И. В. Фёдорова Крошнина Костомукша По заведенью го

Сказ



"По заведенью гостьбы да земнородности"(И. В. (Фёдорова) Крошнина.) (Костомукша)

Как-то собрались за одним большим столом: помор да карел. Земнородны оне, на одной земле рождены.
Дак по заведенью гостьбы выложили свои пироги в центре стола.

Помор говорит: «Побалуйся нашими шаньгами, шанёжками, соседушка. Шаньги-то тЯпаны свежим молоком».
Карел помолчал потом в ответ: «А это вот соседушка наши Шипайниеку – калитки, так у нас говорят». Сидят объедаются.

А шаньги да калитки, забахвалились, заспорили кто скуснее да сытнее. Лежат посередь стола, гордёны таки, красуются.
Шаньга поддевает калитки: «Ты то несуразная, лепёха лепёхой, ни виду у тя, ни аппетиту. Вот я так глянько, округленька, румяненька, так в рот и пёхай». 
А калитка оглядела себя, лыбится всею собою род открывши. Уж так она выглядит. Дак и ответствует: «А много ли в тебе масла, помазана ли помазком. Я то мякка, тёпла, тесто на молоке мешано, раскатано да крупою, а нынче картошкою помятой выложена, а как снимут меня с противня, вот тут уж масла не жалеют, всю меня умаслят. На мне у детей силушка растёт. Про меня-то корелы так говорят: S;;t;, muamo ;ipainieal, kazvan ambuniekkaine – корми, мама, калитками, я расту тебе помощником». 

Шаньга распарилась вся, выславляется: «Я-то сметаной мазана, да на сметане мешана. А тесто то у меня не хужее твоего. А едят меня горячей, да поливают маслом. Дух то цуяшь духмяной. Меня поедят, сутки без еды жить-поживать можно. Заместо хлеба я в дороге-пути у странников». Про меня и поют и стихами сказывают: ....

"- Вот те шаньга, вот те чай. 
Садись рядом - не скучай. 
Пробуй шаньгу, милушко, 
Набирайся силушки"...*
Шаньги да калитки друг перед дружкой хвалятся, да вместях поедаются. 
Сидят карел, да помор за столом и угощают друг дружку шаньгами да калитками, беседу беседуют. И в избе от благоухание да благодушие.

* Отрывок из стихотворения "Шанежки" Натальи Леонович из Архангельска.
Шанёжка - хлебная лепешка, ватрушка с ягодами, крупою, картофелем или творогом. Повс. 
Калитка - ;ipainiek|ku - пироги карельские с крупой и картофелем


Рецензии