тебя зовут «Невеста», но мужчина, сидящий на заднем сиденье  тёмно-синей Тойоты вовсе не твой жених.
 И ты с тревогой осознаешь это, сидя за деревянным столом, из которого сыплются на пол опилки, словно снег. Этот стол стоит в душной комнате на втором этаже фешенебельного здания на  Острове Виктория*  в Лагосе. Твои ноги широко раскинуты, как будто ты пребываешь в муках труда.... А если подумать, то возможно так и есть....
Все большие, громкие свадебные церемонии в Лагосе «окончательно созревают» на этом втором этаже, словно гной, который вырывается наружу из большого нарыва... Этот второй этаж стал домом для худосочных невест, мускулистых женихов и крикливой кампании сопровождающих из летнего лагеря «09», с их непристойными историями, разговорами, грудями, чуть прикрытыми прозрачной сеточкой... всем тем, что знаменовало годы, когда им было по двадцать лет..
Тебе давно уже далеко за двадцать.  Твоя бурная «двадцатка» давно в прошлом...Твоего бывшего возлюбленного, твои подружки считали подлым, болтливым, напыщенным типом, за то, что он однажды сравнил тебя с молоком, про которое все забыли, и которое начало скисать....  Тебе было очень тяжело расставаться с ним, хотя ты и понимала, что он был прав... Всё становится гораздо сложнее, когда тебе далеко за двадцать. Всё меняется... кожа на ладонях грубеет, живот становится пивным, дни рождения не приносят радости. И всё это, ничто иное, как удар в поддых...
Мужчина на заднем сиденье тёмно-синей Тойоты  RAV4  вовсе не жених.

Твои пальцы щупают твою руку, всё ещё достаточно изящную, но уже с признаками «ожирения», и тебе хочется вырвать из руки эти излишки, и «ты ощущаешь себя вчерашними  куриными крылышками» **....

Силуэт Ноно скользит по занавеске. Ноно - твоя младшая сестра, которая только только разменяла свою «двадцатку». Возможно, вспомнив о сестре, ты проглотила комок в горле. Возможно, что ты выругалась себе под нос. Возможно, ты ущипнула себя так, что достала до кости. Возможно, что ты с завистью вспомнила о джинсовых мини - юбках, размером с носовой платок. Возможно, ты ощутила на шее тугую молнию от колючего свитера....

И тут ты осознаешь, что ошиблась в выборе жениха.  А случилось это так. Ты сидишь в своей комнате, перебирая взглядом кисточки для макияжа, - от маленькой до большой. Твой взгляд переходит на  оконные жалюзи, и твои глаза ослепляет луч солнца. Тем не менее, твои глаза замечают тёмно - голубую Тойоту  RAV4, которая стоит, словно старая невеста..., и твои губы ощущают вкус кислого молока.

Твои глаза постоянно что-то ищут. Они оценивают людей и вещи, и во всём сомневаются... Это беспокоит твою мать. Однажды, она сказала тебе: «Дин Дин, не во всём нужно сомневаться!» В ответ, ты сказала какую-то глупость, что-то вроде этого: «А почему, мам?» А мама надрала тебе уши, да так, что они три дня горели. Но ты не плакала, и мама похвалила тебя, сказав, что девочка должна держать боль за зубами.

Мужчина, сидящий на заднем сиденье голубого RAV4, прижимает ко лбу шелковый платок. Ты ощупываешь рукой четки на шее и думаешь,  что-то не так с его лбом? Ты щуришься и косишь на  лоб Даниэля. Что в нём не так? Слишком узкий? Нет... его лоб высокий и правильный. Это  лоб человека с ярко выраженными потребностями и наклонностями. Голова Даниэля в порядке. Ты напрягаешься чтобы увидеть остальную часть его тела, но Бунми, подружка, которая является карикатурой на мелодраматическую, суетливую лучшую подружку, не позволяет тебе вертеть головой.

«Да не верти тв так головой!» - шипит Бунми. Одной рукой она вытирает капельки пота на  твоей обнаженной ключице, а другой вдавливает пудру тебе в лоб, чтобы припудрить прыщи. Она очень старается замаскировать твои прыщи, но ты раздраженно думаешь, что подружка старается недостаточно хорошо, а может твоё лицо недостаточно хорошо, а может ты сама недостаточно хороша, или вообще всё плохо....

