Антиэго

По энциклопедическим данным - понятие об эгоизме тесно связано с экономической теорией Адама Смита, сложенной из нескольких идей:

•        -- Идея, якобы, объективности экономических законов  на базе внутренних механизмов, но не внешнего управления;

• -- Понятие «экономический человек» - это, якобы, человек со стремлением к личной выгоде;

• -- Естественный порядок - это рыночные отношения, якобы, основыванные на личных корыстных интересах. А именно они суммарно и в интересах всего общества –  обеспечивают богатство, благополучие и развитие человека;

• -- Естественный порядок, якобы, не может существовать без естественной свободы, в основе которой лежит частная собственность;

•        -- «Невидимая рука» - термин, который,якобы объективнее всего аргументирует автономность и самодостаточность эгоистической системы;

А далее идёт полное само-опровержение всего, что изложено -- одной лишь фразой, которой А.Смит абстрактно (чисто фантазийно) совместил несовместимое в том, что личная выгода не является личной выгодой, а чтобы прийти к общему богатству - к личной выгоде необходим и альтруизм, или учёт интересов и потребностей и других людей.

И действительно, по Википедии  (ru.wikipedia.org›Эгоизм) :

-- эгои;зм (др.-греч. ;;; , лат. ego — «я») -- самолюбие, или поведение, целиком определяемое мыслью человека о собственной пользе, выгоде. Но одновременно с этим эгоизм не ставит свои интересы выше интересов других?!?


Однако, по другим источникам и, очевидно, с учётом многовековой практики, эгоизм - есть понятие, противоположное альтруизму, из чего следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, полностью пренебрегая интересами других и используя их как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели. без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.

Адам Смит оказался бы прав, если бы понятие о личной выгоде (прибыли) -- тоже оказалось до беспредела абстрактным, не имеющим никаких источников прибыли от конкретной убыли у реальных людей и ими перерабатываемых природных богатств.
Особенно в ситуациях с частными междусобойчиками с их коммерческими тайнами и невмешательством государства.


 Смит был убежден, что государственное регулирование необходимо лишь при выпуске банкнот, охране страны от внутренних и внешних посягателей на безопасности граждан, поддержании общественных дорог, создании системы образования и воспитания.

Для выполнения этих функций А. Смит предложил государству иметь бюджет, полностью основанный на налогах и сборах с населения, без учёта основных и сравнительно мощнейших доходов от труда по переработке природных богатств, предназначенных по А.Смиту для оседания в частных банках и фондах.

Однако, если говорить о современном видении прежних идей  А. Смита, то на первое место в прогрессе частной экономики выдвигается идея свободной конкуренции между производителями и потребителями, которая тем насыщенней, чем больше проводится де-национализации (приватизации) от целостного Государства Российского.

А к слову сказать, именно Российское Государство когда-то и  образовывалась и укреплялось на экстремальных поворотах судьбы благодаря превалированию объединительных тенденций над разъединительными.

Но в Российское Государство же - вернулась и тотальная приватизация, а под предлогом заботы о повышении экономики и жизненных уровней граждан, началось одновременное нечто, так схожее с реваншем за возврат государственных природных богатств и ресурсов в лоно клановой аристократической Синекуры с монархическим режимом.

Чему столько осталось свидетельств со сносом памятников и переименованием улиц, пусть и не по всей стране, но в столицах - точно.

Только почему именно конкуренцией решили сгладить пороки дремучего эгоизма?

=======

Ведь если говорить о конкуренция в стихийной природе, то это не что иное, как дикая ожесточенная антагонистическая борьба за жизненное пространство, с уничтожением (вытеснением)   менее приспособленных к выживанию особей, включая и прямые поглощения сильными более слабых.

А с другой стороны - явно прогрессивные результаты конкуренции великолепно демонстрируются Олимпийским движением со спортивной состязательностью  в равных весовых категориях!


