О книге Ольги Токарчук Бегуны

Теперь вычитываю в книгах то, за что цепляется душа, чтобы расти и крепнуть. Но не каждая книга создана так, чтобы попадать в пространство, открытое для ее восприятия. Это эффект «не моей книги». Те несколько дней, когда читала «Бегуны» нового Нобелевского лауреата Ольги Токарчук, ощущала тяжелую завесу дурмана, опадавшую даже на мой сон. Впрочем, автор и сама признается в одной из новелл в своем пристрастии к чему-то ненормальному, извращенному, что ли. Словно прогулялась по психиатрической клинике, где пациенты все знакомые люди, недавно познакомились. Некоторые страницы просто перелистывала, не в силах вчитываться в детали описания препарированного человеческого тела, мышц, сухожилий, бальзамированных трупов… Это осталось за пределами, как и описание изъятия из тела умершего Шопена его сердца. Застревала лишь там, где жизнь выпячивала реальное над выдуманным, где мастерски описываемые переживания и чувства людей взяты, казалось, из услышанного, подсмотренного, узнанного от них же самих, доверительно рассказавших нехитрые истории настоящей боли. Иногда казалось, что слышу рефрен, повтор ранее прочитанного. И столь же завораживающе притягивали «списанные с жизни» новеллы, сколь отталкивало выдуманное. Второй раз к этой книге не вернусь, любопытство, толкнувшее к ее прочтению, породило в душе смешанное чувство увлеченности некоторыми поистине литературными находками и мастерски выписанными картинами, и мучительное неприятие деталей препарирования мертвого тела одновременно.


Рецензии