«Ради Бога, не верти головой! - требует Бунми, - Ты сегодня слишком сильно потеешь! Твой макияж пропадёт!»... Она говорит это таким тоном, будто это ты виновата, что так потеешь....

И почему никто не предупредил тебя о предсвадебных переживаниях, которые скапливаются в животе, и вот вот разорвут его?.....

Ноно размахивает руками и гарцует по комнате на цыпочках. Она похожа на перья и мерцающая пыль. Ты ненавидишь легкость, с которой она вертит в одной руке рифленый стакан, а в другой - туфли и стопки одежды, стоя на цыпочках, словно призрак или как бесформенный полиэтиленовый пакет, плавающий на ветру.

«Это подчеркнет твои скулы», - бормочет Ноно, проводя темным тональным кремом от верха твоего правого уха до середины щеки.

Человек, который не являлся женихом, все еще находится на заднем сиденье темно-синей Toyota RAV4. Ты приглядываешься. Голова Даниэля должна быть продолговатой, а эта круглая. И нос не точеный. И на подушечке пальца нет следа от пореза. На кончиках его ногтей нет следов твоей кожи. Нет никакой твердости в его губах, когда его глаза встречаются с твоими. Ты напряженно прислушиваешься.  Ни один раздраженный вздох не вылетает из его рта....

Но это должно быть твоя свадьба, потому что собралось множество гостей в красивых одеждах и с цветами. Гости вплывают и выплывают из комнат и коридоров в своих нарядах от Асоэби, и Кейт Спейд, с красивыми бусами,  ручными веерами, в шляпах с перьями и с воздушным шифоном, и начинает казаться, что ты  всего лишь одна из многих пассажиров мчащегося поезд, вагон переполнен, раскачивается из стороны в сторону, и нет выхода. Ни сейчас, и ни тогда, когда ты произнесла «Да»...

Но раз ты здесь,  то это была любовь, не так ли? Это должно было быть так.....

Комментарии в Instagram гласили: «Вы самая милая пара!»  Это было похоже на любовь, не так ли?

Может быть, не на унитазе той ночью, и не в душе на следующее утро, и не на платформе метро на следующий вечер, но это было похоже на любовь из какой-то  альтернативной реальности....

«Тебе повезло, сестричка! А вот где бы мне найти моего Даниэля? Тебе просто нужен свежий воздух... Да не верти ты так головой!» - шипит Ноно.

Твои глаза уставились на затылок того человека, который не является Даниэлем. Это карамельный прямоугольник в море темно-коричневых оттенков. Остальная часть его тела упакована в полосатый костюм Mai Atafo .   Пиджак свободно свисает с его узких плеч, словно был предназначен для другого мужчины, - мужчины с волосами на груди и жилистыми руками. Из кармана Блейзера торчит малиновый платок.... Ты смотришь на его  лицо, так непохожее на знакомое лицо Даниэля, с его кустистыми бровями и потрескавшимися губами, готовыми выплюнуть вопрос, вроде такого: «Как ты думаешь, куда ты  направляешься, такая разодетая?»

На тебе желто -оранжевое платье от Herve Leger, точно такое, когда он впервые увидел тебя. Возможно, он забыл и об этом платье, и о женщине, на которой было это платье, и о том баре в Филадельфии, где нелегально продавали спиртные напитки несовершеннолетним?

«О! Это платье может убить любого!» - с этими словами, произнесенными с преувеличенным нигерийским акцентом, он подошел к тебе в том баре.

Ты хихикала, как худенькая девушка, или девушка с хорошеньким личиком,  и с грудями, похожими на стволы пистолетов, а потом шептала ему на ухо – «А  ты выглядишь как ходячий мертвец»....

О! Ты отчаянно флиртовала! Ты смеялась без остановки! Твой флирт был похож на попытку ребенка укротить велосипед с тугими педалями и заставить его ехать....

В комнату, тяжело дыша, вбегает озабоченная мама, между грудей которой, вызывающе лежащих в вырезе глубокого декольте, сверкает большой слой геля, о котором она в спешке забыла. Мама выпалила «Поторопись!» и выскочила из комнаты, стуча каблуками туфель по белому линолеуму.