Разница в конкуренции между дикой природой и цивилизованным разумным человеком в том и состоялась, что первым условием состязательности было условие обязательности равных (квази-равных) весовых категорий ( с неравными и без всякой конкуренции было ясно, за кем победа и поражение), при категорическом исключении всяких летальных исходов в ходе состязаний, но и неоднократных же шансах на окончательное выявление сильнейшего, а в последующем с неоднократными новыми попытками становиться сильнейшим среди уже сильнейших. Чем и обуславливался непрерывный прогресс в конкуренции.

Разница в конкуренции весьма существенная : избавляться от конкурента в угоду собственной монополии или последовательно усиливать обеих конкурентов по итогам очередных временных состязательных испытаний.
А известно, что приватизация общенациональных ресурсов для того и стимулировалась, чтобы как можно больше увеличить число частных компаний, которые непременно и заметно начнут состязаться между собой за высокое  качество товаров с их более успешным доведением до потребителя.

======

Но давайте обратим внимание : - если производители товаров и услуг могут и способны организовываться в частные компании, то потребители -- свободны по всему миру выбирать себе потребление в любой частной компании, производит кто-то что-то или не производит, но потреблять обязан самой жизнью и разумеется с конкуренцией за наиболее выгодный для себя товар.

А теперь отметим не менее существенное : - если производители, как правило, - это высочайшие профессионалы, то потребители, в самом лучшем случае, имеют возможность  получать одно-два высших образования по выбранной профессии.
Но это и означает, что именно на свободном рынке без вмешательства государства, остаются один на один с профессионалами производства-- огромные контингенты  профанов-потребителей, мало что соображающих в профессиях профессионалов-производителей (продавцов), кроме одной-двух!

И далее по списку, с одной стороны : - озабоченные извлечением частной выгоды - юридически подкованные лица, свободные матёрые адвокаты, нотариусы, вообще многоопытные по сравнению с  наивными, а прагматики и циники с романтиками, то есть со всеми теми, для кого и явная убыль из кармана останется никак не заметной, а то и законной нормой.

И спрашивается, это что за умники, ввергнувшие в горнило   выгодного поглощения "слабых" более "сильными"-- под предлогом свободного рынка на частных междусобойчиках?

======

Свободный рынок на частной выгоде, с поляризацией на богатых и бедных - это не следствие естественно природного  разброса по способностям и возможностям.
 
А глубоко укоренившийся рукотворный принцип осознанной генерации и постоянного поддержания в обществе нужды в деньгах - дабы ещё больше приносили прибыли частным кредиторам.
А поскольку никаких верхних пределов материальной состоятельности не существует  и никто не  заинтересован в том, чтобы явные излишки богатства бескорыстно распределялись с большей пользой для развития малоимущих, то под экономическим чудом свободной концепции А. Смита, которое кто-то примеряет для всеобщего развития и уверенного движения каждого к богатству -- на самом деле осуществляется замысел сугубо выборочного личного обогащения, не имеющего никаких мыслимых пределов и способов накопления материальной состоятельности -- исключительно за счёт организации далеко не равной конкуренции, в результате которой просто неизбежно непрерывное поглощение условно "сильными" конкурентами - массы всех, условно "слабых".

В полное подтверждение движения к выборочному же монопольному империализму, которому по современным объёмам беспредельно накапливаемого выборочного капитала -- и этого определения явно недостаточно. Возможно нечто вроде высшей стадии империализма -- импер-олигархизма, с его уже и нескрываемым протестным неприятием по всей планете.

Где под силой и слабостью имеются ввиду уже не хищные  порядки в дикой природе, а профессионалы, подготовленные либо высшим образованием, либо самим жизненным опытом и с которыми частная концепция предлагает оставаться один на один с малограмотными, менее ловкими, нуждающимися в деньгах, находящимися в беде и иными более уязвимыми конкурентами, которыми и обуславливается не имеющее никаких пределов капиталистическое накопление материальной состоятельности.

( Фрагмент из авторской рукописи  " Антиэго")


Рецензии