Что творится на Ките?

    Обычно художники-иллюстраторы, либо художник-декораторы – в театральных постановках сказки «Конёк-Горбунок», изображают Чудо-Юдо-Рыбу-Кита довольно «весело», ярко и задорно. На спине у него – уютная такая деревенька с избушками и палисадниками… То есть, село, а не деревенька, село! Поэтому, - потому что село,  - некоторые художники – в том числе и наш любимый, кажущийся вполне «посвящённым» в тайну сказки, Юрий Алексеевич Васнецов, - рисуют там среди избушек ещё и церковь с колокольней, - в селе ведь должна быть церковь. Хотя у автора ничего о церкви не сказано…

  На широкой китовой переносице весело отплясывают крестьянские мальчишки в разноцветных косоворотках…  Где-то рядом пашут пашню сильные, деловитые бородатые мужички… На хвосте, как водится, шумит сосновыми и еловыми верхушками тёмный бор. А на другом конце  - между каких-то «усов», которых у китов вообще не бывает, ходят весёлые девушки в корзиночками, похожие на переодетую в крестьянку барышню Лизу Муромскую, и собирают грибочки… Всё так мило, так празднично. И чего этому киту недостаёт? От чего он мучится? Не каждому киту такое счастье выпадает, - вишь, как его украсили со всех сторон: там грибки, так палисадники, там пляшут, здесь пашут…  Впрочем, в детской книжке (или в постановке для детей) по-другому, может быть, и нельзя…

   
   И вообще, если читать текст сказки по-ершовски, то здесь никакого иного смысла, кроме самого прямого, «лобового», вроде и быть не может. Но мы-то читаем по-пушкински. А если читать по-пушкински, то здесь всё – иносказание. Всё – не то, чем названо… И картинка на самом деле получается жуткая.

Ну-ка вспомним, как там сказано про беднягу-Кита?..

Вот въезжает на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо- Юдо- Рыба- Кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.

   Итак, перво-наперво, у живого существа – Кита, хоть и чуда-юды,  - изрыли бока. Для чего? Золото искали? Нет, мы думаем, что изрыли их – для могил. Много народу умирает на этом Ките-Левиафане-государстве, - и не только народу... «Конёк», - как утверждаем мы,  - пока единственные, - был написан в начале 1834 года. А в 1833 в России был голодный год. «Голод 1833 года сопровождался эпидемиями и падежом скота. Охватил: все Поволжье, Юг России, Воронеж, Курск, Смоленск, Северный Кавказ, Витебскую и Могилевскую губернии и случился в Иркутске. По оценкам властей голодало 15.000.000 душ. Войско Донское лишилось 80.000 лошадей. В пораженных местностях истребили 9/10 наличного скота. Во многих деревнях крестьяне вспарывали себе животы. На Северном Кавказе среди поселенцев и местных прошла волна людоедства».* И всех этих людей и животных надо было куда-то закапывать... Вот бока и изрыты!

   Частоколы – это, прежде всего, те частоколы в Сибири, за которыми оказались ссыльные декабристы. (Очень внушительный, "натуральный" частокол - в фильме В.Мотыля "Звезда пленительного счастья". Он сразу и вспоминается!). То, что они вбиты киту в рёбра, говорит о мученичестве, – как самого Кита, так и тех, кто за этими частоколами находится.**

  Сыр-бор на хвосте – это, вероятно, продолжающаяся Кавказская война (1817-1864). 

  Село, стоящее на спине,  - искусственное образование. Эти два стиха – «На хвосте сыр-бор шумит,

  На спине село стоит», - соответствуют стихам «Царя Салтана»: «Остров на море лежит, Град на острове стоит». Там был – град (город), здесь – село. В селе жили и Старик с сыновьями. Но то, что на Ките – это какое-то другое село…  Это село какое-то неправильное, искусственное. И не зря ничего не сказано о церкви в нём (а ведь в селе обязательно должна быть церковь). Если град Царевны-Лебеди и Гвидона был – чудом, то село на Чуде-юде-Ките – что-то, ему обратное.

   Мужички, пашущие на губе, - это всё те же голодные мужички, которые пашут помещичьи земли на краю (губа – это край) терпения и физических сил.

   Мальчишки, пляшущие «между глаз» Кита – это те же мальчики, что стояли, кровавые, в глазах «Бориса Годунова». То есть, не те, другие, конечно. Те – в глазах Годунова, эти – в глазах Кита-Николая. И не совсем мальчики. Постарше несколько. Но их всё равно называли «мальчишками». Есть мнение, что их так назвал первым А.С. Грибоедов – за незрелость. Но, возможно, что тот же Грибоедов назвал их мальчиками и потому, что они и были ими – «мальчиками для битья». Потому что их казнили за преступление, которого они не совершили, - как тех мальчиков наказывали за проступки принца. Преступление совершили «янычары», вторгшиеся, как звери, в спальню Павла Первого и умертвившие его. Но – они не могли быть наказаны. Александр их наказать не мог, поскольку и сам оказался с ними заодно. Николай – «за давностию лет» и как брат Александра, так же уже ничего не мог с ними сделать. А здесь, - пожалуйста, - свеженькие «цареубийцы»! «На правёж - в решётку – на кол!»… То есть, четвертовать – отрубить голову – повесить, наконец!!

  Вот пятеро повешенных и есть эти мальчики. У  о с т р о у м н ы х англичан есть выражение «сплясать на пустоте» (dance on nothing). (Сленг: быть повешенным, умереть на виселице (букв. сплясать на пустом месте). «Между глаз» – это, может быть, как раз «на пустоте», потому что иначе можно было бы сказать, что они пляшут на носу Кита…

   Ну, а дубрава, где девушки ищут грибов, - это книжные издательства и магазины, а грибы – это книги бездарных, но популярных писателей. Грибами Пушкин называл этих самых ничтожных писателей: «бездарные пигмеи, грибы, выросшие у корня дубов, Дорат, Флориан, Мармонтель, Гишар, M-me Жанлис — овладевают русской словесностью».*** Девушки же – это на самом деле дворянки, а не крестьянки, - поскольку последние в большинстве своём читать не умели.

   Вот такой, получается, Чудо-Юдо-Рыба-Кит, - если прочесть о нём по-пушкински. Это - Николаевский Левиафан: государство без Бога. Государство, забывшее о своём предназначении, вменённом ему Богом, и наказанное за это.




Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/22/1498







Иллюстрации: Рыба-Кит у Васнецова и Кочергина. (Взяты из Интернета).


*Краткая история голода в России. https://d-clarence.livejournal.com/89855.html
**Кол (из кольев состоит часто-кол), вбитый в ребро, однозначно отсылает нас к смерти Христа, когда римский сотник Лонгин проткнул Ему ребро копьём, удостоверясь, что Он мёртв.
***А.С. Пушкин. О ничтожестве литературы русской.


Рецензии