«Да что с тобой сегодня?» - недоуменно вопрошает Ноно, осторожно нанося помаду на уголки твоих губ. - «Ты с таким воодушевлением ждала этого дня, а сейчас, когда он наступил, твоё лицо стало вытянутым и глупым?»

Ты не знаешь, что и ответить, но в это время в дверях комнаты невесты появляется мужчина, который не выглядит, как Даниэль. Его руки и ноги выглядят длиннее, чем у Даниэля... А вот его губы, сухие и потрескавшиеся, тебе хорошо знакомы... Только вот, какому мужчине принадлежат эти губы?
«Ох!» - охает Бунми. Она игриво хлопает ладонью по узким плечам мужчины. «Что ты здесь делаешь?  Тебе нельзя смотреть на невесту, прежде чем она не покинет эту комнату!» - смеётся Бунми.

Она смеётся легко и искренно. Её руки широко раскинуты. Её дыхание спокойно, как и её лицо. Её глаза мягки и доброжелательны, когда она смотрит, как он наклоняется к тебе, чтобы поцеловать тебя в щёчку, «утолщенную» макияжем...

И ты видишь не его гладкую кожу лица, а следы ожогов на его руках, и темные шрамы на лодыжках, которые остались после его падения  в канаву в середине детского марафона, ты видишь его  сутулую спину, и узнаешь  ногу, которая длиннее другой, и то, как он наклоняется вправо, когда он идет, как будто может опрокинуться в любой момент....

«О, Ноно, я встретила мужчину своей мечты!» - кричала ты в телефон  своей сестре после той чудесной ночи в прокуренном баре в центре Филадельфии ….

Ты сидела на его кухонном столе, и на тебе была лишь его в  клетчатая рубашке, и ты уплетала  пиццу  Pepperoni и слизывала моцареллу с его бороды...  А подошвы твоих ног все еще болели от  зажигательной бачаты,  на импровизированном танцполе, на стоянке Таргет в Старом Городе, и от  грязных танцев на заднем сиденье его Toyota Camry. И ты чувствовала себя, словно героиня Tumblr.
 
«А кто он?» - заинтересованно спросила Ноно.

«Он нигериец из штата Anambra! Ты можешь себе это представить?!» - восторженно кричала ты в трубку телефона, под восторженное биение твоего сердца. - «Мама будет так гордиться этим!»

«Смотри, как бы не облажаться!» - Нона говорит  в ответ. - «Мама уже потеряла надежду стать бабушкой....»

Сегодня у тебя между грудей лужи пота. Ты расчёсываешь зудящие руки. В соседней комнате кто-то кричит а потом раздаётся смех...  Ты сбрасываешь свои туфли на тонких каблуках и обхватываешь Ноно за ее тонкую талию, прижимаешься головой к её большой груди и тихо плачешь, и сестра слабеет....

«Ты испортишь макияж...» - шепчет сестра в твоё ухо.

«Я не хочу этого делать! Я его не знаю!» - истерично вопишь ты.

«О! Не будь такой глупой!» - успокаивает тебя сестра.

«Что-то не так с его кожей, Ноно. Посмотри на него внимательно...»

«Ну и что теперь, а? Ты хочешь отменить свадьбу?» - Кричит Бунми, сжав кулаки, сидя за столом, с которого осыпаются опилки, словно снег.. .

Ты проглатываешь эту реплику и смеешься, потому что ты из тех, кто смеется, когда твой мир рушится.... Да, ты смеешься во весь свой белозубый рот, когда человек в синей Toyota RAV4 ругает неуклюжих официанток в китайском ресторанчике в Филадельфии...Ты громко хохочешь, когда он бранит водителей лихачей. Ты смеёшься в ладони, когда он недовольно ворчит на испуганных младенцев в самолётах. Ты бежишь в туалетную комнату, чтобы там вдоволь насмеяться, когда ругается на тебя, за то, что ты слишком долго разогревала суп, не встряхивала простыни перед сном, наносила слишком мало косметики или слишком много..., или надевала «не то платье»..., и любое платье «не то», когда он в плохом настроении....

Справедливость или вызов, чернокожая невеста.

Заглушаешь ли боль в сердце, когда бранится на тебя? Остаешься ли ты спокойной, когда он таскает тебя за волосы? Что спасло тебя последний раз, когда он бил тебя ногой и локтем? У тебя что- девять жизней? Ты хочешь жить?

«Было бы глупостью отказаться от врачебной практики с Гарвадским образованием..» - говорит Бунми.

Это оказалось соломинкой, которая разбивает спину верблюду. Ты быстро встаешь из-за стола, испускающего опилки, и твоя спина рассыпается на кусочки, твои бигуди и заколки для волос разлетаются на Восток и Запад, и ты видишь прямую сверкающую линию воздуха перед собой.
Тебя не останавливают руки Ноно и Банми, и ты выбегаешь из комнаты в коридор. Сторонние зрители могли бы приписать тебе букет красных роз в твоей руке и тонкую прозрачную вуаль на голове. Они будут говорить о том, как ты стремительно, словно гепард, пролетела мимо нарядных  iros and bubas,*** как двухметровый торт опрокинулся на пол, как из рук гостей падали на пол телефоны, как кто-то снимал на телефоны, как ты перепрыгивала через стол, как сорвала с себя браслет и серьги, как вытирала скатертью помаду со своих губ....

Зеваки не видят, что кто-то, в конце коридора, позвал тебя и запихал в тёмный чулан с припасами. Это твоя мама, Она сильно сжимает твою голову руками. Ты хочешь сказать ей, что он впился пальцами в твои щеки, потому что ты настояла на том, чтобы носить это платье Herve Leger, , и что ты оттолкнула его от себя с силой, о которой даже не подозревала.  Ты хочешь сказать ей, что он схватил тебя за волосы и четыре раза подрят стукнул головой о ванну, и что твоя голова до сих пор болит. Ты хочешь сказать ей, что боишься и дальше так жить....

«Ну и что с того, что кожа у бедняги немного тусклая, а?»- твоя мать плачет, и ее лицо становится похожим на скомканную бумагу.. «Ты поставишь в неловкое положение меня и отца, если отменим праздник? Ты что, так сильно нас ненавидишь?»

 «Мама, ты не понимаешь...»

«О, ты думаешь, я тоже этого не вижу?» - шепчет мама, и ты чувствуешь её дыхание на своей груди.  «Я все вижу, детка. Сегодня это цвет его запястий. Завтра он будет требовать от тебя всё больше и больше, пока от тебя не останутся только те части, которые служат его нуждам...»

Ты плачешь, уткнувшись головой в материнскую грудь, и чувствуешь себя пятилетней девочкой. Она позволяет, чтобы твой слёзы впитывались в её нарядную блузку, и поглаживает твою руку, что-то тихо напевая. Она проводит пальцами по твоим туго уложенным волосам, гладит ладонями твою спину и покачивает тебя взад и вперед. Она разминает твои плечи....

Ты держишь свою боль между зубами. Ты собираешь осколки своей спины, разбросанные по полу, ресницу, висящую на нитке, бусинки, выпадающие из волос, кость на спине, грубую жилистую кожу, вуаль на пальце ноги, Ты успокаиваешь своё дыхание, пока твои рыдания не затухают, и всё, что остаётся — это тишина....

Ты снова «практикуешь» перед этой охающей и ахающей толпой, перед этим пастором с глазами бусинками, на матрасе с мужчиной, в самолёте, на котором ты с красными глазами летишь в Бали, в родильной палате в Лагосе.

Ты отмечаешь пятую годовщину своей врачебной практики. Университетский Учебный Госпиталь провёл её на твоей родине - в деревне Umueze.  Твой сын Чибузор говорит, что ты и папа очень мило воняете.

Ты смеёшься.


 
* Остров Виктория — один из самых эксклюзивных и дорогих районов Лагоса, столицы Нигерии.
 ** like you are last night’s chicken wings. - идиома, сарказм (ощущать себя вчерашними куриными крылышками)
***  iros and bubas — африканские праздничные одежды


Adorah Nworah пишет свои рассказы на языке Игбо (штат Анамбра в восточной Нигерии). Она получила степень доктора юриспруденции в Юридической школе Темпл в 2018 году и в настоящее время практикует финансовое право коммерческой недвижимости в Филадельфии. Ее короткий рассказ, «Broken English» («Ломаный английский»), был в длинном списке соискателей приза   Африки за короткую историю 2018 года.


Рецензии